Игра-квест «Знатоки права» (8–9 класс)

6
0
Материал опубликован 8 September 2018 в группе

Сценарий игры-квеста для учащихся 8-9 классов

«Знатоки права»

Мутагарова Н.А., социальный педагог,

МАОУ «Гимназия № 2»

г. Стерлитамак РБ, 2018г.

Цель: формирование правовой культуры учащихся через проигрывание ситуаций и повторение основных правами и свобод человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

Закрепить, посредством игры, полученные на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях начальные правовые знания.

Формировать представление о значимости правовых знаний в повседневной жизни;

Развивать самостоятельность и критичность суждений об основных сферах жизни общества; защите прав человека.

Воспитывать у учащихся уважение к закону, формировать правовую культуру.

Тип игры: правовой квест (квест – интеллектуальный сюжетный вид игр, проходящий в помещении, на улицах города или за его пределами).

Описание игры:

в игре принимают участие две-четыре команды по 5-7 человек, которые получают карту маршрута (маршрут одинаковый, но очередность остановок разная, старт и финал – общий), состоящую из нескольких остановок;

направление маршрута зашифровано в виде правовых загадок, на каждой остановке команды должны решить правовую ситуацию.

Необходимые условия:

остановки находятся на расстоянии друг от друга;

маршрут продуман так, чтобы команды не попали одновременно на одну и ту же остановку;

на каждой остановке находятся помощники, которые дают задания командам;

у команд не должно быть с собой никакой литературы, шпаргалок, мобильных телефонов;

команду сопровождает наблюдатель, который не вмешивается в ход игры, но следит за тем, чтобы команды не нарушали правила, за что в конце игры могут быть предусмотрены какие-нибудь штрафы.

Материально-техническое обеспечение:

фотоаппарат, распечатки с заданиями для команд, сувениры – блокноты, грамоты, благодарственные письма.

Жюри

В состав жюри входят участник школьного клуб «Подросток» - ученик 7-8 класса, руководитель кафедры общественных наук, заместитель директора, курирующий воспитательную работу, учитель обществознания.

Команды участников приглашаются в кабинет социально-психологической службы, где им объясняют правила игры-квеста, объявляют членов жюри, время проведения и выдают каждой команде протоколы игры.

План игры-квеста:

1. Приветствие.

2. Определение маршрута.

3. Подсказки-направления по маршруту.

4. Ситуации на остановках (задания).

5. Финал.

6. Подведение итогов.

Ход игры

1. Маршруты

1 маршрут

2 маршрут

Кабинет социально-психологической службы (№ 48). Получение маршрута

1. Библиотека

1. 1 этаж, школьный музей

2. Кабинет права (№ 3)

2. Двор школы

3. Спортивный зал

3. Столовая

4. 1 этаж, школьный музей

4. Кабинет права (№ 3)

5. Двор школы

5. Корпус начальной школы

6. Столовая

6. Спортивный зал

7. Корпус начальной школы

7. Библиотека

Малый зал

2. Подсказки-направления по маршруту

Библиотека

Место, где на основе статьи 35 Федерального закона об образовании вам в бесплатное пользование выдают школьное имущество.

Кабинет права

Должны знать и взрослые и дети о правах, что защищают нас на свете. А в каком кабинете мы изучаем все о своих правах?

1 этаж, школьный музей

Здесь хранится богатый фонд учебно-наглядных пособий и прочих предметов, собранных силами учеников и учителей - биографии, истории, раритетные фотографии и предметы.

Столовая

Основным нормативно-правовым актом на данной территории является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Начальная школа

К четырём прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Двор школы

Данная территория стала эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания.

Спортивный зал

Куда бежать вам вместе всем

«Быстрее, выше и сильнее!»,

Найдешь, как только поскорее

Прочтешь названье министерства.

(Министерство физкультуры и спорта Российской Федерации).

3. Ситуации на остановках

Библиотека

Первое задание

Как только команда входит в библиотеку.

Помощник: Тише. В библиотеке надо соблюдать тишину, чтобы не мешать тем, кто читает, выбирает книги или готовится к занятиям. Вам необходимо из предложенных слов составить как можно больше других слов:

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Второе задание

Из предложенных анаграмм составить слова:

ЦНОКЕВНИЯ (конвенция)

ОГОУСАРДТСВ (государство)

НИЖЗЬ (жизнь)

ИРБОАЗОАВНЕ (образование)

КЗАОН (закон)

НЕТУЛЕПРИЕПС (преступление)

ШАВНАЕПОРИНЕРУ (правонарушение)

НЯТУЦИКОСИТ (конституция)

ДЕСКОК (кодекс)

ВОСТЕВТНСТЕОНТЬ (ответственность)

Кабинет права

В кабинете разыгрывается сценка. Ученик спорит с учителем, отвлекая его от работы:

Ученик: - А я имею право!

Учитель: Иван, ты мешаешь мне работать.

Ученик: А в статье 13 Конвенции о правах ребенка написано, что я имею право свободно выражать свое мнение.

Учитель: А что написано во второй части этой статьи ты знаешь?

Ученик: смотрит растерянно, показывает на вошедших: а вот они знают, что написано во второй части статьи о праве ребенка на свободное выражение своего мнения?

Ответ команды. Часть 2 статьи 13 Конвенции о правах ребенка гласит «Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые необходимы: для уважения прав других лиц».

Случай с учителем как раз подходит под это правило.

Ученик, выслушав ответ: а вот я еще прочитал в статье 15, что имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Мы уже и объявление сделали в интернете с друзьями, что на следующей неделе хотим на стадионе провести флешмоб против наркотиков. Уже 50 человек откликнулись. Но в статье я прочитал, что могут быть какие-то ограничения. Так имеем мы с друзьями право на свободу мирных собраний или нет?

Ответ команды. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и (или) общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (Часть 2 статьи 15 Конвенции). Для того чтобы провести подобное мероприятие, необходимо заблаговременно уведомить органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления (Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Спортивный зал

Команда входит в зал.

Помощник: Ребята, давайте проверим, насколько вы информированы в вопросах спорта и ЗОЖ. В жизни каждому полезны знания, а с ними и спорт. И поэтому предложим вам вопросы спортивной викторины.

1. В этом мы играем зале. Надо рост большой иметь,

Чтоб противнику в запале гол мячом забить суметь (Баскетбол).

2. Поможет мышцы рук развить, как встарь,

Резиновый спортинвентарь (Эспандер).

3. Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе? – Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошёл, мы играем в…(Волейбол).

4. Как называются состязания спортсменов? (соревнования)

5. Какие спортивные соревнования проводятся один раз в четыре года? (олимпийские)

6. В каком виде спорта играют мячом только ногами? (футбол)

7. В каком виде спорта мяч отбивают ракеткой? (теннис, бадминтон)

Музей

Как только команда появилась в музее, к ней подходит ведущий и дает:

Первое задание

Назовите обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Ответ команд. Номера статей не обязательно, главное их перечислить.

Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации (статья 15, часть 2).

Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).

Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2,3).

Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).

Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).

Уплата налогов и сборов (статья 57).

Охрана природы и окружающей среды (статья 58).

Защита Отечества (статья 59).

Второе задание

Распределите права и обязанности школьников:

1. Бесплатное образование

2. Активность в приобретении знаний

3. Уважать мнение всех учащихся и учителей

4. Удобное рабочее место

5. Посещать школу в предназначенное для этого время

6. Защита личной собственности

7. Посещение школьных мероприятий

8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

9. Вести себя корректно на переменах и на уроках

10. Деловое сотрудничество с учителем

11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности

12. Беречь школьное имущество

(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10. Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)

Школьный двор

Командам нужно исключить лишнее слово с объяснить свой выбор:

Увольнение, арест, штраф, лишение специального звания.

Ответ: увольнение - трудовое право; все остальные - административное право.

Лишение свободы, выговор, заключение под стражу, смертная казнь.

Ответ: выговор - трудовое право; всё остальное - уголовное право.

Столовая

Игра «Да» или «нет»?

Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Аргументируйте свой ответ.

1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.

3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.

4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.

5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые предоставляют ребенку полную самостоятельность в поступках.

1 – нет; 2 – да; 3 – да; 4 – нет; 5 – нет.

Начальная школа

Мы с вами на территории начальной школы, а здесь еще любят играть, читать сказки, поэтому и вам задание – сказочное.

Перед вами имена сказочных героев и названия прав человека. Вы должны привести в соответствие имена сказочных героев и права, которые были нарушены в отношении их.

Ответы:

Том Сойер

статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых

Старик Хоттабыч

статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии

Три поросенка

статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища

Золушка

статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах

Красная Шапочка

статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Буратино

статья 17 – Каждый человек имеет право владеть своим имуществом. Никого нельзя произвольно лишать этого имущества

4. Финал
 

За правильно выполненное здание на каждой остановке команда получает кодовую букву, за выполненное с ошибкой – зашифрованную букву. Назначение кодовых букв – тоже сюрприз для команд. Буквы необходимо сложить с название кабинета, куда необходимо прибыть для завершения игры.

Подведение итогов и награждение

Награждаются грамотами команды-победители на отдельных этапах и в общем зачете. Остальным командам-участникам игры-квеста вручаются благодарности.

Литература:

1. Конвенция о правах ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

2. Конституция Российской Федерации. http://www.constitution.ru/

 

3. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-19062004-n-54-fz-o/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.