Статья «Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста»

1
0
Материал опубликован 4 November 2016

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Организация внеучебной деятельности студентов колледжа, направленной на разностороннее развитие личности студентов, формирование и развитие у них профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств является одной из важнейших задач современного образовательного учреждения среднего профессионального образования. Формирование и развитие у студентов направленности на профессиональный успех и творческой устремленности, поддержка социальной активности студентов, создание «полей опыта» для самореализации и развития профессионально важных личностных качеств требует системной и комплексной работы, охватывающей всех субъектов образовательного процесса и выражающейся организации особой среды, помогающей студенту овладеть необходимыми компетенциями; повысить «потенциал к трудоустройству», активно включиться в социальную практику и развивать устойчивые профессиональные интересы и способности. Следовательно, образовательная среда колледжа должна обладать такими характеристиками, как: диалогичность и открытость для сотрудничества, безопасность, демократичность, вариативная содержательность, наполненность событиями и традициями, динамичность, субъектность и др.

Основными принципами построения подобной среды являются: деятельностный принцип, принцип взаимообучения и обмена опытом, принцип активности личности как субъекта своего жизненного пути, принципы коллегиального обсуждения, самоорганизации и саморегуляции. Важным также является создание ситуации успеха, корригирующий эмоциональный опыт, позволяющий преодолеть негативные жизненные стереотипы, мотивацию избегания неудачи, повышенную тревожность и как следствие защитную агрессивность, свойственные, как показывает практика, значительному числу студентов, поступающих в колледж. В этом свете организация среда колледжа представляет собой не просто совокупность внешних условий, воздействующих на личность, внешние условия преломляются личностью, интериоризируются, становятся внутренними, после чего сама личность начинает выступать активным субъектом преобразования среды (то есть уже сама «творит» внешние условия, создает среду, которая не просто будет для нее комфортной, а будет способствовать развитию профессионального потенциала личности студента).

Рис. 1. Взаимодействие в системе «субъект-среда»: взаимосвязь внешних и внутренних условий самореализации личности в образовательном пространстве колледжа

Основными направлениями работы координаторов совета студенческого самоуправления колледжа из числа администрации, преподавателей, мастеров производственного обучения, являются:

развитие вертикальных и горизонтальных связей;

формирование идентичности, сопричастности студенческому сообществу колледжа;

повышение профессиональной компетентности, расширение профессионального кругозора студентов;

формирование профессиональной идентичности, воспитание ответственности и уважения к выбранной профессии, личностное означивание профессиональной деятельности;

интеграция студентов в профессиональное сообщество;

расширение ролевого репертуара;

адаптация к изменяющейся среде;

простраивание жизненных перспектив.

Следует отметить, что специфика подготовки выпускника колледжа предполагает довольно широкий репертуар форм и методов профессионального становления и саморазвития развития стремления к творческой самореализации, включенных в учебный процесс. Значительная часть дисциплин учебного плана ориентирована не только на приобретение студентами сугубо-профессиональных знаний, умений и навыков, но и важных для целостного гармоничного развития личности характеристик. В этой связи организация Совета студенческого самоуправления должна быть также построена таким образом, чтобы с одной стороны, способствовать творческой самореализации личности студентов, с другой – создавать условия для профессионального роста и развития в рамках выбранной специальности. В связи с этим субъектно-средовое взаимодействие, направленное на развитие потенциала личности студентов и способствующее их творческой самореализации и профессиональному становлению, должно осуществляется в трех формах:

в ходе учебного процесса;

как дополнение учебного процесса;

параллельно учебному процессу.

Взаимодействие студентов и преподавателей, мастеров производственного обучения при этом должно строиться с учётом соблюдения следующих условий:

1) демонстрация студентам значимости воспитательных мероприятий для преподавательского сообщества;

2) обеспечение добровольной явки преподавателей и мастеров производственного обучения на мероприятие (личностный вклад в процесс подготовки обеспечивает заинтересованность в результате);

3) курирование подготовки мероприятия: баланс между свободой студентов в творчестве и рамками формата мероприятия, целями и задачами образовательной деятельности колледжа;

4) сплочение студенческо-преподавательского сообщества колледжа (способствует формированию целостного образа профессионала);

5) выстраивание и координация взаимодействия студентов «по вертикали»: совместное общение студентов с 1 по 4 (5) курс в рамках всех мероприятий колледжа (для 1 курса – «ускоренное» формирование идентичности со студенческим сообществом колледжа, создание условий для профессионального самоопределения; для старших курсов - способ профессионального самосовершенствования и саморазвития, реализация потребности в активном участии в жизни колледжа, повышение «карьерного потенциала» и «потенциала к трудоустройству»);

6) интеграция студентов различных специальностей (развитие стратегического мышления, повышение конкурентноспособнсоти и профессиональной мобильности, овладение моделями эффективной коммуникации и лидерства);

7) использование различных механизмов создания мотивации участия во внеучебных мероприятиях.

Отдельное внимание следует уделит системе мониторинга, основными объектами которого должны выступать особенности личностного и профессионального развития студентов колледжа и социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад жизни колледжа. Изучение образовательных результатов и эффективности предлагаемых инновационных моделей (проектов, программ) развития студенческого самоуправления должно быть направлено не только на констатацию имеющихся фактов, но и способствовать уточнению стратегии и тактики развития образовательного учреждения, выработке конкретных предложений по совершенствованию текущей деятельности как с позиции администрации, педагогического коллектива, так и с позиции студентов, потенциальных работодателей, представителей общественности. Формулируемые критерии и показатели эффективности работы должны быть прозрачны и понятны всем субъектам образовательного процесса и быть объективно доступными измерению. Подбираемый диагностический материал не должен быть громоздким, но представлять собой эффективный инструмент принятия управленческих решений и учитывать специфику конкретной специальности. Соблюдение данных требований к мониторингу позволяет определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации образовательного процесса, которые в наибольшей степени оказали влияние на развитие личности студентов и формирование у них профессионально важных качеств и профессиональной компетентности (выявление позитивных и негативных тенденций), выделить «слабые» звенья и риски системы.

В целом, развитие студенческого самоуправления как фактора профессионального становления личности специалиста позволяет повысить ценность и престиж воспитательной деятельности колледжа и востребованность ее результатов, создать условия для «сдвига мотива на цель» (перевода необходимости в потребность; создание внутренней мотивации участия в воспитательных мероприятиях у студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения, родителей), стимулирует желание поддерживать и развивать данную среду, актуализирует потребность студентов в самореализации и саморазвитии; вызывает у них чувство патриотизма, гордости за колледж. Основными преимуществами подобной системы являются комплексность, долгосрочность, фокусировка на изменении, ориентация на зоны ближайшего и потенциального развития (по Л.С. Выготскому), формирование команды, обеспечение преемственности и одновременно гибкости существующей системы, ее способности к самовоспроизводству.

Список литературы:

Антипенко Л.В. Студенческое самоуправление и социализация личности обучающихся. // Профессиональное образование. Столица - 2010. - №1. - С. 3-7.

Волоткевич Т.Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе. Автореф .дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2005. - 21 с.

Гаськов В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева Москва, 2000. - 386 с.

Деев Е.Е. Развитие начального профессионального образования в России. Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Рязань, РГУ им. С.Есенина. - М.: 2007.- 237 с.

Проблема качества образования. Компетентность человека - новое качество результата образования // Материалы XIII Всеросс. Совещ. - М.: 2003. -72 с.

Смирнов И.П. Теория профессионального образования. - М.: Росийская академия образования: НИИРПО, 2006. - 320 с.

Шаронин Ю.В. Роль общественно-государственного управления в системе среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 2 - С.6-10.

Комментарии
Комментариев пока нет.