Брей-ринг по информатике для учеников 7–8 классов на тему «Безопасная информация»
Брей-ринг «Безопасная информация».
Игра для учеников 7 – 8 классов.
Цель:
повышение уровня информационной безопасности при использовании ресурсов сети Интернет, информационной культуры учащихся, а также познавательного интереса к предмету информатика;
развитие логического мышления, внимания, сообразительности, любознательности, смекалки, расширение кругозора, умение решать различные головоломки;
воспитание умения работать в команде, способствовать воспитанию чувства коллективизма и организаторских способностей, творческой активности.
Подготовительные мероприятия:
подбор конкурсов, составление методической разработки игры;
подготовка презентации, файла для подсчета балов;
создание команды жюри.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет, раздаточный материал, бумага, фломастеры.
Команды должны заранее подготовить название команды и девиз.
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые команды, болельщики и жюри!
Сегодня мы собрались с вами для проведения игры «Брей-ринг. Безопасная информация». И эпиграфом к нашей игре будут такие слова: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!».
Информация для человека – это, прежде всего, знания, а информация из Интернета часто несет небезопасные знания. И во время игры мы повторим с вами как правильно вести себя в сети Интернет, чтобы полученные знания были безопасными и полезными.
А теперь давайте познакомимся с членами команды жюри. (Председатель жюри желает удачи в честной игре и объясняет правила).
Ведущий. Теперь познакомимся с командами. Максимальный бал за конкурс «Приветствие» - 5 балов.
1 конкурс приветствий.
Команды представляют названия своих команд, девиз. Обмениваются приветствиями и пожеланиями. (Дополнительные баллы получают за применение компьютерных программ в подготовке к конкурсу).
Ведущий. Пока жюри совещается, задание для болельщиков, выполнение которого приносит дополнительный бал команде.
Подружки. Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в каком платье одет?
Ответ. Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в чёрном.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
2 конкурс «Считалочка».
Ведущий. Для участия в конкурсе от каждой команды к компьютеру вызывается по одному ученику. Их задача: представить объем информации в других единицах измерения. А в это время конкурс развлекательный: «Изобрази». С помощью мимики и жестов участник команды должен изобразить некоторое информационное понятие, а остальные угадать то, что он изображает. За каждый правильный ответ команда получает бал.
Команда 1. Команда 2.
Принтер 1. Сканер
Компьютер завис 2. Неисправный дисковод
Жюри оценивает и подводит итоги второго конкурса.
3 конкурс «Функционал».
Ведущий. Следующий конкурс называется «Функционал» и снова нам понадобится один участник от каждой команды. Необходимо верно распределить устройства по группам, чтобы выстроить верно пазл. За правильное выполнение команда получает 1 бал. В это время команда выполняет задание «Переливашка».
Имеются 2 кувшина емкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л воды. Разрешается пользоваться только этими кувшинами.
Жюри оценивает и подводит итоги третьего конкурса.
Ведущий. А теперь вам нужно разделится: двое участников команды будут проходить тест и отстаивать право называться уверенными пользователями сети Интернет. Набранные баллы мы добавим к общей сумме команды, а остальные участники проявят себя в конкурсе «Художники».
4 конкурс «Художники».
Ведущий. Переходим к командному конкурсу «Художники». Задание: переведите двоичные координаты точек в десятичные, отметьте их на плоскости и соедините по порядку. (Команды получают заготовку координатной плоскости и таблицу с двоичными координатами (см. Приложение)). Оценивается не только правильность выполнения, но и художественное мастерство.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
X |
1 |
100 |
111 |
1010 |
1100 |
1011 |
1110 |
1010 |
1001 |
1011 |
1110 |
1000 |
111 |
110 |
101 |
101 |
110 |
101 |
100 |
11 |
1 |
Y |
111 |
111 |
101 |
111 |
1010 |
111 |
1000 |
110 |
100 |
10 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
10 |
11 |
11 |
100 |
110 |
111 |
А в это время мы проведем конкурс болельщиков.
Команда 1.
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. (Информатика)
Организованная последовательность действий. (Алгоритм)
Устройство ввода информации непосредственно пользователем. (Клавиатура)
Сколько байт в одном килобайте? (1024)
Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа. (Сканера)
Небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам. (Вирус)
Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер? (Магнитный диск)
Как называется самая быстрая память компьютера? (Оперативная)
Команда 2.
Минимальная единица измерения количества информации. (Бит)
Специальный индикатор, указывающий позицию на экране. (Курсор)
Алгоритм, записанный на языке программирования. (Программа)
Мозг компьютера. (Процессор)
Сколько бит в одном байте? (8)
Поименованная область внешней памяти. (Файл)
Что является устройством ввода информации: клавиатура; колонки; магнитный диск; принтер? (Клавиатура)
В каждой современной школе должно быть три выхода: главный, запасной и … (Выход в Интернет)
Жюри оценивает и подводит итоги четвертого конкурса, тестирования и конкурса болельщиков.
5 конкурс «Кроссвордисты».
Ведущий. А мы с вами переходим к следующему конкурсу «Кроссвордисты». Участвует вся команда. Начинает капитан: подходит к закрепленному компьютеру, выходит по ссылке и разгадывает одно слово. Затем второй участник, третий и т.д. пока не будет разгадан весь кроссворд. 5 балов получает та команда, кроссворд которой будет разгадан первым. (Разгадывают кроссворд)
Ведущий. Ну, а теперь, пока жюри подводит результаты и готовится к награждению победителей. Мы свами повторим основные правила поведения в сети Интернет. (Просмотр видеоролика и обсуждение)
Наша игра подошла к концу.
Награждение команд, вручение грамот.
Литература
Златопольский Д. М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике. – М.: Чистые пруды, 2007
Энциклопедический словарь. Информатика. – М.: Наука, 2005
Всероссийский научно-методический журнал. Информатика. Всё для учителя! – М.: ИГ Основа, 2017
Интернет-ресурсы
Тест Единого урока по безопасности в сети «Интернет» http://xn--d1abkefqip0a2f.xn--d1acj3b/
Задание «Считалочка» https://learningapps.org/display?v=ptq7ot13n17
Задание «Функционал» https://learningapps.org/display?v=pz9m3odpk17
Задание «Кроссвордисты» https://learningapps.org/display?v=p09y2d06j17
Видеоролик «Безопасность детей в Интернете» https://www.youtube.com/watch?v=IablHzzgaEg&t=2s
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
X |
1 |
100 |
111 |
1010 |
1100 |
1011 |
1110 |
1010 |
1001 |
1011 |
1110 |
1000 |
111 |
110 |
101 |
101 |
110 |
101 |
100 |
11 |
1 |
Y |
111 |
111 |
101 |
111 |
1010 |
111 |
1000 |
110 |
100 |
10 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
10 |
11 |
11 |
100 |
110 |
111 |