Ученическое самоуправление в классном коллективе как способ воспитательного процесса
Класс - первичный коллектив школы, её основной структурный элемент и центр воспитательной работы. Однако, класс, как воспитательный центр и как учебный не всегда совпадают. Более того, чтобы класс выполнял воспитательную функцию, необходима действовать строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей. Класс является основой школьного самоуправления. Поэтому ученикам своего класса я предложила попробовать свои силы в организации классных дел и приобрести первоначальные навыки в организации учебной и внеклассной деятельности. Среди своих ребят я провела мониторинг (автор Д. Ш. Матрос ) и определила личностные приоритеты. Это помогло мне лучше узнать предпочтения моих воспитанников. Я предложила им попробовать объединиться в микрогруппы по интересам. В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учебы, адаптации пятиклассников к новым условиям, а также, досуга учащихся.
Класс – это группа микроколлективов, поэтому и самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп. Учитывая интересы ребят и результаты диагностики, были сформированы группы, объединяющие трёх, четырёх человек. Такие группы являются постоянным рабочим коллективом класса. При формировании групп учитывались такие принципы:
- дружба,
- место жительства,
- интересы,
- характер деятельности.
Высшим органом нашего классного коллектива является собрание. Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Мы проводим голосование по спорным вопросам, например, путем голосования были выбраны самые достойные ребята для посещения новогодних елок. Пока еще классные собрания провожу я сама как классный руководитель, но параллельно приобщаю к их организации более активных учеников. В конце года ребята должны будут самостоятельно организовать классное собрание. Таким образом, у учеников развиваются: самостоятельность, навыки общения, коммуникативные функции, они учатся выслушивать позицию друг друга, учатся отстаивать свою точку зрения.
Структура классного самоуправления включает и исполнительные органы. Это Совет класса. В совет класса входят : Панфилов А., Низамутдинова А., Ахметзянова А. При Совете класса формируются:
· Учебный сектор
· Культурный сектор
· Спортивный сектор
· Трудовой сектор
· Информационный сектор
· Сектор дисциплины.
· Сектор здоровья
Наряду с постоянными подразделениями, по мере необходимости создаются временные, подвижные группы, например,
· группа «Экологический дозор», участвовавшая в нескольких экологических мероприятиях в рамках Года охраны окружающей среды в России: походы на Свиягу, наблюдение за экологической ситуацией в ее пойме, а также участие во Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» в марте-июне 2013 года,
· группа «Сохраним реликтовых животных!»», участвовавшая в областном конкурсе «В гостях у сурка» в сентябре 2013 года, в российско-германском конкурсе «Не проспи!»
· трудовые бригады для уборки территории школы, участия в Общероссийских экологических субботниках в апреле, августе 2013 года
· группа волонтеров « Мы за чистую Волгу!» и участия в межрегиональной акции «Волга – великое наследие России» в мае 2013 года,
· группа «Возродим Русь Святую!» для участия в межрегиональных Арских чтениях в ноябре 2013 года и участия в межрегиональном Рождественском фестивале в декабре 2013, январе 2014 года, Областном конкурсе фотографий (в феврале 2013), в Областном конкурсе «Святые заступники Руси» в ноябре 2013 г.
· Группа «Патриоты России», участвовавшая во Всероссийском творческом конкурсе «Я – гражданин России», в конкурсе школьных сочинений, проводимым Законодательным собранием и Общественной палатой Ульяновской области.
Такие группы формируются по мере необходимости и в зависимости от проводимого или разрабатываемого мероприятия. Они мобильны по своему составу.
Участие в различного рода конкурсах выполняет несколько важных задач: повышает активность ребят , создает условия для обмена опытом, развивает чувство гордости за хорошо выполненную собственную работу или за работу своего одноклассника, стимулирует развитие познавательного интереса, повышает самооценку, вызывает желание быть востребованным, значимым в коллективе, активизирует органы самоуправления, реализует задачи по сплочению классного коллектива..
Участвовать в различного рода конкурсах почетно и интересно.
Ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к школьной жизни и жизни класса. В перспективе учащиеся класса должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлечь ребят к этой деятельности.Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Классный руководитель должен помочь ребятам, поддержать их инициативу. Самое главное – классный руководитель должен видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
Важным организации ученического самоуправления является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность. Наиболее эффективными в воспитательной работе, на мой взгляд, являются групповые и коллективные поручения. Всякое поручение само по себе интересно, но все равно я придумываю для него нестандартную и интересную форму. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно вначале определить сферу приложения своих сил. Для определения будущих поручений, ребятам были предложены опорные слова, которые являются знаковыми, например, библиотека, столовая, общественные организации, гардероб, спортивный зал, совет школы, редколлегия класса, концерты, игры и т.д. Затем ребята определили, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и решили, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.
В этом учебном году ребята выполняют следующие поручения:
Перечень функциональных обязанностей (поручений)
Староста. Замещает классного руководителя в его отсутствие. Руководит Советом класса. Является представителем класса в школьных органах Руководит сектором правопорядка. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
Руководитель учебного сектора. Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости, подсчитывает средний балл. Объявляет результаты рейтинга после каждого истёкшего месяца. Отвечает за подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям. Замещает старосту в его отсутствии.
Главный по цепочке. Составляет «цепочку» оповещения в соответствии с местом жительства учащихся. Оформляет схему цепочки для каждого одноклассника. Обеспечивает передачу срочных сведений по телефону. Отвечает за связь непосредственно перед классным руководителем. Руководитель сектора здоровья. Еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Следит за внешним видом учащихся: причёской, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверки.
Библиотекарь. Раздаёт учебники в начале года. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц. Сообщает классу итоги проверки. Поддерживает связь со школьным библиотекарем. В конце года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.
Цветовод. Поливает цветы. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивание, рыхление, удаление больных растений.
Физорг. Руководит спортивным сектором. Помогает учителям в проведении физкультминуток во время урока. Поддерживает связь с учителем физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
Прораб. Руководит трудовым сектором. Организует класс на общественно-полезный труд. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе. Составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нём. Контролирует работу дежурных, выставляет за неё оценки и сообщает всему классу. Несёт ответственность за качество дежурства: сервировку стола и его уборку после обеда.
Кассир. Организует сбор денег на фотографии, билеты в культурно-развлекательные учреждения и на другие внеклассные мероприятия по просьбе родителей. Аккуратно и чётко ведёт всю документацию по сбору денег в каждом случае. Своевременно информирует учащихся о предстоящем сборе денег, его сроках, цели и сумме. Обеспечивает сохранность собранной суммы и её передачу по назначению.
Редактор. Руководит выпуском тематических и праздничных стенгазет. Сообщает новости.
Руководитель культмассового сектора. Организует все культурно-массовые мероприятия.
На мой взгляд, каждый классный руководитель и воспитатель должен конструировать то пространство, в котором существуют наши дети, а освоение этого пространства детьми должно работать на социализацию личности ребенка. В «обычном», традиционном, стихийно возникающем и никем целенаправленно не организуемом пространстве они чувствуют полную свободу и безнаказанность и не знают способов, которые необходимы для самореализации в будущем . Образно говоря, они «застревают» в замкнутом мире собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, фактически проживают чужую жизнь, умаляя при этом важнейший и ценнейший период свой собственной. Организация самоуправления призвана «навести мосты» между самоценностью проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между их внутренним миром и внешним – с его нормами, требованиями и вызовами. И сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, помочь подросткам избежать социально-психологических стрессов, а с другой – подготовить их к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми на следующих этапах жизни.
Я стараюсь создавать условия для развития личностных ресурсов каждого ученика. Участие в социальных акциях, в работе над проектами, при подготовке классных часов и при проведении мероприятий помогает школьнику развивать свой личностный потенциал, формировать личностные качества и получать положительный социальный опыт. Следует вспомнить слова великого Гёте: «В каждом человеке заложен росток дерзновения, без которого не мыслим ни один талант».
Валерий Пыхов
Степанова Лидия Владимировна
Ирина Криушева
Шакмаева Тамара Александровна
Валерий Пыхов
Ирина Криушева
Степанова Лидия Владимировна
Лихина Елена Викторовна
Лихина Елена Викторовна