Выступление «Самоуправление в начальной школе»

3
0
Материал опубликован 4 November 2022

Самоуправление в начальной школе.

Из опыта работы учителя начальных классов

МАОУ «НОШ №7 имени В.И.Ефремовой» г.Усинска

Хаустовой Людмилы Станиславовны


 

Обязанность учителя начальных классов – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.

Участие детей в управлении жизни класса рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников, решение других социально-ценных задач.

Младшим школьникам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Важно сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Цель работы:

Содействие развитию у учащихся самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Следуя принципу добровольности, участниками самоуправления в классе становятся все желающие учащиеся, родители. Все участники самоуправления (дети, взрослые, педагог) совместно выполняют три основные функции: планирование, организация, анализ как в целом жизни коллектива, так и конкретного дела.

Педагогическое обеспечение самоуправления заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать, постепенно представляя детям всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Структура ученического самоуправления

Оt1667580275aa.png снову организации самоуправления в классе составляет разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнять какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. Ученики, их родители и классный руководитель – граждане игрового города «Радуга». Классный коллектив имеет свой девиз, законы классной жизни.

Каждый учащийся входит в состав того или иного «Совета», имеет своё постоянное поручение. При подготовке к классным часам, праздникам и другим классным мероприятиям создается «Совет дела» (временный).

Развитие ученического самоуправления в классе

Работу по организации самоуправления начинаю с первого класса, постепенно. В первом классе первый месяц работы уходит на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива. Затем начинаю привлекать учащихся к выполнению простейших обязанностей - дежурство по классу: помочь разложить и собрать раздаточный материал к уроку, проверить готовность к урокам (все ли учебные принадлежности лежат на парте). Примерно в ноябре мы делимся на микрогруппы, которые впервом классе называем «семейками».

Формируются группы учащихся по желанию ребят. Я только стараюсь руководствоваться определенными принципами.

Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.

Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

t1667580275ab.pngВ классе появляются семейки «Санитары», «Игровики», «Хозяйственники» и «Знайки». Объясняю детям какие обязанности у каждой семейки.

«Санитары» проверяют чистоту рук перед столовой, следят за внешним видом одноклассников

«Игровики» раздают настольные игры, следят, чтобы все игры содержались в порядке

«Хозяйственники» под присмотром учителя поливают цветы, поддерживают порядок в классе

«Знайки» проверяют готовность к урокам, приносят книги, следят за порядком в классной библиотеке

Всё это они делают по моим прямым поручениям:

- предъявляю требования;

- задаю правила и нормы взаимоотношений;

- призываю к интересу детей в совместной деятельности.

На длительные сроки постоянных обязанностей за отдельными учащимися в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, первоклассники очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром, знайкой и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся.

Все четыре года обучения поручения меняем не реже одного раза в семестр. Обычно я это делаю перед каникулами. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная «Семейка» (Совет), сохранить лучшее из придуманного и внести новое. На итоговом классном часе командиры команд сначала отчитываются о своем поручении, дают советы тем, кто продолжит выполнять это задание, а затем «вслепую» выбирают из оставшихся невыполненных поручений одно.

Смена поручений отражается на классном уголке, который мы начинаем оформлять, как только поделились на микрогруппы.

t1667580275ac.png Со второго класса «семейки» переименовываются в «Советы». Уже известные поручения за группами детей получают более расширенные функции.

Совет «Знание»

Организуют выпуск познавательных листовок «За страницами учебника»;

Являются организаторами различных интеллектуальных игр, конкурсов;

Отвечают за участие класса в общешкольном интеллектуальном марафоне «Знание – сила!».

Совет «Творчество»

Организуют различные выставки творческих работ учащихся класса;

Оказывают помощь в подготовке и проведении праздничных и досуговых мероприятий в классе;

Отвечают за оформление классной комнаты к празднику.

Совет «Здоровье»

Организуют выпуск информационных листовок о здоровье;

Следят за чистотой в классе, соблюдением правил гигиены;

Организуют подвижные игры во время динамической паузы, проведение физкультминуток на уроке;

Ответственны за участие класса в месячнике «Мы за здоровый образ жизни».

Совет «Порядок»

Следят за порядком и чистотой в классе;

Организуют дежурство в классе и столовой;

Следят за сохранностью школьного имущества.

Со второго класса выбранный актив уже берет на себя часть организаторских функций. Я, как классный руководитель, помогаю освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива. Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива.

- И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле.

- Создаются условия для самореализации личности.

Одним из первых коллективных дел для нас стало создание Законов класса. Содержание законов нашего класса сами ребята определили в процессе обсуждения в микрогруппах, а оформили их в виде пословиц.

 

Законы классной жизни:

В хорошей артели всяк при деле.

Воля и труд - дивные всходы дают.

Веселье делу не помеха.

Всякий человек по делу познаётся.

Доброе дело исполняем, а худое искореняем.

Здоров будешь – всё добудешь.

По мере трудов и награда.

Ведущие формы организации жизнедеятельности коллектива:

Проектные работы

Конкурсы (олимпиады, викторины, мозговые штурмы, брейн-ринги)

Концерты

Выставки

Акции

КТД

Спортивные соревнования

Ролевые, деловые, творческие игры

Мастер-классы

 

Внеклассные мероприятия соответствуют программе воспитательной работы в классе «Вверх по радуге»

t1667580275ad.png

Показателями эффективности такой работы является результат анкетирования, методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в коллективе»:

1 компонент - включенность учащихся в самоуправленческую деятельность – коэффициент 0,62, что составляет средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе

2 компонент - организованность классного коллектива - коэффициент 0,89, что составляет высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе

3 компонент - ответственность членов первичного коллектива за его дела - коэффициент 0,9, что составляет высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития самоуправления в классе находится на достаточно высоком уровне. Такой анализ учителя своей деятельности, помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.

 

 

Приложение

 

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

(разработана М.И. Рожковым)

 

4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1- «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

 

1

 

4 3 2 1 0

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

2

4 3 2 1 0

Вношу предложения по совершенствованию работы класса

3

4 3 2 1 0

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

4 3 2 1 0

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач

5

4 3 2 1 0

Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям

6

4 3 2 1 0

У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися

7

4 3 2 1 0

Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива

8

4 3 2 1 0

Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

9

4 3 2 1 0

Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10

4 3 2 1 0

Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11

4 3 2 1 0

Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены

12

4 3 2 1 0

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей

 

 

Обработка результатов.

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5-8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).

 

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.

 

Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875.

Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,81-1

Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.