12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Таранова Татьяна Анатольевна578
Россия, Приморский край, пгт.Лучегорск
5

Игра «Умники и умницы» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Игра ’’Умники и умницы” по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”

Цель игры: научить учащихся творчески интерпретировать

художественное произведение.

Задачи:

Воспитательная - прививать любовь учащихся к литературе. Образовательная - научить учащихся интерпретировать произведение, Развивающая - развивать творческое мышление учащихся посредством включения литературной игры.

Оформление класса:

на доске записан эпиграф, фамилия автора временно закрыта от участников;

портрет М.Ю.Лермонтова;

выставка книг поэта и о поэте;

в ходе урока используется музыка Л.Шварца из

кинофильма «Княжна Мери»;

дамские перчатки, декоративный пистолет, свечи и т.д.;

 

в центре класса нарисованы три дорожки: красная, желтая, зеленая.

Правила игры

Игра состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из девяти участников в финал выходят трое. Финальное состязание определяет победителя.

За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. В случае если учащийся затрудняется ответить или ответ его неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап состязания (вопросы см. в приложении № 5).

Перед началом соревнования ведущий предлагает учащимся определить дорожку, на которой они хотели бы состязаться, предварительно объяснив следующее:

у первой группы самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Выбрав красную дорожку, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку;

на желтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе;

участникам, выбравшим зеленую дорожку, задается четыре вопроса, но они имеют право ошибиться дважды.

 

ХОД ИГРЫ

В этом романе...есть что-то неразгаданное. (В.Г.Белинский)

Приветственное слово учителя, объявление целей и задач внеклассного мероприятия.

 

Добрый день, дорогие друзья, гости и уважаемое жюри. Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы».

Стало доброй традицией итоговые занятия по литературе проводить в игровой форме. Сегодня нас ожидает новая игра «Умники и умницы» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Мы попытаемся с вами обобщить и систематизировать тот материал, который изучали на уроках по творчеству М.Ю.Лермонтова, расширить представление о личности и творчестве нашего земляка.

Почему и сегодня роман М.Ю.Лермонтова волнует нас? «В этом романе.. .есть что-то неразгаданное», - говорил известный вам критик, слова которого являются эпиграфом ко всей нашей игре. Недолгая, но яркая жизнь самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Сто девяносто лет, прошедшие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей.

Постараемся сегодня разгадать те тайны, которые скрыты в романе «Герой нашего времени».

В добрый путь! Желаю всем удачи!

Объяснение правил игры.

ПЕРВЫЙ ТУР

Вопросы для розыгрыша первой тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников - быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 1).

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА

Кому принадлежат эти слова: «В этом романе...есть что-то неразгаданное»?

Многие критики после выхода в свет романа создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил себя. Как ответил сам автор в романе на этот вопрос? («Герой нашего времени» - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

Кто и когда сказал эти слова: «Я прочел «Героя...» до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. <...> Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени...но в этом романе капитан являлся как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер и заменил его жалкими, очень малопривлекательными личностями... Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову, если это возможно...» (Такими словами напутствовал Николай I поэта, сосланного на Кавказ, 1840 г.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

В предисловии к изданию «Героя нашего времени» на английском языке переводчик Владимир Набоков заметил: «...Весь фокус...композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых». Какие особенности композиции подтверждают этот тезис? (Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести «Бэла» (рассказчик Максим Максимыч), в повести «Максим Максимыч» (рассказчик — автор), в журнале Печорина - автопортрет героя.)

В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».)

В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало...» Чему обрадовался автор? (Смерть Печорина давала право печатать записки.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса:

Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу? (Это герои разных повестей.)

Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе? (В Тифлисе не служил.)

На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Не общались.)

ВТОРОЙ ТУР

Вопросы для розыгрыша второй тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников - быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 2)

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА Объясните значение слов.

«И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.» (Ундина - в средневековых сказках дух воды, русалка.)

«За нею шел человек с большими усами, в венгерке*, довольно хорошо одетый для лакея». (Венгерка - куртка с нашитыми на груди поперечными шнурками, какие носили венгерские гусары.)

«Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо «оказия»* еще не пришла». (Оказия - благоприятный случай для путешествия, поездки вместе с военным отрядом.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

За что Максим Максимыч получил два чина при генерале Алексее Петровиче Ермолове? (За дела против горцев.)

Назовите воинские звания каждого персонажа. (Печорин - прапорщик, Максим Максимыч - штабс-капитан, Вулич - поручик, Грушницкий - юнкер, Василий Петрович С*** - майор.)

В повести «Бела» герой высказывает отрицательное суждение о чеченцах следующими фразами: «Жалкие люди!», «Преглупый народ!». Назовите этого героя. Согласны ли вы с ним? (Максим Максимыч.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

Повесть «Бела» начинается фразой: «Я ехал на перекладных из Тифлиса...» Где находится Тифлис? (В Грузии.)

Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»? (Пятигорск.)

«Тамань» - так называется одна из повестей. А где находится Тамань? («Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России».)

ТРЕТИЙ ТУР

Вопросы для розыгрыша третьей тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников - быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 3)

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА

Кому принадлежат эти высказывания? Обоснуй свою точку

зрения.

«Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом». (Грушницкий.)

«Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой». (Печорин.)

Несчастная любовь Печорина и Веры основана на реальных фактах. Назовите прототипов этих героев. (Лермонтов и Варвара Лопухина.)

Каким образом Грушницкий запечатлел в памяти день встречи с Мери? (Заказал серебряное кольцо с чернью. Мелкими буквами на внутренней стороне было вырезано имя Мери и рядом число дня, когда она подняла стакан.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

Диалог между Печориным и Грушницким.

Я уверен, - продолжал я, - что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся.

О самолюбие! Ты рычаг, которым...хотел приподнять земной шар... Кто говорил, что рычагом можно поднять земной шар? (Архимед - математик и механик Древней Греции.)

«Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

Берегитесь! — закричал я ему, - не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!». А что случилось с Юлием Цезарем? (Он шел в Сенат. По пути споткнулся и упал. В тот же день он был убит заговорщиками. Падение истолковали как дурное предзнаменование.)

«Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начали хохотать...» Кто такие римские авгуры? (Римские авгуры - в Древнем Риме жрецы- гадатели, предсказывающие будущее. По словам Цицерона, авгуры при гадании смотрели друг на друга, подсмеиваясь над легковерием людей.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

«Однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно». Так начинается «Пиковая дама» А.С.Пушкина. В какой именно повести есть похожая сцена? («Фаталист».)

Повесть «Княжна Мэри» имеет вид дневниковых записей. Сколько времени длятся события, описанные в повести? (Чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня.)

Описание пейзажа: «Холм, покрытый пеленою снега; мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом». Какая гора так живописно изображена М.Ю.Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», а в 1837 г. запечатлена на картине? (Крестовая гора.)

ФИНАЛ

Вопросы для розыгрыша финалистов (участникам раздаются карточки, на которых написаны предложения из романа «Герой нашего времени» с пропущенными орфограммами и пунктограммами, задача участников: (1). ответить на вопрос, (2). быстрее и точнее вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, см. приложение № 4)

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА

Какое прозвище дала молодежь доктору Вернеру? (Мефистофель.)

При описании Грушницкого автор отмечает одну деталь, которая свидетельствует о храбрости персонажа. Какая это деталь? (Георгиевский солдатский крестик.)

Какой персонаж «Героя нашего времени» по характеру напоминает пушкинского Германа из «Пиковой дамы»? (Вулич.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

Кем, по мнению Герцена, Печорин приходится Онегину?

(Младшим братом.) Что их объединяет? (Они - «лишние» люди.)

Жизнь Печорина до приезда на Кавказ не отражена на страницах романа. Неясны причины, которые привели героя из   Петербурга на юг. Доктор Вернер так говорит: «Кажется, ваша история там (в Петербурге) наделала много шума». Как вы думаете, что это за история? Какое отношение она имеет к пребыванию Печорина на Кавказе? (Дуэль.)

Какие правила были нарушены при проведении дуэли между Грушницким и Печориным? (Дуэль - страшный способ решения споров, единственное его достоинство в том, что он предполагает честность обеих сторон. Дуэль в «Княжне Мери» - бесчестный заговор драгунского капитана. Цель заговора — представить Печорина трусом. Во время проведения дуэли были нарушены следующие правила:

а) секунданты до дуэли должны попытаться примирить дуэлянтов, но драгунский капитан нарушил этот закон, доктор Вернер - выполнил;

б) драгунский капитан сам зарядил пистолет Грушницкого, но не зарядил пистолет Печорина;

в) изменение условий дуэли во время ее проведения (Печорин перед своим выстрелом просит доктора перезарядить пистолет, что снова противоречит правилам дуэли; Печорин же настаивает на еще более жестких условиях: каждый из противников должен стать на краю площадки, чтобы тот, кто будет ранен, полетел вниз и разбился.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

В приведенных ниже фрагментах романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» звучат отголоски произведений других русских писателей. Назовите эти произведения и их авторов.

«В это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским» (А.С.Грибоедов «Горе от ума», реплика Чацкого: «Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским.»)

 

«Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь.

Но смешивать два эти ремесла

Есть тьма охотников - я не из их числа».

(А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Чацкий: «А смешивать два эти ремесла Есть тьма охотников - я не из их числа».)

Печорин:

«Все, что я говорю о них, есть только следствие. Ума холодных наблюдений. И сердца горестных замет».

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА ЖЮРИ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы еще не раз обратитесь к произведениям нашего великого земляка и откроете для себя что-то новое. И пусть Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки,

Ровесник новых и былых годов. <...>

Поэта время отнесло далеко,

Но нет нигде - ни рядом, ни вдали - Для слова русского такого срока,

Чтобы стереть его с лица земли.

Соревновательный момент приведенной игры позволяет привить учащимся интерес к литературе и изучаемому произведению.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Вопросы дополнительного этапа состязания для зрителей:

Какими видами искусства увлекался М.Ю.Лермонтов в детстве и юности? (поэзия, живопись, музыка)

Почему после смерти Марии Михайловны, матери поэта, воспитанием Мишеньки занималась бабушка? (это условие поставила М.А.Арсеньева)

После смерти дочери по приказу М.А.Арсеньевой господский дом в Тарханах был сломан, а на его месте построена усадебная церковь в честь Марии Михайловны. Как эта церковь была названа? (церковь Марии Египетской)

Назовите фамилию «милой тетеньки» М.Ю.Лермонтова, чья усадьба Апалиха находится недалеко от Тархан. (М.А.Шан-Гирей)

Почему отец М.Ю.Лермонтова не похоронен в фамильном склепе Арсеньевых рядом с сыном? Где он похоронен? (отец М.Ю.Лермонтова похоронен на церковном кладбище в Тарханах, т.к. М.А.Арсеньева была против того, чтобы отец и сын соединились даже после смерти)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

Вопросы дополнительного этапа состязания для зрителей:

Какими видами искусства увлекался М.Ю.Лермонтов в детстве и юности? (поэзия, живопись, музыка)

Почему после смерти Марии Михайловны, матери поэта, воспитанием Мишеньки занималась бабушка? (это условие поставила М.А.Арсеньева)

После смерти дочери по приказу М.А.Арсеньевой господский дом в Тарханах был сломан, а на его месте построена усадебная церковь в честь Марии Михайловны. Как эта церковь была названа? (церковь Марии Египетской)

Назовите фамилию «милой тетеньки» М.Ю.Лермонтова, чья усадьба Апалиха находится недалеко от Тархан. (М.А.Шан-Гирей)

Почему отец М.Ю.Лермонтова не похоронен в фамильном склепе Арсеньевых рядом с сыном? Где он похоронен? (отец М.Ю.Лермонтова похоронен на церковном кладбище в Тарханах, т.к. М.А.Арсеньева была против того, чтобы отец и сын соединились даже после смерти)

Опубликовано

Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 22.10.16 в 05:32 0 Ответить Пожаловаться
Хорошо бы сделать презентацию-игру!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.