План-конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина
Артеева Т.К.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Щельяюрская СОШ»
Ижемского района
Республики Коми
Конспект урока с применением исследовательской и проектной технологии
План – конспект урока
Тема: «Особенности изображения природы в лирике С.Есенина»
Класс: 11
Номер урока в теме: 2
Базовый учебник: под редакцией В.П.Журавлёва
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта, показать красоту и богатство поэтического мира С.Есенина.
План урока:
Постановка целей урока
Работа в группах
Ответы групп, выразительное чтение стихов С.Есенина
Подведение итогов работы, выводы
Оформление проекта
Задачи:
- обучающие
организовать работу обучающихся по изучению особенностей творческого метода С.Есенина;
формировать знания изобразительно-выразительных средств, использованных поэтом для создания поэтических образов;
- развивающие - регулятивные, познавательные, коммуникативные
формировать умения анализировать поэтический текст, давать монологический ответ;
способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;
- воспитательные - личностные
формировать умение выражать своё отношение к природе при помощи ИВС;
воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: изучение новой темы
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: портрет и фотографии С.Есенина, тексты стихов С.Есенина
Структура и ход урока: представлены в таблице
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время (в мин.) |
1 |
Организационный момент |
Проверка готовности к уроку, создание атмосферы учебного сотрудничества, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения |
Приветствуют учителя |
1 мин |
2 |
Мотивация учащихся. Актуализация знаний. |
Слово учителя: На прошлом уроке мы начали изучение творчества всем известного русского поэта Сергея Есенина, одного из самых читаемых в России поэтов. Говорили о его жизни, о трагизме его судьбы, читали и обсуждали автобиографию поэта, слушали его стихи в исполнении профессиональных актёров. Сегодня мы продолжим работу по изучению творческого наследия поэта, посмотрим, почему поэт говорил: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Для этого вам предстоит работа в группах, результатом которой будет проектная работа – создание альбома со стихами. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя по биографии поэта, делятся на группы для последующей работы |
4 мин |
3 |
Определение темы и целей урока. |
Слово учителя: А с какой целью мы её будем выполнять? Какие стихи войдут в альбом? В чём особенности изображения природы? Каждая группа, в зависимости от задания, поставит перед собой задачи, которые надо будет выполнить (Запись в картах-схемах). По окончании вашей работы можно будет сделать выводы и определить тему сегодняшнего урока. |
Учащиеся читают задания* и определяют задачи, также распределяют роли в группе. |
3 мин |
4 |
Изучение новой темы |
Учитель в роли консультанта, помощника для учащихся. |
Работа учащихся в группах - составляют ответы на тему, записывают в картах-схемах; - подбирают стихи или фрагменты стихов для включения в альбом |
15 мин |
5 |
Ответы групп |
Учитель в роли слушателя и консультанта |
Представляют свои ответы, отмечая эпитеты, олицетворения, метафоры, - выделяя разнообразные звуки от шелеста и шёпота, до свиста и звона, отмечают мелодичность стихов С.Есенина (представляют для прослушивания песни на стихи поэта), - определяют цветовую гамму: различные оттенки красного цвета, жёлтого, синего и др., делают вывод о чистоте и ясности цветов, - выделяют запахи липы, сосны, мёда, трав и цветов и др., - находят образы берёзки, клёна, черёмухи, рябины, различных явлений природы |
15 мин |
6 |
Итоги урока |
Подведение учащихся к самостоятельным выводам, определение темы урока. |
Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока, делают вывод о том, что природа предстаёт живой, одухотворённой, она словно собеседник для поэта. |
3 мин. |
7 |
Объяснение домашнего задания |
Предлагается два варианта домашнего задания: оформить альбом с подборкой стихов от каждой группы оформить презентацию в формате Power Point написать сочинение на заданную тему |
Учащиеся записывают его |
2 мин. |
8 |
Рефлексия |
Задаёт вопросы: - Что было сегодня на уроке главным, важным для вас? - А что было интересным? - Чем полезна для вас сегодняшняя работа? |
Учащиеся отвечают на вопросы в своих картах-схемах. |
2 мин. |
* - Задания группам:
1. Определить звуковой образ природы, который «озвучивает» есенинские сюжеты.
2. Определить цветовую гамму, которая представлена в стихах С.Есенина.
3. Какие запахи можно почувствовать в стихах С. Есенина?
4. Что является предметом изображения С.Есенина?