12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2309
Работаю преподавателем русского языка и литературы в ГАПОУ ИО АТОПТ (Ангарский техникум общественного питания и торговли)
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Игра-викторина по творчеству С.А. Есенина

«А Русь все так же будет жить…»

Методическая разработка игры-викторины по литературе о жизни и творчестве С.А. Есенина

Пояснительная записка

Викторина может быть проведена как внеурочное мероприятие или как урок-викторина. Состоит из 6 раундов. Группа делится на 2 команды, можно методом случайной подборки. Приглашается жюри, например, библиотекарь и педагог-психолог. Критерии оценивания передаются жюри (каждый правильный ответ оценивается одним баллом, преподаватель за каждый правильный ответ выдает жетоны двух видов для команд). Заключительное чтение стихотворения «Я усталым таким не был» оценивается жюри 0-5 баллами.

Цели и задачи игры: заинтересовать студентов самобытным творчеством национального поэта России; привлечь внимание к личности С.А. Есенина; способствовать патриотическому воспитанию молодежи, любви к природе, родной земле; привитию интереса к чтению, развитию читательских навыков.

Аудитория: студенты 1 курса (10-11 кл.)

Место проведения: кабинет литературы или конференц-зал

Время проведения: 45 минут

Педагогический инструментарий: выставка книг С. Есенина, портрет, запись песен на стихи Есенина в исполнении известных групп и солистов; рисунки студентов на стихи поэта и др. (выполненные заранее в качестве домашнего задания), ресурсы Интернет (трек «Любите Россию», «Вечер как сажа», гр. «Сколот», чтение стихотворений в исполнении мастеров слова, рисунки к стихотворениям С. Есенина).

Инструкция по выполнению работы

Игра-викторина содержит 6 раундов.

Среднее время выполнения одного задания примерное. После выполненного письменно задания команды №1 и №2 сдают выполненные сообща ответы жюри и получают жетоны двух видов для команд от преподавателя за каждый правильный ответ. Жетоны также сдаются в конце игры жюри.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Для удобства работы тексты стихотворений на экране и в печатном виде у каждой команды. Баллы, полученные командами за выполненные задания, суммируются. Выигрывает команда, набравшая больше жетонов и баллов за выполненные задания.

Ход игры: 

1) Музыкальный трек (начало песни «Любите Россию» в исполнении Г. Ненашевой)

2) Приветствие участников литературной викторины, жюри, пояснение хода и условий игры

3) 1 раунд «Расскажи о Есенине»

4) 2 раунд «Ну а я крестьянский сын»

5) 3 раунд «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове..."

6) 4 раунд «Много женщин меня любила, да и я любил не одну…»

7) 5 раунд «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою…»

8) 6 раунд «А Русь все так же будет жить…"

9) Подведение итогов.

Сценарий мероприятия

На фоне сменяющихся слайдов на русскую тему звучит начало песни «Любите Россию" в исполнении Г. Ненашевой (трек www.youtube.com):

Колышет березоньки ветер весенний,

Веселой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи, про желтые нивы,

Про ливни косые и взлет журавлей.

Любите Россию, любите Россию,

Для русского сердца земли нет милей.

Ведущий (преподаватель):

- Мы собрались для того, чтобы прикоснуться к удивительному творчеству национального поэта России Сергея Александровича Есенина, истинного патриота нашей страны. Насколько хорошо мы знаем Есенина, будет видно в ходе игры-викторины, которая состоит из 6 раундов. Внимательно слушайте, что нужно сделать в каждом задании. Команда, которая первая выполнит письменное задание, сдает свои ответы после завершенного этапа нашему жюри. За каждый правильный устный ответ вы также будете получать жетоны, которые надо сдать жюри в конце игры.

1 раунд «Расскажи о Есенине»

- При помощи этой хронологической таблицы составьте 5 интересных вопросов о С. Есенине. Приготовьтесь задать их другой группе, которая должна ответить на эти вопросы, и наоборот, т.е. вопросы перекрестные, задаем их поочередно.

Сергей Александрович Есенин

(1895-1925)

1895, 21 сентября (3 октября) – родился в селе Константиново Рязанского уезда.

1904 – учеба в Константиновском земском училище.

1909 – завершение учебы с похвальным листом. Учеба в церковно-приходской учительской школе (село Спас-Клепики).

1910 – начало поэтического творчества. Стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима – аукает...», «Подражанье песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Сыплет черемуха снегом...», «Калики».

1912 – окончание Спас-Клепиковской церковно-приходской учительской школы (учитель школы грамоты). Сборник стихов «Больные думы». Приезд в Москву, работа в книгоиздательстве «Культура».

1913 – работа в корректорской типографии И. Д. Сытина. Слушатель Московского народного университета имени А. Л. Шанявского. Встреча с Анной Изрядновой.

1914 – в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» напечатано стихотворение «Береза» – первая из известных публикаций поэта. Начало поэмы «Русь».

1915 – письмо А. В. Ширяевцу – начало многолетнего общения поэтов. Секретарь журнала Суриковского литературно-музыкального кружка «Друг народа».
Март – встреча в Петрограде с А.А.Блоком, рекомендательные письма к С.М. Городецкому и М. П. Мурашеву.
Сентябрь – первая автобиография «Сергей Есенин». Участие с Н.А.Клюевым, А. М. Ремизовым, С. М. Городецким в вечере «Краса» в Тенишевском училище.
Ноябрь – посещение  А.А. Ахматовой и Н.С.Гумилевым в Царском Селе. Ахматова надписывает Есенину поэму «У самого моря», Гумилев – сборник «Чужое небо».
Зима 1915–1916 гг. – посещение И. Е. Репина в его имении Пенаты. Знакомство с художником Ю. П. Анненковым.


1916 – печать первой книги «Радуница».
Апрель – зачисление в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143. Чтение стихов в концертном зале Тенишевского училища вместе с А. А. Ахматовой, А. А. Блоком, Г. В. Ивановым, Н. А. Клюевым и др.
Апрель – чтение стихов «В багровом зареве закат шипуч и пенен...» и «Русь» на концерте для раненых воинов в царскосельском лазарете, в присутствии императрицы и ее дочерей.
Подготовка к печати книги «Голубень».


1917, февраль – знакомство с Андреем Белым. Подготовка сборника «Скифы».
Май –– поэма «Товарищ». Знакомство с Зинаидой Райх. Женитьба.
Июль – первый сборник «Скифы», стихи под общим заголовком «Голубень» («Осень», «О красном вечере задумалась дорога...», «Синее небо, цветная дуга...», «О товарищах веселых...» и др.).

1918 – «Инония». Книга «Исус младенец».
Февраль –– поэма «Пришествие» с посвящением Андрею Белому.
Май – сборник «Голубень».
Август - «Иорданская голубица».
Декабрь – поэма «Сельский часослов». Избрание в Московский профессиональный союз писателей.
Работа над поэмой «Небесный барабанщик».


1919, январь – Воронеж, публикация «О Боже, Боже, эта глубь...», «Декларации» имажинистов. Знакомство с Надеждой Вольпин.

Февраль – «Песнь о собаке» и «Устал я жить в родном краю...»
Июль – участие в вечере «4 слона имажинизма» Всероссийского союза поэтов. Печать фрагмента поэмы «Небесный барабанщик».
Ноябрь – печать книги «Ключи Марии».
Декабрь – сборник имажинистов «Конница бурь» с поэмой Есенина «Небесный барабанщик».

1920 – работа над книгой «Трерядница».
Июль–сентябрь – поездка на Кавказ. Встреча с Шаганэ Тальян.
Декабрь – книга «Радуница».

1921, январь – книга «Исповедь хулигана».

Февраль – книга «Трерядница», стихотворение «Песнь о хлебе».
Апрель–июнь – поездка в Туркестан.
Июль – чтение «Пугачева» на литературном вечере в Доме печати.
Октябрь – встреча с Айседорой Дункан. Женитьба.

Декабрь – отдельное издание поэмы "Пугачев".

1922 – «Пугачев» намечен В. Э. Мейерхольдом к постановке в театре.

Май конец года – выезд с А. Дункан в турне за границу. Встреча в Германии с М. Горьким, дар книги «Пугачев». Франция, Америка.

1923 – Америка, Франция, Германия.
Июнь – выход в Берлине книги «Стихи скандалиста».
Август – возвращение в Москву. Чтение друзьям поэмы «Черный человек».
Сентябрь – «Заметался пожар голубой...» и «Ты такая ж простая, как все...» (цикл "Любовь хулигана", посвященный А. Л. Миклашевской).

1924, февраль – «Я усталым таким еще не был...», «Мне осталась одна забава...», «Да! Теперь решено. Без возврата...» .
Март – апрель – стихотворение «Письмо матери».
Апрель – май – «Годы молодые с забубенной славой...» и «Письмо матери».
Июнь-июль – чтение стихов в вечерах Всероссийского союза писателей. Книга "Москва кабацкая"
Август – «Письмо в редакцию» о роспуске группы имажинистов.
Сентябрь – конец года – поездка на Кавказ. Литературный вечер-диспут «Суд над футуристами» в г. Батуми. Книга «Русь советская».


1925 – книга «Страна советская». Знакомство с Софьей Толстой. Женитьба.
Март – возвращение в Москву. Поэма «Мой путь». Чтение поэмы "Анна Снегина" и стихов из цикла "Персидские мотивы" в литературной группе «Перевал».

Март-май - поездка в Баку.
Май – книга «Березовый ситец».
Июнь – договор с Госиздатом на издание «Собрания стихотворений» в 3 томах.

Октябрь – членский билет Всероссийского союза писателей.
Декабрь, 24–27 – жизнь Ленинграде в гостинице «Англетер».
В ночь с 27 на 28 – трагическая смерть Сергея Есенина.

2 раунд «Ну, а я крестьянский сын»

Задание 1): прослушайте песню на стихи С. Есенина, текст стихотворения перед вами. Определите значение выделенных слов в стихотворении «Вечер как сажа» (www.yutube.com, группа «Сколот») :

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная
гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный
тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не
гутарь».

Ответы: 1) гать - настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место.

2) гасница - маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла

3) тропарь - песнопения в честь какого-л. православного праздника или святого.

4) баять - разговаривать, беседовать, болтать.

Задание 2): Прослушайте стихотворение «Письмо матери» (www.yutube.com, Н. Сличенко). Как вы думаете, кому оно посвящено, матери или бабушке? Почему? (бабушке Наталье Евтихиевне Титовой, т.к. Есенина воспитывала она). Воспоминания детских лет часто воплощались в нежных лирических стихах поэта.

3 раунд «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…»

Задание 1): Прочитайте про себя стихотворение С. Есенина и рассказ А. Платонова, они имеют одинаковое название. Какое?

***

Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом … .
Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.
Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Снится ей белая роща
И травяные луга.

***

Серая степная … черкасской породы жила одна в сарае. Этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами — сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одежной ветошью, стулом без ножек, — было место для ночлега … и для ее жизни в долгие зимы. Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы. Сегодня он тоже пришел.

Ответ: "Корова".

Задание 2): прослушайте стихотворение «Песнь о собаке» в исполнении С. Безрукова (www.yutube.com). Выпишите метафоры, передающие горе собаки.

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
t1615120438aa.jpg
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
t1615120438ab.jpg
Причесывая языком,
И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий t1615120438ac.jpg
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Ответы: «И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь…».

«А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях», «Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег».

Преподаватель:

- Животные, как и человек, очень любят своих детей и не меньше людей переживают горе. Это тонко чувствовал поэт, понимал печаль животных, называя их «братьями меньшими». Он был призван воспевать природу русской земли, красоту рязанских полей и лесов как частичку всей большой Руси.

4 раунд «Много женщин меня любило, да и сам я любил не одну…»


t1615120438ad.jpg

На экране отрывки из стихотворений и коллаж.

Преподаватель (рассказывает и читает вместе со студентами, можно выборочно при нехватке времени):

1) Стихотворение посвящено Анне Сардановской, первой любви поэта:

В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь.

2) Марии Бальзамовой, подруге Анны Сардановской:

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

3) Анне Изрядновой, первой гражданской жене поэта:

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша́.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.

4) Лидии Кашиной, землячке поэта, ставшей прототипом героини поэмы «Анна Снегина»:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

5) Айседоре Дункан, американской жене поэта:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющейся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел..

6) Шаганэ Тальян, учительнице из Батуми:

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

7) Галине Бениславской, самому верному своему другу:

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и не всяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

8) Августе Миклашевской, платонической любви Есенина:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

9) Софье Толстой, последней жене поэта:

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.

t1615120438ae.jpg

Вопрос: и только одна из его женщин посвятила Есенину свои стихотворения. Кто?

(Надежда Вольпин, поэт-переводчик, знаток многих языков, очень разносторонний человек).

5 раунд «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»»

- Есенин посвятил много стихов родной стране. Нежной любовью согреты его стихи о русской деревне, крестьянах, их простой жизни. Крутые повороты в истории России мучили и тревожили поэта, он беспокоился о судьбе России. Для патриота Есенина Русь с короткими радостными днями и бесконечной печалью - навеки милая и любимая родина.

Перед вами стихотворения и отрывки из самых известных стихотворений С. Есенина о родине, которую он нежно и горячо любил. Определите, к каким стихотворениям подходят эти рисунки. Команда, первая назвавшая правильный ответ, получает жетон:

t1615120438af.jpgt1615120438ag.jpgt1615120438ah.jpgt1615120438ai.jpgt1615120438aj.jpgt1615120438ak.jpgt1615120438al.jpgt1615120438am.jpgt1615120438an.jpgt1615120438ao.jpgt1615120438ap.jpg

t1615120438aq.jpgКрай ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?


Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.


Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.


Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.


Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.




Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.

Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.

Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.

Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.

Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты — русская боль.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

6 раунд «А Русь все так же будет жить…»

- Стихотворение «Устал я жить в родном краю» было написано задолго до смерти С. Есенина, оно оказалось пророческим. Но, несмотря на грустное настроение, стихотворение заканчивается оптимистически, поэт верит в то, что Русь «все так же будет жить».

Задание: представителю команды нужно прочитать выразительно это стихотворение, стараясь передать чувства поэта.

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Пойду по белым кудрям дня

Искать убогое жилище.

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Весной и солнцем на лугу

Обвита желтая дорога,

И та, чье имя берегу,

Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зеленый вечер под окном

На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Подведение итогов

- Вот и подошла к концу наша встреча. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим трек о России до конца (www.yutube.com).

Примечание. В центре внимания (на другом экране портрет Есенина и текст стихотворения) – это стихотворение как завершение встречи.

t1615120438ar.jpg

К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

Строен и бел, как березка, их внук,
С медом волосьев и бархатом рук.

Только, о друг, по глазам голубым —
Жизнь его в мире пригрезилась им.

Шлет им лучистую радость во мглу
Светлая дева в иконном углу.

С тихой улыбкой на тонких губах
Держит их внука она на руках.

Использованные источники:

Есенин, С. А. Полное собрание стихотворений / С. А. Есенин. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 626 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255858

Есенин, С. А. Собрание сочинений: в 2 т. / С. А. Есенин. - Москва: Советская Россия: Современник, 1990.

Ресурсы Интернет, детские рисунки к стихотворениям Есенина С.А.

Дата проведения: с 7 марта по 30 марта
Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.03.21 в 16:16 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс! С наступающим праздником, Анна Родионовна!

Граф Анна Родионовна, 07.03.21 в 16:19 1 Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за отклик! Я не успела зарегистрироваться, координатор обещала отправить дальше. Переживаю по этому поводу. И Вас с наступающим праздником!
Елена Владимировна, 07.03.21 в 16:25 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Анна Родионовна, за интересную разработку!
И примите мои поздравления с наступающим весенним праздником!

Гагаринова Ирина Викторовна, 07.03.21 в 16:31 1 Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, Анна Родионовна! С праздником!
Волкова Надежда Павловна, 07.03.21 в 17:09 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию, с наступающим праздником Вас!))
Селиванова Галина Геннадьевна, 04.06.21 в 22:34 0 Ответить Пожаловаться
спасибо! Пригодится в следующем году!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.