Игра-квест «Знатоки права» (8–9 класс)
Сценарий игры-квеста для учащихся 8-9 классов
«Знатоки права»
Мутагарова Н.А., социальный педагог,
МАОУ «Гимназия № 2»
г. Стерлитамак РБ, 2018г.
Цель: формирование правовой культуры учащихся через проигрывание ситуаций и повторение основных правами и свобод человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
Задачи:
Закрепить, посредством игры, полученные на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях начальные правовые знания.
Формировать представление о значимости правовых знаний в повседневной жизни;
Развивать самостоятельность и критичность суждений об основных сферах жизни общества; защите прав человека.
Воспитывать у учащихся уважение к закону, формировать правовую культуру.
Тип игры: правовой квест (квест – интеллектуальный сюжетный вид игр, проходящий в помещении, на улицах города или за его пределами).
Описание игры:
в игре принимают участие две-четыре команды по 5-7 человек, которые получают карту маршрута (маршрут одинаковый, но очередность остановок разная, старт и финал – общий), состоящую из нескольких остановок;
направление маршрута зашифровано в виде правовых загадок, на каждой остановке команды должны решить правовую ситуацию.
Необходимые условия:
остановки находятся на расстоянии друг от друга;
маршрут продуман так, чтобы команды не попали одновременно на одну и ту же остановку;
на каждой остановке находятся помощники, которые дают задания командам;
у команд не должно быть с собой никакой литературы, шпаргалок, мобильных телефонов;
команду сопровождает наблюдатель, который не вмешивается в ход игры, но следит за тем, чтобы команды не нарушали правила, за что в конце игры могут быть предусмотрены какие-нибудь штрафы.
Материально-техническое обеспечение:
фотоаппарат, распечатки с заданиями для команд, сувениры – блокноты, грамоты, благодарственные письма.
Жюри
В состав жюри входят участник школьного клуб «Подросток» - ученик 7-8 класса, руководитель кафедры общественных наук, заместитель директора, курирующий воспитательную работу, учитель обществознания.
Команды участников приглашаются в кабинет социально-психологической службы, где им объясняют правила игры-квеста, объявляют членов жюри, время проведения и выдают каждой команде протоколы игры.
План игры-квеста:
1. Приветствие.
2. Определение маршрута.
3. Подсказки-направления по маршруту.
4. Ситуации на остановках (задания).
5. Финал.
6. Подведение итогов.
Ход игры
1. Маршруты
1 маршрут |
2 маршрут |
Кабинет социально-психологической службы (№ 48). Получение маршрута |
|
1. Библиотека |
1. 1 этаж, школьный музей |
2. Кабинет права (№ 3) |
2. Двор школы |
3. Спортивный зал |
3. Столовая |
4. 1 этаж, школьный музей |
4. Кабинет права (№ 3) |
5. Двор школы |
5. Корпус начальной школы |
6. Столовая |
6. Спортивный зал |
7. Корпус начальной школы |
7. Библиотека |
Малый зал |
2. Подсказки-направления по маршруту
Библиотека
Место, где на основе статьи 35 Федерального закона об образовании вам в бесплатное пользование выдают школьное имущество.
Кабинет права
Должны знать и взрослые и дети о правах, что защищают нас на свете. А в каком кабинете мы изучаем все о своих правах?
1 этаж, школьный музей
Здесь хранится богатый фонд учебно-наглядных пособий и прочих предметов, собранных силами учеников и учителей - биографии, истории, раритетные фотографии и предметы.
Столовая
Основным нормативно-правовым актом на данной территории является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Начальная школа
К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Двор школы
Данная территория стала эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания.
Спортивный зал
Куда бежать вам вместе всем
«Быстрее, выше и сильнее!»,
Найдешь, как только поскорее
Прочтешь названье министерства.
(Министерство физкультуры и спорта Российской Федерации).
3. Ситуации на остановках
Библиотека
Первое задание
Как только команда входит в библиотеку.
Помощник: Тише. В библиотеке надо соблюдать тишину, чтобы не мешать тем, кто читает, выбирает книги или готовится к занятиям. Вам необходимо из предложенных слов составить как можно больше других слов:
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Второе задание
Из предложенных анаграмм составить слова:
ЦНОКЕВНИЯ (конвенция)
ОГОУСАРДТСВ (государство)
НИЖЗЬ (жизнь)
ИРБОАЗОАВНЕ (образование)
КЗАОН (закон)
НЕТУЛЕПРИЕПС (преступление)
ШАВНАЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
НЯТУЦИКОСИТ (конституция)
ДЕСКОК (кодекс)
ВОСТЕВТНСТЕОНТЬ (ответственность)
Кабинет права
В кабинете разыгрывается сценка. Ученик спорит с учителем, отвлекая его от работы:
Ученик: - А я имею право!
Учитель: Иван, ты мешаешь мне работать.
Ученик: А в статье 13 Конвенции о правах ребенка написано, что я имею право свободно выражать свое мнение.
Учитель: А что написано во второй части этой статьи ты знаешь?
Ученик: смотрит растерянно, показывает на вошедших: а вот они знают, что написано во второй части статьи о праве ребенка на свободное выражение своего мнения?
Ответ команды. Часть 2 статьи 13 Конвенции о правах ребенка гласит «Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые необходимы: для уважения прав других лиц».
Случай с учителем как раз подходит под это правило.
Ученик, выслушав ответ: а вот я еще прочитал в статье 15, что имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Мы уже и объявление сделали в интернете с друзьями, что на следующей неделе хотим на стадионе провести флешмоб против наркотиков. Уже 50 человек откликнулись. Но в статье я прочитал, что могут быть какие-то ограничения. Так имеем мы с друзьями право на свободу мирных собраний или нет?
Ответ команды. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и (или) общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (Часть 2 статьи 15 Конвенции). Для того чтобы провести подобное мероприятие, необходимо заблаговременно уведомить органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления (Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Спортивный зал
Команда входит в зал.
Помощник: Ребята, давайте проверим, насколько вы информированы в вопросах спорта и ЗОЖ. В жизни каждому полезны знания, а с ними и спорт. И поэтому предложим вам вопросы спортивной викторины.
1. В этом мы играем зале. Надо рост большой иметь,
Чтоб противнику в запале гол мячом забить суметь (Баскетбол).
2. Поможет мышцы рук развить, как встарь,
Резиновый спортинвентарь (Эспандер).
3. Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе? – Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл, мы играем в…(Волейбол).
4. Как называются состязания спортсменов? (соревнования)
5. Какие спортивные соревнования проводятся один раз в четыре года? (олимпийские)
6. В каком виде спорта играют мячом только ногами? (футбол)
7. В каком виде спорта мяч отбивают ракеткой? (теннис, бадминтон)
Музей
Как только команда появилась в музее, к ней подходит ведущий и дает:
Первое задание
Назовите обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Ответ команд. Номера статей не обязательно, главное их перечислить.
Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации (статья 15, часть 2).
Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2,3).
Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
Уплата налогов и сборов (статья 57).
Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
Защита Отечества (статья 59).
Второе задание
Распределите права и обязанности школьников:
1. Бесплатное образование
2. Активность в приобретении знаний
3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
4. Удобное рабочее место
5. Посещать школу в предназначенное для этого время
6. Защита личной собственности
7. Посещение школьных мероприятий
8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
10. Деловое сотрудничество с учителем
11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
12. Беречь школьное имущество
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10. Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)
Школьный двор
Командам нужно исключить лишнее слово с объяснить свой выбор:
Увольнение, арест, штраф, лишение специального звания.
Ответ: увольнение - трудовое право; все остальные - административное право.
Лишение свободы, выговор, заключение под стражу, смертная казнь.
Ответ: выговор - трудовое право; всё остальное - уголовное право.
Столовая
Игра «Да» или «нет»?
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Аргументируйте свой ответ.
1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.
2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.
3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.
4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.
5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые предоставляют ребенку полную самостоятельность в поступках.
1 – нет; 2 – да; 3 – да; 4 – нет; 5 – нет.
Начальная школа
Мы с вами на территории начальной школы, а здесь еще любят играть, читать сказки, поэтому и вам задание – сказочное.
Перед вами имена сказочных героев и названия прав человека. Вы должны привести в соответствие имена сказочных героев и права, которые были нарушены в отношении их.
Ответы:
Том Сойер |
статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых |
Старик Хоттабыч |
статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии |
Три поросенка |
статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища |
Золушка |
статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах |
Красная Шапочка |
статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу |
Буратино |
статья 17 – Каждый человек имеет право владеть своим имуществом. Никого нельзя произвольно лишать этого имущества |
4. Финал
За правильно выполненное здание на каждой остановке команда получает кодовую букву, за выполненное с ошибкой – зашифрованную букву. Назначение кодовых букв – тоже сюрприз для команд. Буквы необходимо сложить с название кабинета, куда необходимо прибыть для завершения игры.
Подведение итогов и награждение
Награждаются грамотами команды-победители на отдельных этапах и в общем зачете. Остальным командам-участникам игры-квеста вручаются благодарности.
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
2. Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/
3. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-19062004-n-54-fz-o/