Выступление «Самоуправление в начальной школе»
Самоуправление в начальной школе.
Из опыта работы учителя начальных классов
МАОУ «НОШ №7 имени В.И.Ефремовой» г.Усинска
Хаустовой Людмилы Станиславовны
Обязанность учителя начальных классов – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Участие детей в управлении жизни класса рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников, решение других социально-ценных задач.
Младшим школьникам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Важно сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Цель работы:
Содействие развитию у учащихся самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Следуя принципу добровольности, участниками самоуправления в классе становятся все желающие учащиеся, родители. Все участники самоуправления (дети, взрослые, педагог) совместно выполняют три основные функции: планирование, организация, анализ как в целом жизни коллектива, так и конкретного дела.
Педагогическое обеспечение самоуправления заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать, постепенно представляя детям всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Структура ученического самоуправления
О снову организации самоуправления в классе составляет разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнять какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. Ученики, их родители и классный руководитель – граждане игрового города «Радуга». Классный коллектив имеет свой девиз, законы классной жизни.
Каждый учащийся входит в состав того или иного «Совета», имеет своё постоянное поручение. При подготовке к классным часам, праздникам и другим классным мероприятиям создается «Совет дела» (временный).
Развитие ученического самоуправления в классе
Работу по организации самоуправления начинаю с первого класса, постепенно. В первом классе первый месяц работы уходит на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива. Затем начинаю привлекать учащихся к выполнению простейших обязанностей - дежурство по классу: помочь разложить и собрать раздаточный материал к уроку, проверить готовность к урокам (все ли учебные принадлежности лежат на парте). Примерно в ноябре мы делимся на микрогруппы, которые впервом классе называем «семейками».
Формируются группы учащихся по желанию ребят. Я только стараюсь руководствоваться определенными принципами.
Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
В классе появляются семейки «Санитары», «Игровики», «Хозяйственники» и «Знайки». Объясняю детям какие обязанности у каждой семейки.
«Санитары» проверяют чистоту рук перед столовой, следят за внешним видом одноклассников
«Игровики» раздают настольные игры, следят, чтобы все игры содержались в порядке
«Хозяйственники» под присмотром учителя поливают цветы, поддерживают порядок в классе
«Знайки» проверяют готовность к урокам, приносят книги, следят за порядком в классной библиотеке
Всё это они делают по моим прямым поручениям:
- предъявляю требования;
- задаю правила и нормы взаимоотношений;
- призываю к интересу детей в совместной деятельности.
На длительные сроки постоянных обязанностей за отдельными учащимися в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, первоклассники очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром, знайкой и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся.
Все четыре года обучения поручения меняем не реже одного раза в семестр. Обычно я это делаю перед каникулами. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная «Семейка» (Совет), сохранить лучшее из придуманного и внести новое. На итоговом классном часе командиры команд сначала отчитываются о своем поручении, дают советы тем, кто продолжит выполнять это задание, а затем «вслепую» выбирают из оставшихся невыполненных поручений одно.
Смена поручений отражается на классном уголке, который мы начинаем оформлять, как только поделились на микрогруппы.
Со второго класса «семейки» переименовываются в «Советы». Уже известные поручения за группами детей получают более расширенные функции.
Совет «Знание»
Организуют выпуск познавательных листовок «За страницами учебника»;
Являются организаторами различных интеллектуальных игр, конкурсов;
Отвечают за участие класса в общешкольном интеллектуальном марафоне «Знание – сила!».
Совет «Творчество»
Организуют различные выставки творческих работ учащихся класса;
Оказывают помощь в подготовке и проведении праздничных и досуговых мероприятий в классе;
Отвечают за оформление классной комнаты к празднику.
Совет «Здоровье»
Организуют выпуск информационных листовок о здоровье;
Следят за чистотой в классе, соблюдением правил гигиены;
Организуют подвижные игры во время динамической паузы, проведение физкультминуток на уроке;
Ответственны за участие класса в месячнике «Мы за здоровый образ жизни».
Совет «Порядок»
Следят за порядком и чистотой в классе;
Организуют дежурство в классе и столовой;
Следят за сохранностью школьного имущества.
Со второго класса выбранный актив уже берет на себя часть организаторских функций. Я, как классный руководитель, помогаю освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива. Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива.
- И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле.
- Создаются условия для самореализации личности.
Одним из первых коллективных дел для нас стало создание Законов класса. Содержание законов нашего класса сами ребята определили в процессе обсуждения в микрогруппах, а оформили их в виде пословиц.
Законы классной жизни:
В хорошей артели всяк при деле.
Воля и труд - дивные всходы дают.
Веселье делу не помеха.
Всякий человек по делу познаётся.
Доброе дело исполняем, а худое искореняем.
Здоров будешь – всё добудешь.
По мере трудов и награда.
Ведущие формы организации жизнедеятельности коллектива:
Проектные работы
Конкурсы (олимпиады, викторины, мозговые штурмы, брейн-ринги)
Концерты
Выставки
Акции
КТД
Спортивные соревнования
Ролевые, деловые, творческие игры
Мастер-классы
Внеклассные мероприятия соответствуют программе воспитательной работы в классе «Вверх по радуге»
Показателями эффективности такой работы является результат анкетирования, методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в коллективе»:
1 компонент - включенность учащихся в самоуправленческую деятельность – коэффициент 0,62, что составляет средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе
2 компонент - организованность классного коллектива - коэффициент 0,89, что составляет высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе
3 компонент - ответственность членов первичного коллектива за его дела - коэффициент 0,9, что составляет высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития самоуправления в классе находится на достаточно высоком уровне. Такой анализ учителя своей деятельности, помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.
Приложение
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
(разработана М.И. Рожковым)
4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1- «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».
1
|
4 3 2 1 0 |
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше |
2 |
4 3 2 1 0 |
Вношу предложения по совершенствованию работы класса |
3 |
4 3 2 1 0 |
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 |
4 3 2 1 0 |
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач |
5 |
4 3 2 1 0 |
Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям |
6 |
4 3 2 1 0 |
У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися |
7 |
4 3 2 1 0 |
Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива |
8 |
4 3 2 1 0 |
Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями |
9 |
4 3 2 1 0 |
Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. |
10 |
4 3 2 1 0 |
Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. |
11 |
4 3 2 1 0 |
Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены |
12 |
4 3 2 1 0 |
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей |
Обработка результатов.
При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);
2) организованность классного коллектива (5-8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.
Например, сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78 : 10 : 16 = 0,4875.
Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:
Таблица
Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)
0-0,5
Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)
0,51-0,8
Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)
0,81-1
Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.