Брейн-ринг по теме «История азбуки» для 5 класса

6
2
Материал опубликован 26 November 2015

МБОУ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР № 11»

г. Череповца

БРЕЙН-РИНГ

по теме:

«ИСТОРИЯ АЗБУКИ»

Составитель:

АЛЕШИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

                                      учитель русского языка и литературы

 

 

Название мероприятия: "Брейн-ринг по теме: «История азбуки»

Возрастная группа: учащиеся 5 классов

Автор методической разработки: учитель русского языка и литературы

Алешина Ольга Николаевна

Цель мероприятия:

популяризация Дня славянской письменности и культуры, формирование представления учащихся об истории славянской азбуки.

Задачи:

знакомить с историей развития славянской азбуки и русского алфавита,

способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления, долговременной памяти;

формировать умение работать в группе.

Условия эффективного проведения мероприятия:

Электронная презентация с вопросами и заданиями для брейн-ринга.

Правила работы в группе (Приложение 1).

Тексты для сопоставления (к вопросу 8) (Приложение 2).

Буквы кириллицы (Приложение 3).

Игра проходит в форме брейн-ринга между командами по 6 человек.

Заранее дается домашнее задание:

определить состав команд и выбрать капитана;

придумать название и изготовить эмблему;

познакомиться с историей славянской азбуки, историей Дня славянской письменности и культуры.

Технологическая карта мероприятия:

Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулировка темы мероприятия

Слово учителя: «Брейн-ринг – русская «по происхождению» игра, название имеет английское! Кто из вас знает, как оно переводится?

Итак, начнем «мозговую баталию» между командами 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классов!

Наша игра посвящена дате, которую отмечают во всём славянском мире. 24 мая - день Славянской письменности и культуры. Значение праздника велико.

Вопросы:

Как вы думаете, почему отмечают этот праздник в нашей стране?

Каково значение письменности в жизни людей?

 

Обучающиеся пытаются определить происхождение названия: «площадка для мозгового сражения», «объединение для мозговых баталий», «круг рассудочных»

Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения, умеют заменять термины определениями;

Постановка цели и задач мероприятия

Учитель предлагает сформулировать цель мероприятия и задачи, с помощью которых цель будет достигнута.

Ученики формулируют цель и задачи мероприятия.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Работа в группах по решению

предложенных задач

Вопрос 1. Всем русским людям известны слова: «алфавит» и «азбука». Что они обозначают? Каково их происхождение?

Вопрос 2. Около 863 года братья из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка. Как их звали?

Вопрос 3. Широкое распространение славянской письменности относится ко времени царствования в Болгарии Симеона (893-927 гг.)

Позже старославянский язык проникает в Сербию. А в каком веке он становится языком церкви в Киевской Руси?

Вопрос 4. Старославянские азбуки называются глаголицей и кириллицей. Какая из азбук является той славянской азбукой, которая лежит в основе современного русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского алфавита?

Вопрос 5. В 1708 г. был создан первый русский гражданский шрифт. Кто из первых лиц государства принимал участие в изготовлении эскизов букв?

Вопрос 6. В результате реформы 1807 года наблюдалось упрощение состава русского алфавита за счет исключения из него устаревших и ненужных букв. Назовите некоторые из них.

Вопрос 7. Буква «Й» была введена Академией наук в 1735 г. А какую букву впервые применил в 1797 г. Н.М. Карамзин?

Вопрос 8. Сопоставьте кириллический текст и текст с гражданским шрифтом реформы 1807 года. Назовите отличие в графическом оформлении обоих текстов (см. презентацию к игре)

Вопрос 9. В 20 веке произошла ещё одна реформа, в результате которой мы имеем наш современный алфавит. Как вы думаете, когда прошла эта реформа? Какое историческое событие повлекло изменения в русской графике?

Вопрос 10. Какая буква в гражданском алфавите 1917-1918 г.г. была провозглашена как «желательная», но «необязательная»?

Вопрос 11. Как вы думаете, исчезли ли из алфавита после реформы 1917-1918 года буквы «ер» и «ерь»? Если нет, то что это за буквы в нашем современном алфавите?

Вопрос 12. Сколько гласных и согласных букв в русском современном алфавите?

Вопрос 13. Отгадайте пословицу, если слова в ней состоят из следующих букв кириллицы:

Наш, есть, веди, слово, я, како, он, есть, слово, люди, он, веди, он, покой, он, слово, люди, он, веди, и, цы, аз.

Вопрос 14. Отгадайте пословицу, если слова в ней состоят из следующих букв кириллицы:

Како, рцы, аз, слово, наш, аз, рцы, есть, червь, ерь, покой, он, глаголь, он, веди, он, рцы, како, он, ю.

Вопрос 15. Отгадайте пословицу, если слова в ней состоят из следующих букв кириллицы:

Буки, он, люди, ерь, ша, есть, добро, есть, люди, аз, мыслете, есть, наш, ерь, ша, есть, слово, люди, он, веди.

Вопрос 16. Отгадайте пословицу, если слова в ней состоят из следующих букв кириллицы: Иже, слово, он, буки, аз, како, аз, люди, аз, слово, како, он, веди, он, есть, слово, люди, он, веди, он, земля, наш, аз, есть, твердо.

Задание 17. Вспомните и назовите как можно больше пословиц, в состав которых входит название букв русского алфавита.

Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.

Слово «Азбука» происходит от названия первых двух букв древнего славянского алфавита - кириллицы: А - азъ и Б - буки.

Слово «Алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: альфа и вита.

Кирилл и Мефодий

В конце Х века.

Кириллица.

Пётр I

«Пси», «кси», «омега», «ижица», «земля», «иже», «юс малый».

Ё

В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

1917-1918 г.г. после Октябрьской социалистической революции

Ё

Буква «Ъ» (ер) была сохранена только как разделительный знак,

«Ь» (ерь) - как разделительной знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного.

В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 - согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей.

Не всякое слово пословица.

Красна речь поговоркою.

Больше дела, меньше слов.

И собака ласковое слово знает.

От аза до ижицы (от начала до конца).

Ни аза не знать (не смыслить). Знать от А до Я (знать хорошо). Поставить точки над И (довести дело до конца). Аз, буки, веди страшат, как медведи (трудность овладения языком). Я – последняя буква алфавита (говорят об эгоистичном человеке).

Выбирают знаково-символические средства для построения модели;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения;

осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

Подведение итогов игры

Учитель предлагает подвести итоги игры

Группы подсчитывают количество заработанных баллов, объявляют учителю.

 

Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли цели мероприятия?

Справились с задачами мероприятия? В какой мере?

Чем было полезно мероприятие?

Что нового вы узнали во время игры?

Обучающиеся

анализируют достижимость цели игры

отмечают, справились ли они с задачами мероприятия,

выделяют положительные стороны и недостатки своей работы в группе

акцентируют внимание на том, что им было полезно и интересно, что они узнали нового.

Оценивают достигнутый результат,

осознают качество и уровень усвоения,

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Литература

Филатов И. Кириллица и глаголица. Буквы кириллицы. Кириллица и глаголица - славянские азбуки // http://fb.ru/article/139585/kirillitsa-i-glagolitsa-bukvyi-kirillitsyi-kirillitsa-i-glagolitsa---slavyanskie-azbuki

Кириллица. Глаголица // http://ru.wikipedia.org

П Р И Л О Ж Е Н И Е 1

Правила работы в группе

Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

Умей слушать других.

Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.

П Р И Л О Ж Е Н И Е 2

П Р И Л О Ж Е Н И Е 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Я просто клад нашла на Вашей странице!

2 June 2016

Рада, что Вам понравилось!

2 June 2016