Доклад на тему «Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии в процессе коллективной деятельности»
Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии в процессе коллективной деятельности.
Коммуникативная направленность процесса обучения – одно из требований гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы – требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества – приоритетная задача образования на современном этапе. Инновационные подходы к начальному образованию, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, задают новое содержание и характеристику учебной деятельности ребенка.
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Приходится переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии. В школе ученики получают знания, но очень часто это происходит на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь разрешать конфликты, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Ведущей формой работы на уроке при формировании коммуникативных УУД является групповая совместная деятельность.
В ходе работы со школьниками 7 класса, я использован приём коллективной работы, направленный на развитие коммуникативных УУД, при изучении характеристики классов рыб и отрядов насекомых. Учащиеся делились на группы, каждая группа должна была предоставить мини-проекты по темам. В группе выбирался лидер участниками самой группы. Это способствует развитию организаторских качеств учащегося, умению нести ответственность, способности определять цель и видеть пути решения поставленной задачи. В ходе выполнения свой работы, каждый ученик был задействован в мини-проекте. Информацию ребята находят самостоятельно. Работа по поиску информации способствует умению учащихся ориентироваться в потоке научной информации, развитию познавательной активности и интереса учащихся посредством организации и оптимизации их самостоятельной работы. Далее учащиеся групп должны были создать свою презентацию, но не с помощью компьютера, а на ватмане, где они могли рисовать, делать таблицы, схемы, проявлять свою творческую индивидуальность. На уроке каждой группе отводилось определенное время для защиты своего проекта.
В ходе этой работы школьники учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Итог этой работы проводился в виде подсчётов балов. В конце работы были награждены победители.
Таким образом, предложенный прием позволят сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
-стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы;
-большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям;
-учатся работать в группе и защищать результат этой работы;
-учатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
-учатся договариваться между собой, уступать.