Рабочая программа «Психокоррекция страхов подростков с помощью средств арт-терапии» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

Пояснительная записка

Обоснование темы. Новые условия политической, экономической и социальной жизни России, повышение криминогенности в стране, усложнение и расширение объёма школьных программ, неисчислимые информации о катастрофах, террористических актах, разрушениях и бедствиях, транслируемые по телевидению, а также фильмы ужасов, боевики со сценами жестокости и насилия – всё это внушает неуверенность в завтрашнем дне, и как следствие этого, возрастают эмоциональная напряжённость, тревога, страхи. Следствием сложившиеся ситуации является повышение уровня психического напряжения, тревожности, реализуемой в подростковых страхах.

Актуальность программы. В настоящее время актуальной становится проблема по диагностике и коррекции страхов у детей младшего подросткового возраста, т.к. в данном возрасте эмоциональная сфера школьников – наиболее ранимая часть психики, она очень чувствительна к воздействию среды, и резкое увеличение количества факторов страха ведет к повышенной тревожности и устойчивым страхам.

Комплексная программа «Психокоррекция страхов у детей младшего подросткового возраста с помощью средств арт-терапии» представляет собой систематическую психологическую помощь учащимся младшего подросткового возраста.

Цель программы: психологическая поддержка младших подростков, имеющих различные страхи.

Эта цель может быть достигнута за счёт решения психологом следующих задач:

создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности;

способствовать актуализации и отреагированию чувства страха младшими подростками с помощью средств арт-терапии;

осуществить контроль над объектом страха;

усилить «Я» младшего подростка, т.е. повысить уверенность в себе у младших подростков с помощью средств арт-терапии;

способствовать повышению психического тонуса младших подростков и развитию у них способности к рефлексии.

При реализации программы мы опирались на следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л. С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.

5. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей [Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебноек пособие. М.: СФЕРА, 2002].

Настоящая программа ориентирована на работу с младшими подростками, имеющими различные страхи. Она включает в себя психодиагностический и психокоррекционный разделы.

Психокоррекционная программа представлена в виде тематического плана занятий, который включает в себя 10 мероприятий, каждое длится по 45 минут, т.е. общее время на реализацию психокоррекционной части программы составляет 7,5 часов. Планируется провести занятия по следующим темам: «Давайте знакомиться!», «Боюськи – доверюськи», «Неправильные правильности», «Быть взрослым не страшно», «Обрывки памяти», «Доверяй – не проверяй!», «Праздник непослушания», «Добрые Якалки», «Я в контакте с собой», «Я справился, мы справились».

Целью данного раздела является психологическая поддержка младших подростков, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности, путём организации занятий, включающих в себя средства арт-терапии: драматерапия, игротерапия, изотерапия, музыкатерапия, фототерапия, артсинтезтерапия.

Программа включает арт-терапевтические игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие способности преодоления трудностей, отреагирование детских страхов, создание позитивных эмоциональных установок, снятие психологических барьеров, повышенного и высокого уровня школьной тревожности.

Программа коррекционно-развивающих занятий с младшими подростками была разработана на основе упражнений, представленных в литературе Х. Кэдьюсона, Ч. Шефера, В. Оклендера, А.И. Копытина, О.В. Хухлаевой.

Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у младших подростков. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

Структура группового занятия включает в себя следующие элементы:

1. Ритуалы приветствия – прощания. Игры и упражнения были направлены на сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия, развитие способности самовыражения чувств.

2. Разминка. Позволяла оказывать прямое воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Она использовалась нами в начале занятия, а также между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяли нам активизировать младших подростков, повысить их настроение, снять эмоциональное напряжение и чрезмерное возбуждение, тем самым актуализировать и отреагировать свои страхи.

3. Основное содержание занятия. Основное содержание занятия направлено на развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, формирование социальных навыков, развитие способности преодоления трудностей, динамическое развитие группы. Оно включает упражнения, в которых должна чередоваться разнообразная деятельность младших подростков, смена их психофизического состояния: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения применялись от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений не превышало 4-5 игр. Средством решения задач основной части занятия стали следующие арт-терапевтические методы и техники: релаксация (подготовка тела и психики младшего подростка к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения), концентрация (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях), игротерапия (используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности; повышения уверенности в себе, снижения страхов и тревожности), телесная терапия (способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности), приёмы рисования и создания аппликаций (актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности), сюжетно-ролевое моделирование ситуаций, совместная творческая деятельность.

4. Рефлексия занятия. Заключительная часть занятия, его оценка проводилась в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

В процессе реализации психокоррекционной программы подразумевается использование следующих психокоррекционных методов:

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики. Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное "Я", повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.;

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовые методы социально-психологического тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Методы арт-терапии – основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Тематический план занятий

 

Тема занятия

Цели и задачи занятия

Наименование форм работы и упражнений с описаниями

 

Занятие №1. Вводное «Давайте знакомиться»

Цель: установление контакта с подростками, создание положительного настроя к предстоящим занятиям

Задачи:

- знакомство с психокоррекционной группой младших подростков;

- определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий у младших подростков с помощью беседы и диагностического материала

- снятие психологических барьеров

-развитие рефлексии

Вступление. Ритуал приветствия: дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, называют своё имя, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Упражнение со спектрокартами А. Копытина «Это Я»: в кругу разложен набор спектрокарт. Младшим подросткам предлагается из этого набора выбрать ту карту, которая олицетворяет их настроение, состояние в данный момент времени. Далее происходит групповое обсуждение.

Упражнение «Рассказ о своих тревогах»: Подростки по очереди делятся своими тревогами и страхами; важно добраться до сути страха, выяснить самые, казалось бы, незначительные детали.

Упражнение со спектрокартами А. Копытина «Прятки»: в кругу разложен набор спектрокарт. Младшим подросткам предлагается из этого набора выбрать такую карту, на которой изображено то, куда бы младший подросток отправил свои тревоги и страхи. Далее происходит групповое обсуждение

Групповая рефлексия. Вопросы для обсуждения:

Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?

2.Как Вы теперь относитесь к своим страхам?

3.Что помогло преодолеть Ваш страх?

4.Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?

5.Какие выводы вы сделали для себя?

 

Занятие № 2

«Повелители страха»

Цель: отреагирование страха самовыражения и фрустрации в достижении успеха. Формирование позитивного образа «Я».

Задачи:

- определение интенсивности страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий у младших подростков с помощью беседы и диагностического материала

- снятие психологических барьеров

-создание условий для формирования способности самовыражения чувств;

-развитие рефлексии

Ритуал приветствия. Подросткам раздается по белому кружочку в форме лица. Даётся инструкция – изобразить на этом кружочке свою любимую эмоцию. Затем приклеить его на общий ватман и подписать. Обсуждение коллажа на ватмане.

Разминка. Упражнение «Предмет похожий на меня». Психолог раскладывает какие-либо материалы/предметы на столе и предлагает подростку выбрать похожий на него предмет и объяснить свой выбор.

Упражнение «Если бы я был…». На карточках написано продолжение (например, если бы я был стулом), подростку необходимо придумать, какую пользу бы приносил обществу. Обсуждение.

Упражнение «Мой выбор». Подростку предлагаются различные ситуации из школьной жизни и по варианты поведения в ней. Подросток раз за разом делает свой выбор решения ситуации, объясняет.

Рефлексия

 

Занятие №3

«Боюськи-доаерюськи»

Цель: сплочение группы, активизация страхов младших подростков, развитие способности самовыражения чувств.

Задачи:

- понять особенности темперамента младших подростков, их переживаний и внутреннего мира с помощью изотерапевтических, телесноориентированных техник;

- формирование чувства доверия к окружающим людям;

- развитие рефлексии.

Вступление. Ритуал приветствия:

Упражнение «Моё имя»: все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

Арт-терапия - выявления страхов у детей с помощью рисования страхов: младшему подростку предлагается рисовать на темы: “Самое хорошее, самое плохое”. Далее каждый участник группы проговаривает всё, что нарисовано на его рисунке, т.е. Происходит обсуждение.

Упражнение «Хвалю». Подростку необходимо вспомнить события в школе, когда он достигал успеха, хороших оценок и т.д., проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку. Вспомнить своё эмоциональное состояние в тот момент. Затем учащийся должен похвалить самого себя, начиная со слов «Я – молодец, потому что в школе я…». Обсуждение.

Групповая рефлексия

 

Занятие №4.

«Говори о страхе громко»

Цель: предоставление младшим подросткам возможности проявления реальных чувств, выработка эффективного группового взаимодействия и формирование способности «не бояться говорить».

Задачи:

- облегчение самовыражения через освобождение от страха сделать ошибку;

- снятие психосоматического напряжения;

- развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний.

- развитие рефлексии

Вступление. Ритуал приветствия: дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Упражнение «Неправильный рисунок»: младшим подросткам предлагается нарисовать любой рисунок, но так, чтобы он был неправильным, а затем обсудить его в группе.

Упражнение «Каракули» (В. Оклендер): ведущий и группа сначала рисуют каракули в воздухе, затем на спинах друг друга, потом на бумаге. По рисунку школьники по очереди сочиняют рассказ.

Групповая рефлексия

 

Занятие №5.

«Обрывки памяти»

Цель: предоставление возможности младшим подросткам для актуализации страха и содействовать укреплению чувства взрослости.

Задачи:

- создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение;

- нахождение решений той или иной задачи;

- развитие способности преодоления трудностей;

- формирование чувство эмпатии и сопереживания;

- развитие рефлексии.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»: Стоя в кругу, младшие подростки по очереди бросают мяч друг другу, говоря какое-либо пожелание партнёру. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день.

Упражнение «Закончи предложение»: Подросткам предлагается закончить предложения («Дети обычно бояться…», «Взрослые обычно бояться…», «Родители обычно бояться…» и т.п.). Делается вывод о том, что иногда бояться все люди и страх – совсем не стыдное чувство, чем старше становится человек, тем меньше у него становится страхов.

Упражнение «Я – ребёнок. Я – взрослый»: ведущим загадывается каждому из младших подростков какое-либо чувство и ситуация, которые он должен изобразить, а группа отгадать. В ходе обсуждения называют само чувство и ситуацию, в которой оно чаще всего встречается. Задача участников группы - походить, как ребёнок и как взрослый в конкретной ситуации, с конкретным чувством (по возможности описать словами различия в походке)

Групповая рефлексия

 

Занятие №6.

«Друг в беде не бросит, даже когда очень страшно»

Цель: формирование доверия к окружающим и содействие развитию спонтанности, самовыражения в группе.

Задачи:

- способствовать расширению ролевого репертуара;

- снятие психологических зажимов;

- развитие чувства ответственности за окружающих;

- облегчение страха быть не как все;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие рефлексии.

Вступление. Ритуал приветствия: дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу. 

Упражнение «Я не упаду»: на полу раскладывается канат так, чтобы получилась какая-нибудь фигура. Подростки по очереди снимают обувь и становятся на край каната двумя ногами (пятка одной касается пальцев другой). Участнику завязывают глаза. Затем остальные участники дают команды его передвижения по канату (шаг вперёд/назад/влево/вправо). Необходимо дойти до конца каната. Обсуждение. 

Групповое рисование: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. В заключение - обсуждение своих впечатлений о рисунке с группой. 

 

Занятие №7

«Сразись со мной, страх!»

Цель: преодоление страха самовыражения, не соответствовать ожиданиям окружающих.

Задачи:

-содействие повышению самоуважения младшего подростка;

- принятие младшим подростком новой ситуации;

- усиление «Я» ребёнка.

- формирование уверенности в себе;

- повышение заниженной самооценки;

- обучение самовыражению;

- развитие рефлексии.

Приветствие-упражнение «Любимая эмоция»: каждому участнику нужно нарисовать свой смайлик-настроение, рассказать о нём группе.

Упражнение «Я горжусь тем, что я…»: Младшие подростки по очереди рассказывают о том, чем он гордится, начиная каждый раз с фразы «Я горжусь тем, что я ...». Необходимо называть не менее 3х фактов.

Изотерапия - «Защитный амулет»: Учащимся предлагается создать свой защитный амулет от страхов и тревог на маленьком листочке путём рисования цветными карандашами. Далее ребята по желанию рассказывают группе о своём защитном амулете.

Групповая рефлексия

 

Занятие №8

«Я справился – мы справились»

Цель: преодоление застенчивости, формирование уверенности, проработка школьной тревожности в безопасной форме.

Задачи:

- развитие воображения;

- снятие эмоционального напряжения;

- повышение позитивного настроения;

- подведение итогов;

- развитие рефлексии.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»: Стоя в кругу, младшие подростки по очереди бросают мяч друг другу, говоря какое-либо пожелание партнёру. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день.

Упражнение «Рисование кусочками»: Младшему подростку предлагается из кусочков цветной бумаги составить картинку-аппликацию, которая ассоциируется у него с ситуацией, когда ему не страшно. Желающие могут поделиться своими чувствами с группой.

Фантазийное путешествие: В данном упражнении участвует тело. Его целью является релаксация и снятие психологических зажимов. Под спокойную музыку ведущий произносит следующий текст медленно и спокойно:

«Встань рядом со своим стулом и выпрями спину. Сделай глубокий вдох и закрой глаза. Почувствуй свои ноги, ощути, как крепко они стоят на земле. Представь, что ты дерево и твои корни врастают глубоко в землю. Представь, что у тебя вырастают новые корни, которые разветвляются в земле. Некоторые из них толстые и сильные, другие более тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг тебя. Представь, что эти корни крепко держат твой ствол и ты стоишь на земле твердо и уверенно. Если хочешь, можешь раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья или иголки, которые поглощают солнечный свет. Сквозь твои ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Твои мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет тебе вреда…

Если хочешь, представь, что начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Твой ствол наклоняется из

стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но ты так крепко врос в землю, что буря тебя не сломает...

Почувствуй свои корни, ствол и ветви, почувствуй, какой ты крепкий и гибкий. Пусть дует ветер — твои ветви сгибаются под его силой, но не ломаются».

«Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и ты наслаждаешься спокойствием, окружающим тебя... Ты снова становишься самим собой. Потянись, сделай глубокий вдох и открой глаза». Вернись на место и нарисуй свое дерево. Нарисуй его корни, ствол, ветви».

Потом изображения деревьев вырезают и приклеивают на один лист ватмана, чтобы получился прекрасный сад.

Заключительная беседа «Свечка»: зажигается свеча и передаётся по кругу. Тот, в чьих руках она оказалась, должен поделиться своими впечатлениями о прошедших занятиях.


 

Таким образом, психокоррекционная работа с младшими подростками представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике. После реализации данной психокоррекционной программы ожидается, что у младших подростков сформируются необходимые умения в сферах обучения, межличностного общения со сверстниками, педагогами; улучшится процесс установления контакта с младшими подростками, у подростков будет преобладать положительный настрой к предстоящим занятиям. Также, психокоррекционная программа предоставляет возможности младшим подросткам для актуализации страха и содействует укреплению их чувства взрослости.


 

Список использованной литературы

1. Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: Методическое пособие (издание 2-е исправленное и дополненное) – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006.

2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. СПб., 2000.

3. Оклендер В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

4. Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. М., 2007.

6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. – 2-е изд., М.: Генезис, 2010.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.