Урок-квест по обществознанию в 9 классе «Трудовое право»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА-КВЕСТА
(обществознание и психология»)
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Авторы: Мастерских Наталья Васильевна
преподаватель истории и обществознания
Иванова Светлана Анатольевна
педагог-психолог
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………...с.3
Описание технологии урока....................................................................с.4
Конспект урока ………………………………………………………....с.6
Литература ……………………………………………………………..с.17
Приложения …………………………………………………………….с.18
Презентация……………………………………………………………..с.22
Фотоматериалы…………………………………………………………с.24
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция рассматривается на сегодняшний день как общемировая тенденция и связывается с тем, что интеграционные процессы входят в современное образование, активно воздействуют на способы решения актуальных проблем нашего времени, во многом определяют стиль мышления кадет.
Интегративный подход в обучении – это методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм. Цель педагогической интеграции – восстановление целостности восприятия кадетами многомерных объектов действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает масштабную интеграцию учебных предметов для успешного усвоения обучающимися образовательных программ.
Представленная интеграция психологии и обществознания способствует решению, прежде всего, практической задачи, которая позволяет самоопределиться в подростковом возрасте в различных областях жизнедеятельности.
Таким образом, интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи представленных наук, но и понимания обществознания как средства воспитания личности. Основной целью обществознания является помощь в социализации кадет в современных социально-экономических условиях. Тогда в основе построения интегрированного курса будет лежать логика психологического (в первую очередь личностного и познавательного) развития кадета. При этом воспитание гражданина пойдет не через подачу ему готовых знаний о месте человека в системе трудовых правоотношений, а через развитие его самосознания, когда вопросы самоопределения правовой и других сферах социализации будут закономерно ставиться самим кадетом, т.е. он станет полноправным субъектом, а не объектом развития в процессе обучения.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА
В последние годы педагоги российских школ используют на своих уроках и во внеурочной деятельности технологию проектирования. Одним из вариантов технологии проектирования, является метод, получивший название квеста.
Актуальность методики квест - урока связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно - коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории.
Цель технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию данной технологии учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения. В пространстве квест - урока учащиеся постигают элементы научно-практической работы.
Задачами технологии проведения квест-урока являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации. Кроме перечисленного, педагогическая технология квест-урока, открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.
Приступая к работе над заданиями в формате квест-урока, учитель – предметник должен уметь четко определять цели и задачи работы, формировать группы-команды, получающие индивидуальные проектные задания, определять график работы. В свою очередь учащиеся, самостоятельно распределяя роли в ходе работы над решением поставленных задач, исследуя рекомендованные источники информации, формируют навыки информационной и коммуникативной компетенций.
Работу в режиме квест - урока по обществознанию можно разбить на следующие звенья:
1. Определение общей цели работы.
2. Постановка задачи каждой из команд.
3. Выделение предметной области.
4. Время реализации.
5. Защита выполненных практических заданий.
6. Подведение итогов и определение новых задач.
Используя методику квест - урока педагоги с высоким творческим потенциалом, готовые к совместной работе в проектной технологии квест-урока с учащимися класса, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам.
КОНСПЕКТ УРОКА
интегрированного урока-квеста «Трудовое право»
(обществознание + психология)
Целевые ориентации урока:
создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности кадет
обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
кооперативное обучение (метод взаимодействия кадет в группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества).
Цель урока:
- научить кадет применять на практике нормативно-правовые документы (знания), регламентирующие трудоустройство граждан и коммуникативные навыки при устройстве на работу, в том числе несовершеннолетних.
Планируемый результат: основываясь на знании трудового законодательства, научиться применять свои знания на практике, в частности при устройстве на работу.
Задачи урока:
Образовательные – закрепить умение работать с источниками трудового договора, обязательными документами для устройства на работу, правилами собеседования с работодателем.
Развивающие – формировать и развивать навыки работы с первоисточниками, с документами; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки.
Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к правам человека как основам демократического правового общества.
Личностные УУД умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация на ценность – труд и самоопределение, установление связи между целью обучения и его результатом.
Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция времени и поведения, контроль.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, навыки осмысленного чтения; решение задач по аналогии и инструкциям, универсальные логические действия – анализ, синтез.
Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация) обучения к особенностям групповой работы
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал (извлечения из ТК РФ и Конституции, задания для групп, трудовой договор, примеры вакансий, сигнальные карточки и звонки, вопросы для собеседования и др.)
Ход урока:
- Добрый день, напомните товарищи кадеты, какой раздел обществознания мы изучаем? Какая отрасль рассматривалась нами на предыдущем уроке.
Вспомним основные понятия прошлого урока:
1. Трудовые правоотношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.
2. Трудоустройство – поиск и найм на работу. Совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе труда между работником и работодателем.
3. Трудовой договор – это соглашение, по которому работник обязан выполнять работу, подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязан выплачивать зарплату и создавать нормальные условия для работы.
Итак, сегодня, мы предлагаем вам пройти три этапа квеста «Право на труд», который покажет, сумеете ли вы в жизни применить правовые и социальные знания.
Работать сегодня вы будете в группах (командах), за все задания квеста каждая группа сможет заработать определенное количество баллов. Квест будет пройден успешно если команда наберет более 20 баллов. На столах вы видите оценочные листы, в которые вы будете записывать количество полученных баллов вашей группы за каждый этап квеста, а в конце урока каждый из вас оценит работу своей группы. Таким образом, пройдя все этапы квеста, мы узнаем, какая группа сможет применить свои знания в жизни, в частности при устройстве на работу.
Если в ходе нашего квеста, вы увидите ошибочный ответ выступающей группы или хотите дополнить ответ, то вы можете выразить протест с помощью звонка, нажав на него и дать правильный ответ, заработав себе дополнительный балл. На выполнение каждого задания дается определенное количество времени, по истечении времени прозвенит колокольчик.
1 этап квеста. «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» (max – 10 баллов)
Назовите, что же является источниками ТРУДОВОГО ПРАВА в современном обществе? (Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ)
Для выполнения следующего этапа квеста ваша группа получает задание, связанное с трудовым законодательством, где вам необходимо заполнить вторую часть таблицы, а также решить три практических ситуации по трудовому законодательству. На выполнение заданий у вас есть 3 минуты. Затем представитель от группы озвучивает результат работы, а остальные группы внимательно слушают, и если что-то хотят добавить или с чем-то не согласны, то выдвигают красный конус на край стола, таки образом вы можете заработать дополнительный балл.
Оценивать выполнение данного задания вы будете с помощью взаимопроверки. Перед началом выполнения заданий, обменяйтесь оценочными листами (по часовой стрелке), следовательно, баллы за данный этап вы будете выставлять другой группе.
1 группа
1.Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:
А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию |
- |
Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность) |
+ |
В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством |
+ |
Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка |
- |
Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату |
+ |
2. 17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего? Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.
3. Несовершеннолетний Волков устроился на предприятие «Луч». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Почему?
группа
1.Продолжите заполнение таблицы:
№№ п/п |
Категория работников |
Количество часов в неделю |
1. |
Подавляющее большинство работников |
40 часов |
2. |
Работники в возрасте от 16 до 18 лет |
35ч |
3. |
Работники в возрасте до 16 лет |
24ч |
4. |
Учащиеся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающие в течение учебного года в свободное от учебы время |
17,5ч |
Ст.92 ТК РФ § 6. Продолжительность рабочей недели учащихся в возрасте от 14 до 18 лет, работающих в период каникул, не может превышать: с 16 до 18 лет - 35 часов в неделю; с 14 до 15 лет - 24 часов в неделю.
2. Шестнадцатилетний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор в приказе. Павлов объяснительную записку написал, но с объявленным выговором не согласился. По мнению Павлова, он, как несовершеннолетний, не должен подлежать дисциплинарным наказаниям за мелкие дисциплинарные проступки. Прав ли Павлов?
3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в воинскую часть, попросил внука поискать трудовую книжку, которую он якобы потерял дома. В чём заключается розыгрыш? Трудовая книжка должна находиться по месту работы.
Ответы кадет, выставление баллов, порядок на столах.
И, если ваша задание оценено не менее чем на 5 баллов, то ваш этап квеста пройден, и вы можете переходить на следующую ступень лестницы «ПРАВО НА ТРУД».
2 этап квеста (max – 7 баллов)
ВИДЕО (собеседование)
Как вы думаете, достаточно ли знать ТК РФ для устройства на работу?
Какими еще знаниями или умениями должен обладать человек для того чтобы получить желаемую должность? (ответы кадет)
Второй этап квеста состоит из трех заданий, оценивать правильность и полноту ответов вам предстоит у противоположной группы, обменяйтесь оценочными листами.
Задание №1. Вам необходимо свои жизненные (социальные) знания связать с ситуацией устройства на работу и согласиться либо не согласиться с утверждениями и обосновать свои ответы. Каждой группе дается четыре утверждения, на обсуждение которых у вас есть 1 минута. Затем каждая группа зачитывает утверждение и свои варианты ответа. Остальные группы внимательно слушают и не забывают про сигнальную кнопку.
За каждый правильный полный ответ группа получает 4 балла, если ответы не верны или допущены ошибки – 2 балла.
ТЕСТ «Что я знаю о психологических аспектах при приеме на работу»
Вопросы для группы №1
1. Готовясь к собеседованию необходимо изучить специфику работы организации и функционал вакантной должности: А) «да»; Б) «нет, не обязательно»
2. Незначительное опоздание на собеседование не влияет на ее результат:
А) «да»; Б) «нет, не обязательно»
3. Одежда должна соответствовать дресс-коду, который принят в компании:
А) «да»; Б) «нет, не обязательно»
4. Во время собеседования необходимо как можно больше рассказать о себе.
А) «да»; Б) «нет».
Вопросы для группы №2
1. Собеседование необходимо начать с вопросов о графике работы и о заработанной плате: А) «да»; Б) «нет»
2. Речь должна быть четкой, напористой и сопровождаться активной жестикуляцией.
А) «да»; Б) «нет».
3. Прерывание собеседования звонками вашего мобильного телефона не влияет на ее результат. А) «да»; Б) «нет».
4.Свободная, вальяжная поза, обилие жестов и подвижная мимика свидетельствует об уверенности соискателя и располагает к успеху.
А) «да»; Б) «нет».
Задание №2.Как вести себя во время собеседования вы определили, а вот на какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования?
Ваша задача прочитать предложенные вакансии и выделить маркером только те, на которые сможет претендовать подросток 15-16 лет. На выполнение -30 секунд. Одна из команд (определяет педагог) зачитывает вакансии, обосновывая свой выбор, остальные сверяют правильность. Если задание выполняется без ошибок, команды получают по одному баллу. Если допущены ошибки- 0,5 балла.
Вакансии:
Почта (курьер)
Помощник на автомойке
Лагерь труда и отдыха (обработка овощных культур, прополка, благоустройство территории и т.д.)
Промоутер (лицо, занимающееся целенаправленной рекламой товара)
Расклейщик объявлений
Распространитель флаеров
Воспитатель д/сада
Повар
Ветеринар
Ночной сторож
Швея
Системный программист
Эколог
Вожатый
Печатник
Редактор
Лаборант
Официант детского кафе
Аниматор
Задание №3: переверните лист с перечнем вакансий, перед вами трудовой договор для несовершеннолетнего подростка, в котором допущены ошибки. Определите и выделите маркером те условия, в которых эти ошибки допущены.
Затем одна из групп зачитывает (определяет педагог) ответы, а остальные сверяют правильность. На выполнение задания дается 1 минута. Если все условия учтены, группа получает 3 балла, если допущены ошибки или пропущен какой-нибудь пункт, то группа получает 1,5 балла. Не забывайте про сигнальную кнопку.
Второй этап квеста вами пройден успешно, верните оценочные листы друг другу.
3 этап квеста. «Устройство на работу» (max – 5 баллов)
Представьте себе, что Вы решили летом подработать, изучили вакансии и отправились на собеседование. Ваша задача выбрать вакансию и определить из группы двух представителей: кандидата (соискателя) и рекрутер (человек который занимается отбором кандидатов). Задача представителей групп обыграть ситуацию собеседования, используя свои жизненные знания о том, какие вопросы может задать вам работодатель и как необходимо вести себя во время собеседования соискателю. На подготовку вопросов к собеседованию и определение представителей у вас 1 минута.
Оценивание третьего задания осуществляется группами сразу после представления по следующим критериям: 5 баллов (красная карточка) – соискатель принят на работу, 4 балла (синяя карточка) - собеседование прошло успешно, 3 балла (желтая карточка) - соискатель не будет принят на работу.
Все команды выступили, производится подсчет баллов за три этапа квеста.
Поднимите красные карточки те, кто набрал более 20 баллов, синие карточки те, кто набрал от 15 баллов и желтые те, кто набрал от 10 баллов. Каждая карточка соответствует оценке за урок.
Таким образом, результаты квеста показали вам кто сможет применить свои знания на практике, а кому еще необходимо подкрепить свои знания и умения.
Как вы думаете, почему лестница «Право на труд» не заканчивается на 3-ей ступени?
Рефлексия. И в завершении, мы хотим вам предложить собрать деловой портфель в дорогу. Скоро лето и, наверное, кто-то из вас решит провести его с пользой, т.е. не только отдохнет, но и поработает. Какие знания или умения, полученные на уроке, возьмете с собой? Кадеты наполняют портфель.
Домашнее задание: 1) дополнить полученные вами буклеты, пропущенной, но очень важной, по вашему мнению, информацией. 2) эссе «Что мне может помочь при устройстве на работу»
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. Саратов, 2013.
2. Бордовская Н., Даринская Л., Костромина С. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Кнорус, 2013г.
3. Трудовой кодекс РФ
4. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / под ред. Л. Боголюбова. М., Просвещение, 2014г.
5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
6. http://ipinform.ru/kadry/priem-na-rabotu/osobennosti-priema-na-rabotu-nesovershennoletnix-rabotnikov.html Особенности приема на работу несовершеннолетних
7. http://lawtoday.ru/razdel/biblo/yuvenal-pr/DOC_050.php Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству
ПРИЛОЖЕНИЯ.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ №1 Тема «Трудовое право» (урок-квест)
1 этап «Трудовое законодательство»
1.Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:
А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию |
|
Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность) |
|
В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством |
|
Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка |
|
Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату |
2. 17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?
3. Несовершеннолетний Волков устроился на предприятие «Луч». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Почему?
2 этап квеста.
Задание №1. ТЕСТ «Что я знаю о психологических аспектах при приеме на работу»
Вопросы для группы
1.Готовясь к собеседованию необходимо изучить специфику работы организации и функционал вакантной должности: А) «да»; Б) «нет, не обязательно»
2. Незначительное опоздание на собеседование не влияет на его результат: А) «да»; Б) «нет»
3. Во время собеседования необходимо как можно больше рассказать о себе: А) «да»; Б) «нет».
4.Свободная, вальяжная поза, обилие жестов и подвижная мимика свидетельствует об уверенности соискателя и располагает к успеху: А) «да»; Б) «нет».
Задание №2. «Вакансии»: на какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования? (раздаточный материал)
Задание №3: «Трудовой договор». Определите и выделите маркером те условия, в которых эти ошибки допущены (раздаточный материал)
3 этап. «Устройство на работу»
Представьте себе, что Вы решили летом подработать, изучили вакансии и отправились на собеседование. Ваша задача выбрать вакансию и определить из группы двух представителей: кандидата (соискателя) и рекрутер (человек который занимается отбором кандидатов). Задача представителей групп обыграть ситуацию собеседования, используя свои жизненные знания о том, какие вопросы может задать вам работодатель и как необходимо вести себя во время собеседования соискателю.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ГРУППЫ №2 Тема «Трудовое право» (урок-квест)
1 этап «Трудовое законодательство»
1.Продолжите заполнение таблицы:
№№ п/п |
Категория работников |
Количество часов в неделю |
1. |
Подавляющее большинство работников |
|
2. |
Работники в возрасте от 16 до 18 лет |
|
3. |
Работники в возрасте до 16 лет |
|
4. |
Учащиеся образовательных учреждений в возрасте от 16 до 18 лет, работающие в течение учебного года в свободное от учебы время |
2. Шестнадцатилетний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор в приказе. Павлов объяснительную записку написал, но с объявленным выговором не согласился. По мнению Павлова, он, как несовершеннолетний, не должен подлежать дисциплинарным наказаниям за мелкие дисциплинарные проступки. Прав ли Павлов?
3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в воинскую часть, попросил внука поискать трудовую книжку, которую он якобы потерял дома. В чём заключается розыгрыш?
2 этап квеста.
Задание №1. ТЕСТ «Что я знаю о психологических аспектах при приеме на работу»
Вопросы для группы
1.Собеседование необходимо начать с вопросов о графике работы и о заработанной плате: А) «да»; Б) «нет»
2.Речь должна быть четкой, напористой и сопровождаться активной жестикуляцией.А) «да»; Б) «нет».
3. Прерывание собеседования звонками вашего мобильного телефона не влияет на его результат. А) «да»; Б) «нет».
4. Одежда должна соответствовать дресс-коду, который принят в компании: А) «да»; Б) «нет, не обязательно»
Задание №2. «Вакансии»: на какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования? (раздаточный материал)
Задание №3: «Трудовой договор». Определите и выделите маркером те условия, в которых эти ошибки допущены (раздаточный материал)
3 этап. «Устройство на работу».
Представьте себе, что Вы решили летом подработать, изучили вакансии и отправились на собеседование. Ваша задача выбрать вакансию и определить из группы двух представителей: кандидата (соискателя) и рекрутер (человек который занимается отбором кандидатов). Задача представителей групп обыграть ситуацию собеседования, используя свои жизненные знания о том, какие вопросы может задать вам работодатель и как необходимо вести себя во время собеседования соискателю.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Татьяна Горбунова