12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мякутина Марина Алексеевна105
Россия, Ярославская обл., с. Коза
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока: Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1453751953.flipchart (Флипчарты к уроку )


Поговорка как образное выражение

Цель учителя: углубить представление обучающихся о пословицах и поговорках.

Задачи учителя:

- научить различать пословицы и поговорки;

- способствовать обогащению духовного мира учащихся, развитию коммуникативных навыков, умению правильно употреблять пословицы и поговорки в речи

- познакомить с историей происхождения некоторых поговорок.

- показать учащимся красоту и глубину народной мудрости

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-игра

Форма работы с учащимися: групповая

Опорные слова: пословица, поговорка

Организация пространства: 2-3 группы детей

Межпредметные связи: история (происхождение пословиц и поговорок), русский язык (грамотное написание пословиц и поговорок)

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

- различать пословицы и поговорки;

- давать толкование некоторым пословицам и поговоркам;

- соотносить поговорки с жизненными ситуациями

Учащиеся получат возможность научиться:

- создавать и выполнять творческие работы с использованием пословиц и поговорок;

- проводить исследование об истории поговорок

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]

Ресурсы:

- основные:

Литература. 5 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях (автор-составитель М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац); под редакцией Г.И. Беленького – М.: Мнемозина, 2013

- дополнительные: сайты Интернета, интерактивная доска, флипчарт, жетоны в виде цветов и ягод, задания для урока на листочках

Домашнее задание: по желанию подготовить сообщение об одной из поговорок или пословиц, по желанию – разгадать кроссворд, на черновике – составить рассказ (не менее 10 предложений) с использованием пословиц и поговорок на любую тему.

Ход урока:

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Пословица

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]

 

Приложение 1

   

свинью подложить

гол как сокол

всыпать по 1 число

два сапога пара

козёл отпущения

седьмая вода на киселе

ни пуха ни пера

как снег на голову

после дождичка в четверг

лёгок на помине

поживём-увидим

Работа не волк, в лес не убежит.

Не всё то правда, что говорится.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Дома и стены помогают.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Доброе слово и кошке приятно.

   
   
   
   

Ответ:

поговорки

пословицы

свинью подложить

гол как сокол

всыпать по 1 число

два сапога пара

козёл отпущения

седьмая вода на киселе

ни пуха ни пера

как снег на голову

после дождичка в четверг

лёгок на помине

поживём-увидим

Работа не волк, в лес не убежит.

Не всё то правда, что говорится.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Дома и стены помогают.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Доброе слово и кошке приятно.

Эмоциональное отношение к окружающим

Поучительный смысл

Словосочетание, часть предложения

Логически завершённое изречение

короткие

Целое предложение

 

Имеют рифму, как правило

Приложение 2 

 

Ну, кто  из  вас  не  согласится, Что  без  труда   мечта  мертва; Что  дело  мастера боится; Что  жизнь  дана  нам  для  добра; Что  друг  не тот, кто  медом  мажет, А  тот,  кто правду  прямо  скажет;               Что  долог  день до  вечера, Коли  делать  нечего; Что  сам  себя  лишь  тот погубит, Кто  других  совсем  не  любит? Где  растяпа  да  тетеря, Там  не прибыль, а потеря. И, конечно, без   труда Не  вытащить и  рыбку  из  пруда. Помни! Тот, кто  хочет  много  знать, Тот  не должен  долго  спать. Согласитесь: лень и плут До  добра  не  доведут.          

Приложение 3

При солнышке тепло,

 

Птица радуется весне,

 

У детины заболит пальчик,

 

Нет милее дружка,

 

Коли есть отец да мать,

 

Мать кормит детей,

 

Куда матушка,

 

Правильные ответы:

При солнышке тепло,

при матери добро

Птица радуется весне,

а младенец матери

У детины заболит пальчик,

а у матери сердце

Нет милее дружка,

чем родная матушка

Коли есть отец да мать,

так ребёнку благодать

Мать кормит детей,

как земля людей

Куда матушка,

туда и дитятко

Приложение 4

Приложение 5

Домашнее задание: по желанию подготовить сообщение об одной из поговорок или пословиц, по желанию – разгадать кроссворд,

на черновике – составить рассказ (не менее 10 предложений) с использованием пословиц и поговорок на любую тему.

Отгадав кроссворд, во второй строчке в кружочках вы прочитаете одну из поговорок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 

                 
                 
                 


 

Мятеж, народное волнение (устар.)

Выдумка

Небольшая лесная птица, которая выводит птенцов зимой

Булка из сдобного теста

Стадо лошадей

Широкий пояс

Часть конской сбруи

Детская русская игра в догонялки

«Доброе … и кошке приятно»

Приложение 6

Свинью подложил...Сделал, устроил большую неприятность - вот что это значит.

По традиционному толкованию свинья в этом выражении означает вовсе не животное, а "строй клином, кабаном, кабаньей головой для пролома вражеских рядов, для нападения". Как вы помните из уроков истории, в 1242 году немецкие рыцари вклинились "свиньей" в расположение русских войск на Чудском озере, но попали в "русские клещи", особое контррасположение войск Александра Невского.

Но, как часто это бывает с фразеологизмами, не все ясно с происхождением подложенной свиньи. "Историческая" версия, уверяет языковед В. Мокиенко, не единственная. По другой - выражение "свинью подложить" могло восходить к религиозному запрету у мусульман (или, добавим мы, у иудеев) есть свинину. Представим себе, что некто мог коварно подкладывать верующим свинину, чтобы подстроить неприятность или зло подшутить...

«Я тебе всыплю по первое число!» Кто из нас не слышал этой угрозы от рассерженных родителей?! Помню, в детстве меня всегда мучил вопрос: «А почему именно по первое? Почему не по седьмое? Или не по двенадцатое?»

Оказывается, выражение прижилось со старых времен, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля долго было примерным!

«гол как сокол». Сразу вспоминаешь хищную, умную птицу, способную развить скорость до двухсот километров в час. Со́кол был любимцем русских царей. При том же Иване Грозном даже дорожную подать с купцов брали голубями для корма соколам. Так почему же «гол как соко́л»? Да потому, что сокол здесь вообще ни при чём! Сокол – это старинное стенобитное военное орудие. Оно выглядит как абсолютно гладкая чугунная болванка, подвешенная на цепях.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.