Игра к уроку литературы «Копилка народной мудрости» (5–6 класс)
Игра: «Копилка народной мудрости»
Цели:
Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского народа.
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Задачи:
1. Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них;
2. Воспитывать интереса к фольклору, к народному творчеству;
3. Развивать связную устную речь.
Образовательная форма занятия: викторина.
Формы работы: коллективная, самостоятельная, работа в группах.
Планируемые результаты в ходе урока
Личностные:
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
- углубить знания учащихся о происхождении, значении пословиц
- запоминают пословицы и поговорки.
Регулятивные:
Способность правильно строить рассуждение
Познавательные:
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Оборудование: оформленная доска с названием мероприятия, выставка книг («Русские пословицы и поговорки», 1 – й том словаря В.И. Даля «Пословицы русского народа», лингвострановедческий словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения»)
Ход игры
Вступительное слово учителя.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!
- Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей? Как вы думаете зачем мы используем их в речи?
- Я думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить. Тема нашего занятия: «Пословицы и поговорки».
- Перед тем как начать наше занятие, мы должны поделиться на 2 команды. У кого зеленый жетончик - первая команда, а у кого красный- вторая.(деление на команды).
- На команды мы поделились, теперь нужно придумать им название.(команды придумывают название).
-Молодцы ребята! В ходе занятия вы будете выполнять различные задания и за каждое правильно выполненное задание, команда будет получать жетон. Победит та команда, которая наберет больше жетонов.
Рассказ, заранее подготовленный учениками, о происхождении пословиц.
1-ый ученик: Никто не знает, когда возникали пословицы. Они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русские пословицы – крылатая мудрость народа.
2-й ученик: Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков.
1-й ученик: Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки.
2-й ученик: Русские пословицы охватывают все стороны жизни русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца.
1-й ученик: Широко используют пословицы в своих произведениях писатели и поэты. Яркие, сочные, неувядаемо свежие афористические русские пословицы используются мастерами слова, когда нужно высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Учитель: Стремление народа обогатить свою речь, сделать её яркой и образной и послужило причиной возникновения пословиц. (Обращаясь к командам и болельщикам.)
- Какие вы знаете пословицы, высказывания о пословицах? (Пословица недаром молвится; от пословицы не уйдёшь; добрая пословица не в бровь, а в глаз и т.д..)
«Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото!» (А.С. Пушкин)
«Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» (В.И. Даль).
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги» (М. Горький)
Учитель: Ребята, вам уже знакомо имя Владимира Ивановича Даля, известно, что он получил образования морского офицера, затем врача, был и автором множества сказок, рассказов, очерков. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Учитесь и вы этому искусству. А пока посмотрим сценку – диалог.
Сценка – диалог (заранее подготовленными учениками)
Диана: Лёша, привет! Что это ты так нагрузился?
Лёша (с кипой книг): Да, Галина Анатольевна задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.
Диана: Обыкновенный словарь! И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»
Лёша: А вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Вероника: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.
Лёша: Странно…Что вы в таком случае в своих работах написали?
Диана (открывает тетрадь): В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.
Вероника (глядя в свою тетрадь): И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качетсве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, воды боится»(соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым)
Диана: Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.
Лёша: Говоришь, кошка с котятами…А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по – вашему, оно означает?
Вероника(смеётся): Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!
Диана: Тебе и трёхлетний ребёнок ответ.
Лёша: А все-таки?
Диана (растягивая слова): Кошка – это домашнее животное.
Лёша: И только?
Вероника: А что же ещё?
Лёша: А ведь Владимир Иванович Даль даёт 9 толкования слова «кошка»(открывает книгу). Это и домашнее животное, и якорь о четырёх лапах, и снаряд для осмотра выбоин в орудиях, и кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
Диана(задумчиво): Да…А что там ещё про кошку?
Лёша: Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай, кошка, своё лукошко», «Напала на кошку спесь, не хочет с печь слезть», «Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».
Вероника: Пожалуй, телевизор я смотреть сегодня не буду. Лёша, дай нам и Ириной словарь почитать. Очень интересная книга!
Диана: Кладезь мудрости!
Учитель: Ребята, о чём шла речь в сценке? ( речь идёт о словаре, созданном В.И. Далем, который называется «Толковый словарь живого великорусского языка»)
- Что вам известно об этом словаре? (В него автор включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые проводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов)
- В наши дни пословицы и поговорки, собранные Далем, изданы отдельным двухтомником. Пора начать и конкурс.
Игра 1-я. «Закончи пословицу»
-Ребята, у вас на партах лежат листки с незаконченными пословицами, попробуйте их дополнить. Победит та команда, которая больше всего вспомнит пословиц.
Команда «А»
1. Волков бояться – (в лес не ходить)
2. Не гордись званием – (гордись знанием)
3. Старый друг – (лучше новых двух)
4. Не плюй в колодей – (пить придется)
5. Готовь сани летом – (а телегу зимой)
6. Терпениие и труд – (всё перетрут)
7. Поспешишь – (людей насмешишь)
8. По одёжке встречают – (по уму провожают)
9. У кого что болит – (тот про то и говорит)
10. Повторенье – (мать учения)
11. Сделал дело – (гуляй смело)
Команда «Б»
1. На безрыбье – (и рак рыба)
2. Что посеешь – (то и пожнёшь)
3. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)
4. Маслом каши (не испортишь)
5. Что написано пером – (не вырубишь топором)
6. После драки – (кулаками не машут)
7. Делу время – (потехи час)
8. Ученье – свет – (а неученье – тьма)
9. С кем поведёшься – (от того и наберешься)
10. Мелет до вечера – (когда делать нечего)
11. Не ищи сто рублей – (а ищи сто друзей)
Игра 2-я. «Отгадай пословицу».
- Ребята, на столе каждой команды разложены вперемешку пары карточек, на каждой написаны существительные из пословиц: камень, вода (под лежачий камень вода не течёт); угол, пирог (Не красна изба углами, а красна пирогами); лес, щепки (Лес рубят – щепки летят); брод, вода (Не узнавши брода, не суйся в воду). Игроки должны выбрать из них два слова, входящих в одну пословицу, и назвать её.
Игра с болельщиками.
- Болельщики, настало время и вас поучаствовать в нашей игре. Кто больше знает пословиц с антонимами? (Родная сторона – мать, чужая – мачеха; черная земля белых рук не любит; ученье свет, а неученье – тьма; слепой зрячего не водит и т.д.)
Игра 3-я «Как хорошо ты знаешь пословицы?»
- Ребята, я читаю краткие описания различных жизненных ситуаций. Задача – припомнить и назвать подходящие пословицы и поговорки.
А) Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть и т.д. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут)
Б) В школе перегорели предохранители и погасло электричество. Один ученик возился минут 10 – ничего у него не вышло. Тогда подошёл член кружка юных техников, и через полминуты свет зажегся. Какая пословица подходит к этому случаю? (Дело мастера боится)
В) Светлана села готовить уроки, но увидела в окно подругу и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мать Светлане? (Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час)
Г) Дружили две девочки. Всем казалось, что они настоящие подруги. Но вот однажды купались они в реке, и одна из них стала тонуть. Другая, вместо того чтобы спасать её, испугалась и бросилась бежать. Тонувшую девочку спасли, но после этого она отказалась от своей прежней подруг. Какие пословицы она вспомнила? (Сам пропадай, а товарища выручай. Друг до поры – тот же недруг. Друзья познаются в беде)
Д) Долго не заходили в больницу к Алёше его новые приятели. Зато друг, с которым Алёша был знаком с самого раннего детства, пришёл навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алёша? (Старый друг лучше новых двух)
- Какие вы молодцы, ребята! Так много пословиц знаете!
Игра 4-я. «Как много ты знаешь пословиц?»
- А теперь вам предстоит дополнить пословицы недостающими словами
Карточка №1
1. ….не тётка(голод)
2. Мели, …., твоя неделя(Емеля)
3. Кабы лиса не подоспела, то бы……волка съела(овца)
4. Молчание - ….согласия(знак)
5. Старость не…….(радость)
6. А…..просто открывался(ларчик)
7. Лиха беда - …(начало)
8. Новый…..чисто метёт (веник)
9. Не всё коту масленица, бывает и великий …(пост)
10. Слышал….., да не знает, где он(звон)
11…….рыбака видит издалека(рыбак)
12. На чужой роток не накинешь……(платок)
13. Близок…., да не укусишь(локоть)
14. Не дорог….,дорога любовь(подарок)
15. На……и цвет товарицей нет.
16. Перемелется,….будет(мука)
17. ……, да не тот(Федот)
Карточка №2
1……дороже денег(уговор)
2. Под лежачий……вода не течёт(камень)
3. Своя…..не тянет(ноша
4. Кто старое помянет, тому….вон(глаз)
5. На ловца и …..бежит(ловца)
6. Один в поле не….(воин)
7. ….увяз – всей птичке пропасть(коготок)
8……на столе, а пересол на спине(недосол)
9. Собака лает - ….носит(ветер)
10. Терпи,…., атаманом будешь(казак)
11. На воре….горит(шапка)
12. ….сестре не указ в стряпне(брат)
13. Дорога….к обеду(ложка)
14. Не было у бабы хлопот, так купила(порося)
15. …..не без добрых людей(мир)
16. Повторенье-…..ученья(мать)
17. Береги…..смолоду (честь)
Игра с болельщиками. «Отгадай пословицу о мастерстве»
- Ребята,хотите еще поиграть? Пока наши команды выполняют задания на карточках, давайте поиграем с вами. В каждой строчке вам нужно написать имя существительное женского рода с основой на шипящую.
1. Бывает у человека, когда ему холодно(дрожь)
2. Проникновение жидкости внутрь чего – либо или из него. (течь)
3. Место, удалённое от людей, чаще в лесу. (глушь)
4. Большая сила, нечто крепкое, несокрушимое. (мощь)
5. Содействие товарищу, друзьям, людям, животным. (помощь)
6. Обман, мошенничество, отсутствие естественности, простоты. (фальшь)
7. Внешнее великолепие, излишество(роскошь)
8. Старые, никуда не годные вещи, изношенная одежда.(ветошь)
9. Несколько монет(мелочь)
10. Вид злака, зерна(рожь)
11. Месторождение полезных ископаемых(залежь)
12. Женское украшение. (брошь)
13. Неправда, намеренное искажение истины. (ложь)
14. Птицы, на которых охотятся(дичь)
15. Отсутствие шума, спокойное место. (тишь)
16. Невозделанный участок земли(пустошь)
17.Без неё коня не запряжёшь(упряжь)
Подведение итогов игры.
Подсчет баллов.
Заключительное слово учителя.
- Ребята, вам понравилась наша игра?
- Что нового вы узнали?
- Вы показали хорошее знание пословиц и поговорок. Будьте наблюдательны, обогащайте свою речь этими «цветочками», ведь пословицы легко запоминаются, передаются от одного к другому, переходят из поколения в поколение, становятся традиционными.
Замечательные слова сказал о пословицах М.А. Шолохов: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость. Их бездны времён дошли до нас в этих сгустках разум и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера в безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродства предрасудков…»