Идеи для развития социально-эмоциональных навыков школьников

0
0
Материал опубликован 31 August 2023

Социально-эмоциональные навыки помогают школьникам понимать свои эмоции и чувства других, успешно справляться с конфликтами, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, проявлять сочувствие и принимать ответственность за свои действия.

Занятия по социально-эмоциональному обучению дают детям инструменты, которые помогают справляться со сложными ситуациями, быстрее адаптировать в новом окружении, развиваться и налаживать позитивные отношения со своими сверстниками.

Для большинства учащихся школа является основным местом, где можно устанавливать социальные связи за пределами своей семьи. Поэтому так важно на переменах, при проведении классных часов уделять данному навыку чуть больше внимания.

Основы социально-эмоционального обучения

Социально-эмоциональное обучение включает ряд основных навыков:

  1. Самосознание — распознавание своих эмоций и мыслей, понимание того, как они влияют на собственное поведение, и оценка личных сильных и слабых сторон.
  2. Самоуправление — регулирование своих мыслей, эмоций и поведения.
  3. Социальная осведомлённость — понимание точки зрения других, проявление сочувствия к различным группам людей и поиск поддержки в семейных, школьных и общественных отношениях.
  4. Навыки взаимоотношений — построение и поддержание здоровых отношений, основанных на сотрудничестве и сопротивлении негативному давлению.
  5. Принятие решений — ответственность за своё поведение и оценка последствий принятых решений.

Независимо от возраста учащихся занятия с ними можно адаптировать для обучения основным социальным и эмоциональным навыкам.

 

1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональные навыки: самосознание

Необходимые материалы: художественные принадлежности, музыка

t1693511721aa.jpg

Искусство — отличный способ снять стресс и выразить свои эмоции позитивным способом. Подходит для учеников всех классов. Включите учащимся музыкальное произведение, стихотворение или аудио рассказ, а затем попросите их нарисовать рисунки, опираясь на вопросы-подсказки:

  1. Что ты почувствовал, когда слушал музыку/рассказ?
  2. Это произведение весёлое или грустное?
  3. О каких цветах оно тебе напомнило?

В копилке УРОК.РФ вы найдёте и другие идеи по арт-терапии:

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

Профессиональные навыки: ответственное принятие решений, самоуправление

Необходимые материалы: схема работы, именные бирки, инструкции и расходные материалы для каждого задания

t1693511721ab.jpg

Классный кабинет — оживленное место, здесь многое что происходит. Организуйте классное самоуправление. Создайте таблицы, плакаты или стикеры, согласно которым учащиеся будут брать на себя ту или иную активность. Пусть это будут простые, соответствующие их возрасту, классные задания. Например, полив растений, заточка карандашей, протирка классной доски, дублирование всех домашних заданий на доске, включение и выключение света в классе и т.д.

 

3. ЧТЕНИЕ КНИГ

Профессиональные навыки: навыки взаимоотношений, социальная осведомлённость

Необходимые материалы: книги или аудиоматериалы

t1693511721ac.jpg

Рассказать о чувствах и эмоциях могут книги. Организуйте классный час или внеклассное мероприятие по прочитанной книге. Занятие может пройти в формате беседы или дискуссии. Цель: порассуждать об отрицательных и положительных чувствах главных героев, их поступках. Обязательно спросите, какие эмоции пережили сами ученики во время чтения книг.

В работе с младшими школьниками лучше организовать чтение вслух, а ещё лучше по ролям. Так можно вживую смоделировать эмоции героев, а после проанализировать прочитанное.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации