Игра-путешествие «Вместе с нами поиграйте, Вятский край лучше узнайте» (1–5 класс)

3
0
Материал опубликован 13 October 2022



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов

пгт Восточный Омутнинского района Кировской области







t1665687255aa.gif

Игра –путешествие

«Вместе с нами поиграйте,

Вятский край лучше узнайте!»













t1665687255ab.jpg





















Автор: педагог-организатор школы

Жук Елена Борисовна







2022 год

Аннотация.

Мероприятие «Вместе с нами поиграйте, Вятский край лучше узнайте!» разработано и проведено педагогом-организатором Жук Е.Б. для детей 7-10 лет (1-4 классы), с целью формирования у них представления об истории, культуре, традициях родного края и воспитания любви к Родине.

Игра-путешествие дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине. Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Знакомство с прошлым и настоящим своей малой родины, способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

Введение.

Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в игровой форме , с помощью художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о малой Родине имеет большое значение. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Принимая участие в этом мероприятии, очень важно донести до ребенка чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Мероприятие разработано для воспитанников и обучающихся начальных классов в Год культурного наследия России и ориентировано на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения. В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся, учителя, педагог-библиотекарь, руководители кружков, родители. В ходе коллективной, совместной работы обучающиеся овладевают информационными, коммуникативными компетентностями.





Цель:

создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся, знакомство с культурным наследием, традициями и играми Вятского края.

Задачи

Воспитательные: формирование  нравственных ценностей на примерах трудовой, культурной  истории Вятского края, лучших образцов народного творчества; уважения к истории, культуре, традициям, людям родного края, сохранение традиций.

Развивающие: развитие познавательной активности школьников,  ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных родному краю, мотивации к нравственному поведению и самосознанию.

Формирование УУД

Личностные: формирование ответственности за порученное дело, инициативы и самостоятельности; приобщение обучающихся к духовно - нравственным  и  эстетическим  ценностям, к духовному наследию региона, развитие чувства гордости за родной край, осознание чувства причастности к его судьбе.

Коммуникативные: осуществление деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение определять общую цель и пути её достижения.

Регулятивные: развитие умения  контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.

Познавательные: расширение и углубление знаний о Вятском крае, развитие интереса к творчеству земляков, к участию во внеклассной деятельности, в том числе познавательного характера.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, презентация, игровое поле, буклеты, выставка литературы и  предметов народных промыслов, раздаточный материал (жетоны, клей, маркеры, бумага, ручки)

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры-путешествия , так как игра выступает одним из самых эффективных средств личностного развития детей  младшего школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а так же является важным фактором социализации растущего человека.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов –организаторов и классных руководителей: данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями-предметниками начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведению классных часов краеведческой направленности,  а так же во время работы в школьном летнем лагере.

-место проведения: школьные классы, актовый зал, библиотека, комната Вятской старины.

-игру можно провести в рамках одного класса, либо между командами классов, либо между классами в полном составе.



Ход игры-путешествия

Играющим командам на общем построении выдают маршрутные листы и они отправляются в путешествие по станциям. Шесть станций расположены в разных кабинетах. Время прохождении одной станции 5-6 минут. Продолжительность игры 40-45 минут.

За успешное выполнение задания на каждой станции ставится оценка в маршрутный лист и выдается одна буква.

Побеждает команда, которая наберет больше всех баллов и правильно сложит кодовое слово Р О Д И Н А.



Станция «Вятские забавы и игры» (буква А)

Нет ни одного человека, который бы никогда не играл хоть в какую – ни будь игру. И сегодня мы с вами познакомимся и поиграем в подвижные игры нашего Вятского края и русские народные игры . Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки. Наши дедушки и бабушки, мамы и папы в своем детстве тоже любили играть в разные игры. И в большинство игр вы, ребята, играете и сейчас (жмурки, ляпки, классики).

Игра «У медведя во бору»

Один игрок изображает медведя, другие идут к нему в бор, припевая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл.

При последних словах медведь кидается ловить детей.

Игра «Прорываты» (цепи кованые)

Ребята двумя шеренгами выстраиваются друг против друга и крепко сцепляются руками. Затем по очереди выкликивают какого-нибудь игрока. Названный бежит к противоположной шеренге и старается прорвать живую цепь. Если это ему удается, он уводит в свою команду любого на выбор игрока, если нет – сам остается в чужой команде.

Игра «Малечина – калечина»

Нужно продержать палку на кончике пальца или ладошке, выполняя различные движения. В начале игры произносились слова:

Малечина – калечина

Сколько часов осталось до вечера?

Раз, два, три…

Кто - то из игроков говорил число. Ведущий начинал считать. Кто не удержал, выбывал из игры.







Станция «Вятский говорок» (буква И)



Край не край, под солнцем место.

Бают там, как иностранчи

всех Иванов кличут Ванчи

и в своём Котельниче

завели три мельничи:

водяничу на водиче,

ветреничу, паровичу.

Это цё! Они замоцки

навороцяли на боцьки,

а цево цеплять к цему,

непонятно никому.

Ведущий: И говорок наш вятский особенный: весёлый, озорной. В нём слова неожиданные, непохожие на другие — ёмкие, точные по сути и по смыслу. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отражённый от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе — и невольно улыбнёшься:

Первое задание: скажите на современном языке: «Лико, девка-то эка вертиголова; лешак окаяшшой её в лесное болотцо заволок, так она оттоль пулёй огненной вымчала; видать тамотка впотаях Водяной-проныра её за голу пятку ушшипнул».

Ведущий: задание второе : попробуйте объяснить смысл некоторых вятских слов

айда - пошли ,алябыш - каравай хлеба, базанить – реветь ,балесить – беседовать, баской - хороший, красивый, биркий - подвижный, энергичный, брякотушка – погремушка , быркать – ворчать ,вёдро – ясно, вещи – лекарство, впробегутки - выполнять работу, делать хозяйственные дела по дому быстро, бегом вылепетывать - бежать быстро, гаркать – звать, гасник - верёвочка для завязывания покрывала на квашне, для поддержания штанов вместо брючного ремня

Станция «Предметы Вятской старины» (буква О)

(Комната Вятской старины)

Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в старину. Посмотрите внимательно, вокруг нас находятся предметы , которые давно вышли из обихода современного человека. Да и живем мы с вами в квартирах , а не в избах как это было раньше.

А теперь начнем наше путешествие и окажемся с вами в избе.

Из чего на Руси строили дома? (дерево) Крышу таких строений покрывали тёсом да соломой. А начиналась изба с ограды, затем шло крыльцо, с него мы могли оказаться на мосту, где дальше располагалась клеть.

А в самой избе было всё просто: дом делился одной деревянной перегородкой. Она середь отгораживала (по нашему это кухня). А на середе-то стояла большая печь, где хлеб пекли да исти готовили, потому что ни свету ни газу в те времена не было. А чтобы изготовить хлеб , нужно было замесить квашенку, сложить в чаруши, а потом когда тесто будет готово, садили караваи в печь.

Печь занимала главное место в доме, была незаменимой. Кроме хлеба в печи готовили и еду: ставили в чугунках овощи, кашу и др.

О печи много можно рассказать: раньше подтопка не было , а только русская печь. Над печью- полати деревянные, окурат до середины избы. Детишки там любили собираться, особливо во время посиделок и гуляний. Лягут на полати, да сквозь решетку и смотрят. А чтобы затопить печь доставали заслонки(это железные круги, которые закрывают входы в печи). Печь была большая, большим было и отверстие, куда ставили чугуны и противни, грубо его называли хайлом. Туда даже человек поместиться мог, зимой детей тоже там мыли.

Задание: дать названия старинным предметам, находящимся в комнате «Вятской старины» и рассказать, для чего предназначены:

Веретено, ухват, люлька, ткацкий станок, чугунок, корыто, сечка, пестерь и др.

Станция «Пословицы и поговорки» (буква Д)

Попробуйте объяснить вятские пословицы, а затем придумайте поучительную ситуацию из жизни, которая заканчивалась бы выбранной вами пословицей: (или нарисуйте пословицу).

«Языком лаптя не сплетёшь»;

«За твоим языком не поспеешь босиком»;

«Мешай дело с бездельем – проживешь век с весельем»;

«Вперед умок, а за ним уж язычок»;

«Мал язык, а горами ворочает»;

«Вятский глазам не верит: пощупать надо»;

«В Вятке свои порядки»;

«Мы, вятские –люди хватские, семеро на одного-не боимся никого»;

«Идти бы на Вятку, да лаптей нет».

Станция «Ремесло» (буква Н)

Велика ты, мать Россия,

Кто поспорит- велика.

А на севере России-

Наша Вятская Земля

Нива солнышком согрета

Даль лесная без конца,

Да глубокие озера,

Да широкая река.

Золотые руки были

У людей, что жили здесь,

Чудеса во всем творили,

Удивляя белый свет.

Неспроста о людях этих

Речь сегодня завели.

Им, умельцам нашим вятским

Мы рассказ наш посвятим.

Человек во все времена стремился украсить свой дом, поэтому недаром говорят: « Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»

Узнай промысел по краткому описанию

1.      В этой молодице   

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

2.     Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (Дымковская игрушка)

3.     На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные. (Павлово – Посадские шали)

4.     Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз,
Может вывел их мороз?
Что за скатерть получилось!
Может это все приснилось? (Кружева)

5.     Их треплют, катают,
А зиму таскают.  (Валенки)

 6.  На дереве загадочный нарост

     Посмотришь, да совсем и неприглядный

     Но только в руки мастера попал

     Преобразился, стал такой нарядный. (Каповый промысел)


Станция «Раскрась дымковскую игрушку» (буква Р)

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

- Какие цвета использовались при росписи? (контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги, яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики)

- Какие элементы используются в росписи? (простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки, причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи)

- Что символизируют узоры и цвета в таких игрушках? (В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

-Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

-Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага .

Приложение1: презентация «Дымковская игрушка»


Приложение2: шаблоны для раскрашивания





t1665687255ac.jpgt1665687255ad.jpgt1665687255ae.jpg

















Рефлексия.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги игры , я предлагаю вам выполнить небольшое задание: подобрать и записать слова (словосочетания) - ассоциации к слову РОДИНА (можно к каждой букве слова)



Р – (Родители, родной дом, Россия)

О – (отечество, отчизна, отчий дом)

Д – (детство, друзья, долг)

И – (истоки, история, истина)

Н – (народ, надежда, наследие)

А – (армия)

Все слова можно поместить на доску (смотреть пример на картинке)

t1665687255af.jpg



.

Интерес к истории, традициям культуры родного края у детей младшего школьного возраста поддерживается через игровые и продуктивные виды деятельности. Ожидаемый результат: формирование  устойчивого интереса и чувства сопричастности к традициям родного края.

Приложение 3: фотоотчет с мероприятия





Интернет -ресурсы:

1.https://infourok.ru/masterklass-dlya-roditeley-i-detey-na-temu-chudo-dimkovskoy-rospisi-narodnaya-igrushka-podgotovitelnaya-gruppa-3406592.html

2.http://school43.my1.ru/blog/vospitatelnoe_meroprijatie_vjatskij_kalejdoskop_narodnye_promysly/2014-02-18-21

3.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8B&stype=image&lr=130561&source=serp

4. https://infourok.ru/meropriyatie-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-srednego-zvena-narodnie-promisli-vyatskogo-kraya-1793823.html

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/23/master-klass-narodnye-igry-vyatskogo-kraya

6. https://infourok.ru/igraputeshestvie-znatoki-vyatskogo-folklora-2886214.html

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.