12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лемешко Евгения Дмитриевна21

Формирование УУД в коллективной творческой деятельности.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.

С 2011 года я работаю по стандартам второго поколения. И считаю, что учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является коллективная деятельность учащихся, как в урочной деятельности, так и во внеурочной.

Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 

Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать другого человека, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коллективная работа популярна, но не всегда удаётся организовать полноценное взаимодействие, а тем более направить его на формирование межличностных отношений учащихся.

При организации коллективных работ учителя в основном ориентируются не столько на общение учеников, сколько на конечный результат, который получается эмоциональным и красочным, но не всегда благодаря успешному взаимодействию учащихся. А ведь именно на этих уроках оказывается востребованным сенсорный опыт детей.

Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.

Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Коллективные виды работы делают внеурочные занятия более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Успешное формирование умений коллективной деятельности у учащихся начальных классов во многом определяется использованием комплекса дидактических средств, включающего объекты труда и технологические карты индивидуального пользования для коллективного труда.

Разные виды коллективных работ можно начинать с первого класса.

Например, на курсах внеурочной деятельности «Я исследователь», «Эврика» дети часто работая в группах, с интересом разгадывают ребусы, кроссворды, головоломки, разгадки которых основаны на логическом мышлении. Учатся применять алгоритмы для решения заданий.

При этом у них формируются следующие коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 -Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

 -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Я считаю, что успешность коллективных работ во многом зависит от правильно подобранных участников групп. Если состав творческой группы будет подобран неверно, то формирование межличностных отношений будет затруднительным. Работа может быть сдана в срок, но ученики могут и не обмениваться мнениями, и не принимать совместное решение.

Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной. Выделяя характерные особенности младших школьников, необходимо отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всём старании преподавателя.

Процесс формирования умений коллективной деятельности протекает успешно при реализации методики, предусматривающей включение в учебный процесс постепенно усложняющихся форм организации коллективной деятельности; использование продуктивных частично-поисковых методов, методов стимулирования интереса к учению (учебная дискуссия).

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

« Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»

А. Барбюс.

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.