Игра-викторина «Журналина» (На формирование коллективного взаимодействия и терминологию в области журналистики)
Цели и задачи игры-викторины:
- обогащение словарного запаса учащихся и проверка их знания терминологии в области журналистики,
- содействие развитию творческого воображения, мышления, внимания и быстроты реакции учащихся,
- формирование умений коллективного взаимодействия.
Ход игры. Участвуют 2 команды по 6 человек.
Очередность конкурсов определяется свободным выбором участниками игровой карты (9, 10, валет, дама, король, туз). Каждой карте соответствует определенное задание.
Жеребьевка участников:
Игра «Верю - не верю» (терминологическая)
Ведущий задает каждому участнику игры по одному вопросу. Игроки, которым достались вопросы с правильным ответом «да», становятся участниками 1-й команды. Все остальные игроки становятся участниками 2-й команды.
Вопросы: Верите ли вы, что...
- в заметке очень важны первые 8 слов (да)
- информационное сообщение часто называют хроникой (да)
- заголовок должен отвечать на какой-нибудь один вопрос заметки (нет)
- по одной из версий, слово «газета» происходит от французского «gazzet» (да)
- бывает не только заголовок, но и подзаголовок (да)
- реклама бывает открытой или закрытой (нет)
- в газете может быть любое количество полос (нет)
- формат газеты – это количество отпечатанных экземпляров (нет)
- заметка должна отвечать требованиям оперативности, и достоверности (да)
- наблюдение - это способ сбора информации (да)
- первые газеты в России появились в Х1Х веке (нет)
- есть выражение «Система массовой информации» (нет)
Девятка - «ОБЪЯСНИ СЛОВО»
Игрокам команды по очереди предлагается слово, значение которого ему необходимо объяснить. Правильный ответ - 1 очко.
Цитата... (точная, дословная выдержка из текста)
Фраза... (законченное высказывание)
Эпиграф... (изречение или цитата, предшествующее тексту)
Полемика... (спор в печати)
Жанр... (устойчивая форма произведения)
Корректор... (сотрудник редакции, который исправляет ошибки)
Раздел... (часть какого-либо текста)
Слоган... (девиз рекламного текста)
Типография.... (предприятие, где печатаются газеты)
Рецензия... (критический отзыв о каком-либо спектакле, фильме, произведении)
Творчество... (создание новых произведений культуры)
Верстка... (процесс составления полос газеты, журнала).
Десятка - «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-СИНОНИМЫ»
Командам дается набор из 23 фразеологизмов (в скобках) и карточка с 6 ключевыми фразеологизмами (выделены жирным шрифтом).
Необходимо сгруппировать фразеологизмы-синонимы вокруг ключевых фразеологизмов. Должно получиться 6 синонимических рядов.
Оценка: Все ответы правильно - 5 баллов, 2 ошибки - 4 балла, 3 и более ошибки - 1 балл.
Бобы разводить (переливать из пустого в порожнее, точить лясы, чесать языком, нести и с Дона и с моря)
Брать на пушку (морочить голову, обводить вокруг пальца, пускать пыль в глаза)
Валять дурака (бить баклуши, считать ворон, лежать на боку, плевать в потолок)
Живой рукой (в два счета, одним духом, в мгновенье ока)
В пользу бедных (за здорово живешь, ни за понюшку табаку, ни за грош, ни с того, ни с сего)
Рассыпаться мелким бесом (вертеть хвостом, гнуть спину, извиваться ужом, ломать шапку, ходить на задних лапках)
Валет - «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
В каждой строчке исключите 4-е лишнее слово: Определите принцип группировки слов.
Оценка: за правильное нахождение «лишних» 4 слов – 2 балла. За правильную «расшифровку» всех слов начисляется дополнительные 0,5 балла за каждое слово.
РОРКЕТОРК КРОТАДЕР ИТОТАПР ПЕРТРОРЕ
СВЕТКАР ЖПАТРЕРО АПСООЛ АРИБРУК
ПАЯФОРИГИТ КАТДЕСИ ИКРАЯДЕЦ ВНТОЕТАГС
МАЗТАЕК АНЕОЛВЛ ИРЯЗЕНЕЦ ИВЕРТЬНЮ
Ответы
КОРРЕКТОР РЕДАКТОР ПАТРИОТ РЕПОРТЕР
ВЕРСТКА РЕПОРТАЖ ПОЛОСА РУБРИКА
ТИПОГРАФИЯ ДИСКЕТА РЕДАКЦИЯ АГЕНТСТВО
ЗАМЕТКА НОВЕЛЛА РЕЦЕНЗИЯ ИНТЕРВЬЮ
Дама - «ВСАДНИК С ГОЛОВОЙ»
Командам предлагается газетный материал.
«25–летний англичанин, решив побаловать любимую экзотическим букетом, столкнулся с весьма неприятной неожиданностью. Как только он подарил любимой букет, прямо из цветов выскочила яркая лягушка. Как выяснили биологи, это одна из самых ядовитых тварей на земле. Ее яда хватит, чтобы мгновенно убить 10 человек».
Необходимо придумать к данному тексту 5 различных заголовков определенного типа.
Оценка: за каждый вариант заголовка присуждается 1 очко
Описание_____________________________________________________________
Вопрос _____________________________________________________________________
Строчка из песни (стихотворения)_______________________________________________________
Пословица/поговорка____________________________________________________________
призыв, восклицание__________________________________________________________
Король – «С ПЕРВЫХ СТРОК»
Как мы знаем, в современной журналистике активно используется так называемый «лид» - вводная часть газетного материала.
В данном задании необходимо определить, к какому типу лида относится каждый отрывок.
Оценка. Все ответы правильно - 5 баллов, 2 ошибки - 4 балла, 3 и более ошибки - 1 балл.
«Василий Аксенов – фигура легендарная. Его проза стала литературным знаком целой эпохи». (Лид-определение)
«Арбат – это не просто улица в Москве, а целая планета со своей историей, культурой, историческими личностями и определенными законами». (Лид-место)
«Сорок лет назад начался второй в истории авиации перелет через Северный полюс в Америку. Командиром экипажа был Михаил Михайлович Громов…» (Лид-время)
«В детстве он обожал попадать в милицию. Выручал папа. «Отпустите обалдуя, - говорил он, - и обалдуя отпускали». Папу знал весь город. Папа работал Карабасом-Барабасом...» (Лид-история)
«Хотите задать вопрос «Просто Марии?» - спросили мы читателей – поклонниц мексиканских теленовелл». (Лид-вопрос, лид-обращение)
«Василий Лановой, сыгравший когда-то Павку Корчагина, говорит: «Историю движут чудаки и романтики». (Лид-цитата)
«Говорить будем о политике, заявил он сходу, - кино мне сейчас неинтересно». (Лид-деталь)
«Сегодня ЕГЭ – центральная и наиболее актуальная проблема российского образования. Это та реальность, в которой последние ряд лет живут и школьники, и их родители, и учителя, сбитые с толку противоречивыми мнениями различных экспертов, представителей Министерства образования, многочисленными публикациями в прессе и просто всякого рода «страшилками» из рассказов соседей или знакомых». (Лид-анализ).
Туз - «КРИПТОГРАММА»
Командам предлагается решить криптограмму. Заменив цифры буквами, вы прочтете два слова, определяющие качества, которыми должен обладать любой газетный материал.
Команда, первая и без ошибок решившая кроссворд, получает 3 балла.
1 2 3 4 2 5 6 7 8 2 3 4 9
2 10 6 7 11 4 12 5 8 2 3 4 9
1. Что скрывается под буквой «С» в аббревиатуре СМИ?
3 7 6 1 3 4 5 11
2.Бывает художественно-публицистический, разговорный или деловой.
3 4 12 13 9
3. Так называется массовая периодическая печать.
10 7 6 3 3 11
4. Под этим словом скрывается осведомление, сообщение о положении дел или чьей-либо деятельности.
12 8 14 2 7 15 11 16 12 17
5. Эта «деталь» газеты соответствует поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать».
14 2 4 2 18 7 11 14 12 17
6. Так определяют предмет и содержание рассуждения (в письменном или устном виде).
4 6 15 11
Ответы:
1. Средства. 2. Стиль. 3. Пресса. 4. Информация. 5. Фотография. 6. Тема.
Слова – «Достоверность», «Оперативность».
Итоги «Журналины»
Победителем игры становится команда, которая набрала большее количество очков. Всем игрокам вручаются медали «Чемпиона Журналины» («золотого» и «серебряного» достоинства).
Юлия Лебедева