Игра-бродилка по древнерусскому произведению «В начале было Слово» (7 класс)

8
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе


Игра-бродилка по древнерусскому произведению

«Плач о разорении города Углича» «В начале было Слово…»

в рамках празднования Дня согласия и примирения, посвященного освобождению России от польско-литовской интервенции.

Цели: создание условий для проявления у учащихся 7-х классов интереса к древнерусской литературе, чтению произведений; взаимодействия уч-ся разных ступеней: сплочение коллектива при выполнении командных заданий.

Оборудование: проекторы и компьютеры, маршрутные листы, раздаточный и иллюстративный материал.

                                Ход игры:

Ведущий:  Добрый день, друзья! Я рада приветствовать вас на игре-«бродилке», которую проводит для вас Ассоциация учителей литературы и русского языка Угличского района при поддержке Управления образования УМР в рамках празднования Дня согласия и примирения.

Известный русский учёный, академик Д.С.Лихачёв в книге «Земля родная» пишет: «Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь… Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем…Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь». Сегодня наша игра посвящена литературному памятнику, связанному с трагическими событиями нашей страны, в целом, и нашего города, «Плач о разорении города Углича». 15 мая 1591 года в Кремле при загадочных обстоятельствах погиб последний отпрыск династии Рюриковичей - царевич Димитрий. Это событие имело роковое и трагическое значение для России. Оно стало началом Смутного времени - кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев, интервенции и разорения страны. Смута оставила огромную и трагическую рану на волжской земле. Так весной 1611 года войска Яна Сапеги осадили кремль, местные жители были настроены решительно, не открывать ворота ни в коем случае. Однако предательство с подкупом сделали свое дело, ворота были открыты для врагов практически сразу. Войска поляков разграбили, сожгли и разгромили город полностью. На этом месте история города должна была логически завершиться, но указом нового царя Михаила Романова в Углич были отправлены люди из Москвы, Ростова и других более мелких поселений. В противном случае, по мнению политиков того времени, город Углич мог уйти навсегда в историю страны. О тех событиях рассказывает местная летопись, называемая Супоневской - предположительно потому, что один из ее списков принадлежал угличанам Супоневым. В состав летописи входит "Плач о разорении города Углича", который местные исследователи ставят в один ряд с такими творениями древнерусской литературы, как "Слово о погибели земли русской" и "Плач о конечном разорении и пленении Московского государства". И главный вопрос, на который мы должны сегодня ответить, удалось ли неизвестному автору «Плача» рассказать об тех ужасах, которые творились в городе, и какие выводы должны сделать мы сегодня, знакомясь с этим памятником древнерусской литературы.

(Идёт представление команд, название команд; инструктаж, выдача маршрутных листов)

Станции:

1 станция «Гисторики». (чёрный ящик)

Задание: «Отгадайте предмет, лежащий в чёрном ящике». Всего в ящике находится 5 предметов, у вас есть 5 подсказок. Каждый правильно отгаданный предмет – 1 балл. Время на размышление по 1 мин.

Вопрос:

Ответ:

Последний удельный князь России, пятый сын Ивана Васильевича Грозного, небесный покровитель всех детей нашей Родины

Царевич Димитрий

Угличский женский монастырь, который находился в Кремле, 35 сестёр которого вместе с игуменьей Анастасией пали в результате захвата города поляками

Богоявленский монастырь

Это здание было построено в 1628 году в память об угличанах, погибших при осаде монастыря в годы польско-литовской интервенции (1608-1611 гг.). Предыдущие строения были полностью разрушены, погибло около 600 человек.

Дивная церковь

Главный символ христианства, держа который в руках, вышел встретить поляков игумен угличского монастыря, за что был изуродован врагами.

Крест игумена Покровского монастыря Антония

Русский святой, благословивший ополчение Минина и Пожарского, этот монах носил тяжёлые вериги

Иринарх Затворник

2 станция «Толмачи».

Прочитайте и переведите на русский язык кусок текста «Плача о разорении города Углича». За точность перевода максимум 5 баллов.
О преименитий граде Угличе! О граде, церквами всюду украшенный бых! Како разористе? Како одичаша нечестивых руце? Колико бысть многочисленныне же яко вдовице обретеся! Владел странами подданными – и бысть иго литовцев лютых, иже не восхотеша, да град цел бедет, но и память его в век истребилась.

Перевод:

О знаменитый город Углич! О город, всюду церквями украшенный. Как тебя разорили? Как ты одичал от нечестивых рук? Сколько же многочисленных вдов появится! Владел подданными страны – наступило лютое иго литовцев, которые не хотели, чтобы остался целым и память о нём не истребилась вовек.

 

3 станция «Изографы».

Сегодня, наша игра посвящена одному из замечательных литературных памятников истории родного города «Плач о разорении города Углича». События, которые легли в основу этого произведения – одна из трагических страниц в истории родного Отечества и, одновременно, родного и любимого нами Углича. В истории Углича 1611 год оставил глубокий след. 405 лет назад, в апреле 1611 года, по свидетельству местных летописных источников, Углич был взят и разорен польско-литовскими интервентами на Страстной неделе в ночь со вторника на среду. Освобожден был Углич только весной 1612 года отрядами народного ополчения Минина и Пожарского.

Немало скорбных повествований содержат местные летописи об этих трагических и героических периодах угличской истории, одна из них - «Плач о разорении города Углича». Много лет минуло с тех пор, но память о тех страшных событиях – бессмертна. Наша задача увековечить эту память, и я предлагаю вам сегодня создать летопись.

Задача учащихся - оформить страницу старой рукописи, а именно, разместить часть предложенного текста из произведения «Плач о разорении города Углича» , оформить особенным образом начальную букву текста, предложить оригинальный вариант иллюстрирования страницы.

Обучающимся предлагается использовать в оформлении коллективного варианта решения страницы художественные принадлежности: фломастеры, цветные карандаши, краски, цветную бумагу, клей, ножницы, элементы для детского творчества (коллажа).

В оформлении коллективного проекта страницы старой рукописи учитывается творческий подход, аккуратность, оригинальность, слаженность работы группы, взаимопомощь и сотрудничество.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Хочется закончить нашу встречу словами из местной летописи:

«О граде, ты граде, Богоспасаемый граде Углич горькую чашу испил ты за Русскую землю! Радуйтесь, угличские люди, верные сподвижники и православные страдальцы, убитые и сожженные за веру и закон русский».

Мы верные сыны и дочери земли нашей русской и многострадальной обязательно сохраним эту память, историю родного края и любимого города.

Оценивание творческой работы группы от 1-5 баллов по критериям.

В ходе работы оценивается:

Оригинальность и творчество.

Аккуратность выполнения задания.

Правильность композиционного решения.

Слаженность работы группы, взаимопомощь, сотрудничество.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Оценивание творческой работы группы от 1-5 баллов по критериям.

4 станция «Читальница».

Собери фразу из «Плача».

Перед вами обрывки фраз из «Плача о разорении города Углича», разделённые на две части, поэтому ваша задача как можно быстрее их собрать.

О любезное наше отечество!

Где твои славнии граждане, храбрыи воины и протчих разных чинов люди?

О любезный наш мысленный винограде!

Корень твой отсечен бысть, и по времени все ветви твои отпадоша, и виноград весь растоптан бысть доселе!

О населившиися же ныне граждане, плачьте о осквернении святых церквей!

Рыдайте о разорении града вашего! Вопите о убиении граждан!

О, блаженна ты еси, земля, како обагрилась кровью жителей твоих!

Блаженни и вы, граждане, яко за веру и отечество умрошаи наиможайшая рыдания и слова глаголющее, обратиша плачь свой на истребителей.

Ныне вами весь град опустошен, разорен и в пепел обращен! О злых злейших тираны!

О неукратимии тигры! О яростью дышащие аспиды!

Коей почести достони за ваше варварство, исчиненное на граждан?

Вместо похвалы примите прокрятие! Вместо даров готовится вам мука вечная!

Придите, тирани и варвары! Приидите, кровопийцы! Зрите кости и пепел! Зрите разорение! Зрите попрание! Зжальтесь и умилитесь зрением плача всего града!

Како имате ответить? Какое оправдание на будущем суде имате?

О любимии граждане, кое душам вашим начертание блаженства, кое место покойное ощутите?

Наипаче желаю вам водвориться в жилище вечное, иде же есть всех веселящихся жилище, иде же несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

? О ярость злотыхательная! О завистники граждан, живших в благочестии и богатстве! О злые сребролюбцы! Злобою подобящиеся змее! О ярость, подобящаяся лютому скорпию, яд злобы от себя изрыгающе!

Како дерзнули разорению град предати?

Кто сему разорению есть причиною?

Аще бы град не предали, град бы такому разорению не был подвержен. И за дела ваши награда готовится: место, идеже скрежет зубов, идеже червь неусыпный, идеже огонь неугасный ждет вас мучити во все времена бесконечные!


 

Критерии оценивания задания:

- точность фраз (10фраз – 5 баллов, 8 фраз – 4 балла, 6 фраз – 3 балла, 4 фразы- 2 балла, 2 фразы – 1 балл; если команда собирает нечётное количество фраз, то оценивается задание по возрастанию, в пользу команды).

5 станция «Летописная».

Задание: В 1 отрывке из летописи вы должны найти по 2 ошибки, в 2-4 – 1 ошибку (каждая найденная ошибка - 1 балл).

Впоследствии угличские летописцы напишут, что «…во граде бысть убито разного звания 20000 человек; множество священников, диаконов и церковнослужителей, 8 игуменов и 2 игумений. Сожжено и истреблено 8 монастырей, церквей разорено и сожжено 150. Всего по исчислению убитых, повешенных, утопленных и пр. смертям умученных до 60 тысяч человек».

«Xитpыe лaзyтчики пoдкyпили кaкoгo-тo Cтpелeцкaгo ничтoжнaгo нaчaльникa – coтникa, или пятидecятcкaгo Михаила Пaшинa».

Враги вместе с предателем «…и пoшли пo pечке Улейме, и пo Кaменнoмy pyчью низью, и тaкo жъ безтpyднo въ кapayле cтpелeцкiя и въ пocaде».

Вот, что написал Пётр Дашков царю Михаилу 8 (18) марта 1623 года:

«Гocyдapю, цapю и вeликoмy княzю Mиxaилy Никитичy вceя Pоссии xoлoпъ твoй Пeтpyшкa Дaшкoвъ челoмъ бьeтъ. Пo твoeмy Гocyдapeвy, Цapeвy и вeликaгo князя Mиxaилa Никитича вceя Pycи yкaзy, вeлeнo мне xoлoпy твoeмy нa твoeй Гocyдapeвой cлyжбе. И нa Yглeче, Гocyдapъ, ocтpoгъ пoвaлялcя вo мнoгixъ меcтaxъ и вopoтa пocели, мocты пpoбилиcь, и oкoлo pвy пpитинъ ocыпaлcя…

Ответы:

Не 60 тысяч человек погибло, а 40 000.

Не 8, а 12 монастырей было разорено в Угличе.

Не Михаила, а Ивана Пашина.

Речка не Улейма, а Шелковка.

Михаил не Никитич, а Фёдорович.

6 станция «Книжники».

Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Её главный интерес – жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного начала. Книга считалась огромным богатством и в прямом значении, и переносном. А людей высокой культуры называли книжниками. На этой станции мы обратимся к тексту «Плача».

Задание: Нужно составить из пазлов картину и отгадать, кто на ней изображён. Вы сможете получить пазл, если правильно ответите на вопрос задания. Общее задание: Определите языковое средство в данном отрывке. Отгаданная картина добавляет Вам дополнительно балл.

1 пазл. Где ныне красота твоя, Граде, яко единым часом в пустыню обратихся?

Ответ: риторический вопрос.

2 пазл. О слепое властолюбие! О дикие звери! О окаяннии предатели!

Ответ: риторическое восклицание.

3 пазл. О любезное наше отечество! Где твои славнии граждане, храбрыи воины и протчих разных чинов люди?

Ответ: эпитет.

4 пазл. О злейшего Велиара раби истинные! О братие Каина-братоубийцы, его же проклял бог седмью клятвами! О проклятии ИУДЫ друзи и братие, преисподнего тартара жители, страшного суда граждане!

Ответ: библиизмы.

5 пазл. О противнии сребролюбцы… , на град наш и жителей подавлять…, Вси сыны и дщери ваши…, яд злобы от себя изрыгающее…

Ответ: старославянизмы.

Ответ: Патриарх Гермоген. Патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Гермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. Патриарх Гермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению Патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая стала главной святыней ополчения. Заживо замурован в каземате Чудова монастыря.

Вопросы-бонусы:

Благодаря летописям, мы познакомились с знаменитыми памятниками древнерусской письменности («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.). В состав какой летописи входит «Плач о разорении города Углича»?

Ответ: Угличский летописец в трёх списках: Супоневский, Серебренниковский (по фамилии владельцев), Троицкий.

В фондах УГИАХМ имеется ряд экспонатов, относящихся ко времени польско-литовской интервенции и осады города Углича. Назовите виды оружия начала XVII столетия.

Ответ: бердыши, копья, рогатины, сулицы, пушки-пищали.

Казалось, всё сложилось не в пользу угличан, но город поднялся против интервентов и решил стоять насмерть. Произнесите слова безнадежных защитников города.

Ответ: «Лучше падемъ на гробы отцовъ своихъ, чемъ сдадимся живыми!» 

Кто такой был Иван Пашин, сейчас сказать трудно, - сведения о нём очень противоречивые. Киссель, например, говорит: «Хитрые лазутчики подкупили какого-то Стрелецкаго ничтожнаго начальника – сотника, или пятидесятскаго Ивана Пашина». Кстати, это очень высокое звание в стрелецком войске, что вызывает некоторое сомнение в правоте Кисселя, которому вторит Л.Ф. Соловьёв. А вот В.И. Лествицин называет его «ка-кой-то ничтожный стрелецкий десяцкий». В общем-то, командирское звание легко впи-сывалось в их интерпретацию истории осады Углича. А был ли этот изменник стрельцом?
Летописец так и отмечает: «…граду нашему… предану бытии окаяннымъ… Ива-номъ Пашинымъ… Съ нимъ же быша и некия отъ стрелецкихъ военачальникъ, сму-щеныя въ разуме». Какую информацию о Иване Паршине можно считать достоверной?

Ответ:  Единственно точно известно, он был угличанин, «совоспитанный въ немъ (Угличский летописец Серебренниковский список).

О граде, ты граде, Богоспасаемый граде Углич горькую чашу испил ты за Русскую землю. Радуйтесь, угличские люди, верные сподвижники и православные страдальцы, убитые и сожженные за веру и закон русский». Автор «Плача» оптимистичен. Что означает слово «богоспасаемый»?

Ответ:  Благополучный, мирно существующий, благоденствующий. Наш богоспасаемый град (о захолустном городке). (Первонач. церковно-торжественный эпитет. Богоспасаемый град Москва.Богоспасаемая держава Российская.) Ушаков.

Оставшиеся жители закрылись в кремле, приготовились к долгой осаде и заявили, что «скорее падут мертвыми на гробы отцов своих, чем откроют ворота врагу». Ворота, как это часто бывает, открыло золото. Среди осажденных оказался предатель, который был подкуплен и ночью впустил поляков в кремль. Назовите последнее укрытие осаждённых угличан?

Ответ: Последние осажденные погибли в старом Спасо-Преображенском соборе, где они пытались найти спасение.

От многолюдного богатого Углича, который входил в число крупных русских городов и издавна был нанесен на европейские карты и глобусы, осталось несколько сот измученных напуганных жителей, потерявших свои дома и имущество. Каков был первый приказ в отношении города Углича нового царя Михаила Фёдоровича Романова?

Ответ: Указом первого царя новой династии Романовых Михаила Федоровича сюда были переселены жители других городов – Ярославля, Москвы, Ростова. Иначе, как опасались в то время, само имя города могло исчезнуть с карты России.

Когда и кем был освобождён город?

Ответ: Отрядами народного ополчения Минина и Пожарского весной 1612 года.

В какое время по церковному календарю пал Углич?

Ответ: на Страстной неделе 1611 года.

«На другой день после кровавой сечи, Поляки торжествовали свою победу на трупахъ падшихъ защитниковъ своей родины… Что они сделали.

Ответ: Поляки составили огромные костры, положили на нихъ тела убитыхъ, также наполнили ими уцелевшие домы и сожгли ихъ: «Костры пылали и жертва обильная приносилась для очищения греховъ нашихъ».

Подведение итогов игры.

Просмотр ролика. Награждение. Дорогие ребята, сегодня мы ещё раз убедились, что живём в стране с богатой историей культурой, литературой, что позволяет нам гордиться нашей Родиной, нашими предками, а потому и мы должны быть достойными своих предков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.