Статья «Коллективно-творческое дело как средство формирования социального взаимодействия первоклассников»
КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Майорова А.А.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 59 им. И. Ромазана»
Каждый педагог и работник дошкольного образования знаком с такой формой работы как коллективно-творческое дело (далее КТД). Впервые данное понятие было введено в середине 60-х годов учёным педагогом И.П. Ивановым, последователем А.С. Макаренко. КТД – это воспитательное средство коммунарской методики; социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта [2].
В современной школе приоритетной задачей выступает не только обучение, но и формирование человека, способного творчески мыслить, реализовывать себя как личность, успешно взаимодействовать с окружающим миром. Для педагога КТД является отличным методом сплочения младших школьников. Такая форма работы помогает ребенку проявить свои таланты, показать интеллектуальные способности, научиться правилам совместной работы. Ребенку, пришедшему в первый класс, достаточно тяжело освоиться среди сверстников. Дети не знакомы друг с другом, они не могут проявить себя в игре, как это было в детском саду, помимо этого у них появляются права и обязанности новой социальной роли-ученика, к которым также сложно привыкнуть. Педагог Л. И. Божович говорит о том, что готовность к школе личностная и интеллектуальная не всегда совпадают [1]. Поэтому перед учителем стоит огромная задача помочь детям адаптироваться к новой социальной группе- классу.
Прежде чем использовать КТД в своей педагогической практике следует понять, какой вид и форма КТД подходят именно для того или иного возраста и какую цель вы преследуете, организовывая в своём классе КТД.
В нашей статье мы рассмотрим, какое КТД будет приемлимо для младших школьников и поможет им научиться успешно взаимодействовать друг с другом.
Чтобы сплотить детскую группу, необходимо увлечь детей и включить их в совместную деятельность. Новая, незнакомая им деятельность непременно заинтересует младших школьников, так как дети всегда стремятся к новым впечатлениям. Так как в первом классе, дети ещё очень близки с родителями, то будет целесообразно включить в коллективно-творческое дело не только учеников, но и их родителей. Для учителя это будет неплохим средством знакомства с семьями своих учеников.
При планировании КТД важно выбрать тему, которая будет интересна детям. Темы будет зависеть от вида КТД, их несколько:
– общественно-политическое;
– трудовое;
– познавательное;
– экологическое;
– спортивное;
– художественное;
– досуговое и т.д.
Очевидно, что первоклассникам политическая тема будет не только не интересна, но и не понятна. Для детей данного возраста подойдут темы, связанные с досугом, экологией, открытием новых знаний, творчества.
Существует также формы проведения КТД или по-другому типы КТД.И. П. Иванов выделяет три основных типа коллективно-творческого дела:
1. Представление (коллективные песни, игры, концерт).
2. Малое творческое дело (телевизионные конкурсы, ролевые игры, перемещения по станциям).
3. Большое творческое дело (конкурс или набор постановок, разновидности диспутов) [2].
Выбор типа также зависит от того, насколько масштабно ваше дело.
Тему КТД учитель предлагает сам или принимает идеи от родителей и возможно учеников. Далее составляется список дел и распределение поручений на каждого участника. Следует отметить, что поручения должны быть понятны детям и увлекательны. Навязчивая просьба осуществить ту или иную деятельность, вызовет у ребёнка равнодушие к ней.
Непосредственное проведение самого дела и подведение итогов по нему происходит во внеурочное время. КТД должно осуществляться на позитивной ноте, вызывать у детей радость, удовольствие от деятельности. Каждый ученик и родитель должен чувствовать себя важной и значимой частичкой коллектива.
Также необходимо провести коллективную рефлексию. Проводить её стоит на следующий день после самого КТД, чтобы детские впечатления не утихли к моменту рефлексии. Вначале каждый ученик должен высказаться, рассказать, что ему понравилось, а может быть и не понравилось в общем деле с классом. И только в конце учитель высказывает свою точку зрения, чтобы невольно не навязать её детям.
В заключении хотелось бы отметить, что выбор и организация КТД в первом классе играют важную роль для формирования социального взаимодействия не только между учениками, но и между родителями и учителем. Именно в первом классе закладывается основа коллектива, то, каким он будет, и как будет существовать на протяжении всей начальной школы.
Литература
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 398 с.
Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – М. : Педагогика, 1989. – 188 с.