Игра для учащихся 8–9 классов «Навстречу профессиям будущего»

2
0
Материал опубликован 6 April 2022

Управления образования администрации города Прокопьевска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

_____________________________________________________________________________

653047, Кемеровская область, г. Прокопьевск, ул. Обручева, 65.тел./факс: (3846) 69-48-74, zdodprk@mail.ru

t1649217730aa.gif









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Игра «Навстречу профессиям будущего»

Возраст учащихся: 14-16 лет







Автор:

Шевелева Анна Юрьевна

педагог-психолог

МБОУДО ЦДОД






Прокопьевский ГО, 2022





Введение


Цель мероприятия: предоставление учащимся в игровой форме возможность познакомиться с профессиями будущего.

Задачи:

Образовательные:

расширить кругозор учащихся о современных профессиях;

знакомство с «Атласом новых профессий».

Развивающие:

Развивать опыт интеллектуальной работы в команде.

Воспитательные:

уметь оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

t1649217730ab.gif

Целевая категория: 8-9 классы


Оснащение:

Атлас новых профессий;


компьютер и мультимедийный проектор;

таблички с названиями команд;

распечатки с заданиями и бланками (см. приложения);

листы для экспертной оценки;

музыкальное сопровождение (торжественная музыка для начала и легкая фоновая музыка на протяжении всей игры).

Ход игры

Организационный момент: участники распределяются по командам в соответствии с выбранными жетонами.

Вступительное слово ведущего:

В современное время скорость изменения мира профессий увеличивается, а сложность профессиональных задач возрастает, поэтому, ребята, вы должны стать профессионалами в своем деле, чтобы быть востребованными специалистами.

Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и «Агентство стратегических инициатив» провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в отраслях экономики. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие технологии и практики управления придут к нам в скором будущем, и какие специалисты потребуются работодателям.

Участники исследования «Форсайт компетенций 2030» проанализировали технологические, социальные и экономические изменения в мире, а также планы развития ведущих компаний и сформировали отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам различных областей.


Задание 1. Решите тематические ребусы (Приложение 1).

t1649217730ac.gifОтветы запишите на бланке с заданием №1.

Ответы:

Навык.

Атлас.

Специалист.

• Профессия.


Оценка задания: по 2 балла за правильный ответ + 1 бонусный балл команде, которая принесла свой ответ первой.



Задание 2. Восстановите цитату.

В этом задании вам необходимо из всех, полученных слов восстановить высказывание одного известного писателя. Ответ записываем словами на бланке с заданием. Первое слово цитаты подчеркнуто.

КАК ПРЕВРАЩАЕТСЯ КОГДА СЕЙЧАС БУДУЩЕЕ ТО ВРЕМЯ В

НАШИХ ПРЯМО РАЗ САМОЕ НАСТОЯЩЕЕ НА ГЛАЗАХ –

Ответ: “Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее”.

Автор: писатель - Айзек Азимов.

Эта цитата открывает Атлас новых профессий.


Оценка задания: 10 баллов за правильный ответ, если смысл сохранен полностью (слова могут быть переставлены местами, это разрешается).


Задание 3.

В Атласе говорят о профессиях-пенсионерах, которые вот-вот станут не нужными. Как, например, перестала быть нужной профессия ямщика с появлением поездов, авторы атласа говорят о том, что скоро могут исчезнуть профессии смотрителя музейного зала, билетера.

Запишите в задании под №3 еще 2 профессии, которые уже исчезли, и 3 профессии, которые, на ваш взгляд, являются «пенсионерами» и исчезнут в ближайшие 20 лет.

(Время на выполнение задания – 3-4 минуты).

Ответ: Контрольного ответа здесь нет, принимается любая профессия, которая уже исчезла, но не более 3, которые действительно имеют тенденцию к исчезновению.

Оценка задания: по 2 балла за каждую исчезнувшую профессию. 

Так, например, по мнению разработчиков «Атласа» уже к 2025 г. исчезнут: бухгалтер, статистик, корректор, турагент, архивариус, библиотекарь, дублер/каскадер, менеджер по кредитам, стенографист, копирайтер, лектор, испытатель, вахтер, лифтер, парковщик, оператор call-центра, почтальон, курьер. А после 2025 года: переводчик, экскурсовод, нотариус, журналист, диспетчер, штурман, провизор, логист, риелтор охранник, машинист товарного состава, фасовщик, шахтер-горняк, бурильщик, швея, носильщик, прораб, бетонщик, работник химчистки, тренер и даже официант и т. д.


Задание 4.

А теперь перейдем непосредственно к профессиям будущего. Мы предлагаем вам познакомиться с несколькими новыми профессиями из разных отраслей экономики.

Отгадайте, о какой профессии идет речь. Сейчас вам будет дано описание профессии, взятое из «Атласа» и варианты ответов. Вам необходимо дать ответы на 5 вопросов задания № 4.

Ведущий зачитывает вопросы и дает командам около 30-40 секунд на обсуждение и принятие решения. После записи ответов на все вопросов, ведущий просит участников сдать подписанные бланки ответов в жюри.

Вопрос 1. Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги.

Варианты:

А) Архитектор интеллектуальных систем управления.

Б) Строитель «умных» дорог.


В) Оператор кросс-логистики.

Г) Проектировщик интермодальных транспортных узлов.

Вопрос 2. Специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз).


Варианты:


А) Космогеолог.

Б) Инженер-космодорожник.

В) Менеджер космотуризма.

Г) Инженер систем жизнеобеспечения.

Вопрос 3. Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.

Варианты:


А) Игропедагог.

Б) Разработчик образовательных траекторий.

В) Тьютор.

Г) Модератор.

Вопрос 4. Специалист по управлению и обслуживанию роботизированных систем, в том числе на сложных и опасных производствах и при работе с труднодоступными или микрообъектами.

Варианты:


А) Инженер-композитчик.

Б) Проектировщик промышленной робототехники.

В) Проектировщик-эргономист.

Г) Оператор многофункциональных робототехнических комплексов.

Вопрос 5. Специалист на стыке дизайна и ИТ, который дополняет одежду носимыми гаджетами, как в чисто декоративных целях, так и для решения определенных задач.

А) Проектировщик новых тканей.

Б) Программист электронных «рецептов» одежды.


В) Техно-стилист.

Г) Разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности.

Ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г, 5 – В.

Оценка задания: по 2 балла за каждый правильный ответ. Команды сдают бланки с ответами жюри.


На этом игра заканчивается. Мы рады, что вы смогли немного познакомиться с «Атласом новых профессий»  и открыть для себя удивительный мир будущего. Теперь, выбирая профессию, вы сможете ориентироваться на тенденции, определенные авторами «Атласа».


Надеемся, что игра вам понравилась.

Спасибо за внимание!

Жюри подводит итоги игры и награждает победителей.

Желаю успеха при выборе профессии!


t1649217730ad.gif




ПРИЛОЖЕНИЕ

Что такое «Атлас новых профессий»?

Атлас новых профессий — альманах перспективных отраслей и профессий, которые будут востребованы через 15-20 лет. Это результат масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из реального сектора экономики, научного и образовательного сообществ, федеральных органов исполнительной власти, экспертов в области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда. Атлас создан в результате масштабного исследования «Форсайт компетенции — 2030».

Первая версия Атласа была представлена российским читателям в январе 2014 г. На следующий год вышла вторая версия. «Это наш первый шаг, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем и под него была бы выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развитияПрограмма Атласа будет выдавать пошаговую инструкцию: например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», — рассказал на презентации Атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители Атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли.

Прежде всего, Атлас рассчитан на родителей детей и подростков, педагогов и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования. Для выпускников школ, Атлас профессий будущего, должен стать своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда.

Вот что о значении Атласа говорят его разработчики:

«Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям… Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш Атлас поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку»;

«…мы уверены, что прогрессивные, чувствующие динамику современной жизни родители и молодые люди прочтут Атлас вдумчиво, увидев за иллюстрациями и простой подачей материала важный для себя смысл и задачи на ближайшее будущее. Покажите Атлас детям. Может быть, ваш ребенок найдет в нем то будущее, о котором мечтает…»;

«Это не попытка придумать будущее, а глубокий анализ трендов основных отраслей и компаний, желание понять, как меняется мир и каких молодых специалистов он потребует. Как пользоваться Атласом? Самое главное — не считать его ни догмой, ни фантастической книгой, хотя названия некоторых будущих профессий могут заставить улыбнуться. Это, прежде всего, хороший повод задуматься о том, какое образование нужно вам и вашим детям, кем вы хотите быть… Что нас ждет завтра? Скорее всего, мы должны будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И будущая профессиональная жизнь будет, скорее, чередой профессий, возможно, из списка Атласа, которые придется осваивать в процессе. В будущем нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к этому подготовиться. Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций… Если Атлас убедит вас, что ваше будущее, ваша карьера могут оказаться гораздо интереснее тех, которые вы себе представляли ранее, и, самое главное, зависят исключительно от вас, то этот труд исследователей был не напрасен»;

«Атлас — сигнал для молодых людей, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свой потенциал. Атлас… стремится помочь ответить на вопрос, какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире. Атлас является своего рода картой возможностей, по которой человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее»;

«Атлас новых профессий, обобщающий и систематизирующий подобную информацию, можно рассматривать как инструмент профессиональной ориентации, который способен помочь молодежи сделать правильный выбор специальности. Именно этот выбор в будущем обеспечит им востребованность на рынке труда»;

«Наша цель — показать горизонт, чтобы родители отдавали детей туда, где есть настоящие перспективы, в те профессии, которые по-настоящему нужны стране. И это самосбывающееся пророчество… Мы хотим, чтобы наш Атлас побудил родителей требовать от вузов обучать новым профессиям, рисковать, показать государству: вот те, кто нам нужен»;

«Атлас — это книга, созданная для „снятия шор“ с глаз сегодняшнего школьника или абитуриента, книга, показывающая, что за пределами привычного мира юристов-экономистов-менеджеров-маркетологов существует огромный мир профессий, часто более привлекательных для сегодняшнего ребенка. Потому Атлас новых профессий на самом деле говорит с нами о сегодняшнем дне, о том, что сейчас нужно делать и какое направление следует выбрать, чтобы построить свой путь, ведущий в многообещающее будущее».

Что содержит Атлас новых профессий?

Атлас новых профессий включает:

• профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики;

универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде;

рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего;

перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки;

перечень «профессий-пенсионеров», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующих потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.

На сегодняшний день Атлас описывает новые профессии в 25 высокотехнологичных и перспективных отраслях. В сборник вошли и более 30 профессий, которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. Так, по прогнозам составителей Атласа, к 2025 г. устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные, например лектор в университете, копирайтер и турагент, а после 2020 г. исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.

Насколько точным окажется прогноз, сказать сложно. Однако составители уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам.

  

























КОМАНДА №_____________


Задание 1. Решите тематические ребусы.


t1649217730ae.jpg


Ответы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Восстановите цитату.

В этом задании вам необходимо из всех полученных слов восстановить высказывание одного известного писателя. Ответ записываем словами прямо на бланке с заданием. Первое слово цитаты подчеркнуто.

КАК

ПРЕВРАЩАЕТСЯ

КОГДА

СЕЙЧАС

БУДУЩЕЕ

ТО

ВРЕМЯ

В

НАШИХ

ПРЯМО

РАЗ

САМОЕ

НАСТОЯЩЕЕ

НА

ГЛАЗАХ


Задание 3.

Запишите в задании под №3 еще 2 профессии, которые уже исчезли, и  3 профессии, которые, на ваш взгляд, являются «пенсионерами» и исчезнут в ближайшие 20 лет.

(Время на выполнение задания – 3-4 минуты).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

А теперь перейдем непосредственно к профессиям будущего. Мы предлагаем вам познакомиться с несколькими новыми  профессиями из разных отраслей экономики.

Отгадайте, о какой профессии идет речь. Сейчас вам будет дано описание профессии, взятое из Атласа и варианты ответов. Вам необходимо дать ответы на 5 вопросов задания Вопрос 1. Это специалист, который выбирает и устанавливает дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги.

Варианты:

А) Архитектор интеллектуальных систем управления

Б) Строитель «умных» дорог

В) Оператор кросс-логистики

Г) Проектировщик интермодальных транспортных узлов

Вопрос 2. Специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений (в том числе лунных баз).

Варианты:

А) Космогеолог

Б) Инженер-космодорожник

В) Менеджер космотуризма

Г) Инженер систем жизнеобеспечения

Вопрос 3. Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым

персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя.

Варианты:

А) Игропедагог

Б) Разработчик образовательных траекторий

В) Тьютор

Г) Модератор

Вопрос 4. Специалист по управлению и обслуживанию роботизированных систем, в том числе на сложных и опасных производствах и при работе с труднодоступными или микрообъектами.

Варианты:

А) Инженер-композитчик

Б) Проектировщик промышленной робототехники

В) Проектировщик-эргономист

Г) Оператор многофункциональных робототехнических комплексов

Вопрос 5. Специалист на стыке дизайна и ИТ, который дополняет одежду носимыми гаджетами как в чисто декоративных целях, так и для решения определенных задач.

А) Проектировщик новых тканей

Б) Программист электронных «рецептов» одежды

В) Техно-стилист

Г) Разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности



ИТОГ:__________________________________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.