12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова Татьяна Николаевна526
 

ИГРАЯ – РАЗВИВАЕМ (дидактическая игра в моей работе как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках обучения грамоте и математики)

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Нередко, к сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника гаснет радостное ожидание учебного дня. Ребенок привыкает к внешним атрибутам школы, утверждается в новой роли, достигает нового положения в обществе - и быстро обнаруживает, что для поддержания этого положения делать, в общем, ничего и не нужно. Вот почему необходимо поставить цель, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Дидактические игры полифункциональны, комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, побудительную, волевую, поведенческую (в том числе и коммуникативную) и другие стороны личности. Важно установить правильное соотношение между игрой и уроком, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

Одной из разновидностей дидактической игры является игровой сюжет - форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. В качестве таких сюжетов выступили вариации на тему известных детям сказок «Золушка», «Колобок», «Буратино» и др. Ребёнок, проживая сказку заново на уроке математики или русского языка, находит в ней новые, неизвестные ему моменты. Именно это новое возбуждает у него интерес, желание продолжить свой учебный поиск. Но, применяя этот приём, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности.

Вот почему в известных детям сюжетах целесообразнее появление новых героев, которые затем на последующих уроках начинают жить самостоятельно, создавая оригинальную сюжетную линию. Такими любимыми героями для учащихся могут стать Девочка Ошибка, Числослов, Буквоежка, Грамотейка, Ластик, Запятушка, Путаница и др.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Примером служат такие задания: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного выпуска газеты, а в текст вкрались ошибки; найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т. е. сказать, простое оно или сложное) восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик, а в текст газеты вкралась ошибки; найди их

Именно игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов.

Известно, что до поступления ребенка в школу ведущей деятельностью является игровая. Вот почему так важно в начальной школе и особенно в I классе, когда начинается формирование учебной деятельности, не забывать, что игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка.

Учитывая этот неоспоримый факт, я стремлюсь включать в урок различные виды дидактической игры. Вот как в период обучения грамоте проходит игра "Теремок", которая объединяет в себе все виды дидактической игры.

На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например, г, с, и, у. К доске выходят несколько учеников (по количеству букв в "карманчике'"), выстраиваются друг за другом.

Учитель начинает игру.

- Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо буква... (Ученик берет в руки карточку с буквой г и продолжает сказку.)

- Буква г обозначает согласный звук, твердый [г], мягкий - [г'], звонкий.

- Смотрит: никого нет в теремке. Вошла буква г в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо еще одна буква... (Второй ученик берет карточку с буквой с и продолжает.)

- Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Первый ученик (буква г) отвечает:

- Это я, буква г, обозначаю согласный звук, твердый [г], мягкий [г'], звонкий. А ты кто?

- Я буква с, обозначаю согласный звук, твердый [с], мягкий [с'], глухой. Пусти меня к себе жить!

Если буква о себе рассказала все правиль­но, то получает разрешение. Сказка-игра про­должается, пока все буквы не познакомятся друг с другом. Гласные буквы обязательно ука­зывают, в каком ряду они стоят (в верхнем или нижнем).

Затем учитель говорит: "Чтобы буквы в теремке жили дружно, они должны постараться составить слово". Дети советуются и "выстраивают" слово: гуси. А дальше проводится ра­бота с этим словом: деление на слоги, выделе­ние ударного гласного (ученик поднимает вверх карточку с буквой у), печатание слова в тетради и составление его схемы.

Когда дети хорошо усвоят правила и после­довательность игры, то роль ведущего игру учитель передает кому-либо из учеников.

Для уяснения лексического значения слова даю разные задания.

Подбор нужного слова к смысловому ря­ду: по опорным признакам — пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (Лето, осень, неделя.)

Добавление нужного слова. (Пальто, шапка, шарф — ... .)

Называние общего слова (стол, стул, шкаф — ....)

Деление слов на слоги, подсчет количес­тва слогов в слове, выделение ударного слога. Простукиваю два слога, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зи­ма, лето, осень.

Исключение лишнего слова: гусь, гусё­нок, гусыня, гусак, гусеница.

Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, сне­гоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для по­лучения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?» Например: грамотей (герой, море, тема, нота, марш, гора, гроб, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, омонимов.

а) труд, работа;

б) день — ночь, высокий — низкий, дале­ко — близко, бежать — ходить;

в) лисичка — гриб, животное.

Игра «Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном?

самолёт (сам летает)

листопад (листья падают)

пылесос (пыль сосет)

Таким образом, использование в учеб­ном процессе игр и разных заданий, созда­ние на уроке игровой ситуации приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают опреде­ленные знания, умения и навыки.

Для успешного овладения словарным богатством языка учащийся должен ежедневно прибавлять к своему сло­варю примерно 8-10 новых слов. На каждом уроке обучения грамоте мы проводим с учениками словарную разминку с целью запоминания лек­сического значения слов со страниц «Азбуки».

Варианты заданий для словарной разминки:

1. Классификация слов по темам

1) На доске набор слов: фрегат, штиль, шторм, лайнер, рябь, яхта.

Что объединяет эти слова? Что у них общего? На какие группы можно их разбить? (Слова первой группы - морские суда; слова второй группы -состояние моря.)

Что еще интересного вы заметили в словах? (В словах первой группы -2 слога, второй группы - 1 слог.)

2) Второй набор слов: корт, кор­тик, курок, кросс, кон.

Что у них общего? (Первый звук.) На какие две группы можно разбить эти слова? (Первая группа - «спортив­ные слова», вторая - оружие.)

2. Игра «Узнай слово».

На доске 10-15 слов-табличек. Учи­тель зачитывает из толкового словаря статью о значении одного из них, уче­ник узнает это слово. Побеждает тот, кто отгадает больше слов.

3. Игра «Поиграем в словарик».

Несколько учеников получают кар­точки со словами. Они должны пра­вильно прочитать их, а класс дает пол­ное толкование значения слова.

4. Игра «Волшебный мешочек».

Эта игра проводится в конце курса обучения грамоте. Учитель складыва­ет карточки со словами в красиво оформленный мешочек. Ученики до­стают оттуда 5-10 слов, рассказыва­ют, что они означают, составляют с ни­ми предложения, словосочетания.

5. Игра «Домино».

Каждый ученик получает карточ­ку (30x150 мм). Она разделена на две части: на одной записано слово, на другой - толкование другого слова. Игру начинает учитель, например: «скоростной спуск с гор на лыжах по протяженной трассе». Ученик, у ко­торого карточка со словом слалом, называет его, а затем он же прочиты­вает толкование следующего слова, например: «площадка для игры в тен­нис» - корт - «промежуток игры» -кок - «дорожная крытая повозка» -тарантас и т.д.

6. Составление и разгадывание кроссвордов.

Тема «Жилище».

         

5

           

1

         
 

2

       
   

3

4

   
           
           
           
           
           

1) Небольшой бедный домик - хи­жина.

2) Хижина, покрытая шкурой, ко­рой, ветвями, - вигвам.

3) Бедная хижина, небольшой до­мик - лачуга.

4) Жилище эскимосов, народов Се­вера. Оно изготовлено из прессованно­го снега, облитого водой, - иглу.

5) Современный благоустроенный частный дом - коттедж.

Разгадав эти слова, дети получают ключевое слово урока - жилище.

Такие игры делают уроки обучения грамоте интересными, а самое главное, способствуют лучшему усвоению лек­сического значения слов.

Подчеркну, что занятия не должны проходить исключительно как сплошная серия игр. Необходимы ещё и постоянный анализ, и обсуждение действий детей и способов решения ими проблемы. Важно, чтобы участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться

Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал по всем предметам, приобретают определенные знания, умения, навыки. Вот почему включение в урок игр и игровых ситуаций, по моему мнению, делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Значительная часть игр дает возмож­ность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что со­действует более глубокому усвоению прой­денного.

Нельзя обойти вниманием и предмет - математика. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток я часто использую игру «Поймай рыбку». На доске висит таблица, на которой изо­бражен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих приме­ров:

7 + 8 9 + 3

9 + 6 14-6

9 + 7 15-7

16-8 18-9

13-6 8 + 5

Двое учащихся выходят к доске и по ко­манде начинают решать выражения. Ос­тальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведен­ного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выраже­ний, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.

Для закрепления знаний таблицы сложе­ния и вычитания в пределах 10 можно ис­пользовать игру «Самый быстрый почталь­он». Учитель раздает пяти ученикам по оди­наковому числу карточек (писем), на об­ратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, си­дящие за партами, изображают дома с но­мерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение вы­ражения) и разнести письма в соответст­вующие дома (отдать детям, у которых кар­точки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет пись­ма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто верней?» и т.д. Во многих таких играх заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложе­ния и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Предлагаю ряд дидактических игр на развитие познавательного интереса к предмету математика следующего содержания:

Найди число в слове

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1. Нужно найти в приведенных словах название числа, подчеркнуть его.

ОДИННАДЦАТЬ, ПОДВАЛ, СТРИЖ, ОСЕТРИНА, СЕМЬЯ, ОПЯТЬ, СОРОКА.

2. Нужно назвать как можно больше слов, в состав которых входят названия чисел.

Например:

Один (родина, одиннадцать, одинаковый); Два (едва, подвал, дважды);

Три (сестрица, стриж, Австрия, устрица, осетрина, быстрина); Пять (опять, Припять, вспять); Семь (семья, восемь, семьянин).

Проводя игру, можно разбить класс на команды. За каждое названное командой слово, содержащее название числа, она получает 1 очко.

Составь число

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Нужно взять по одному слогу из данных слов и составить математический термин.

1. ЧИЖИК, СЛОВО

Ответ: берем первые слоги и получаем: чи-сло.

СУМКА, МАШИНА

Ответ: сум-ма.

ДЕЛО, ЛИМОН, ЖИТЕЛЬ

Ответ: де-ли-тель.

ДЕТАЛЬ, ЛЕТО, ПОНИ, ЕНОТ

Ответ: де-ле-ни-е.

ПОСЛОВИЦА, ЖЕЛЕЗО, ПЕНИЕ, МНЕНИЕ

Ответ: сло-же-ни-е.

КЛУМБА, НОГА, КРУЖЕВО, НИВА, ПЕНИЕ

Ответ: ум-но-же-ни-е.

Превращения

Цель: развитие логических операций анализа и синтеза. Последовательно меняя по одной букве, превратить:

1. МИГ в ЧАС.

Ответ: МИГ - МАГ - МАЙ - ЧАЙ - ЧАС

2. ЧАС в ГОД.

Ответ: ЧАС - ЧАД - ГАД - ГОД

3. ГОД в ВЕК.

Ответ: ГОД - ГИД - ВИД - ВИС - ВЕС - ВЕК

4. ВЕК в ЭРУ.

Ответ: ВЕК - БЕК - БОК - БОА - БРА - ЭРА

Какое число я задумал?

Цель: развитие логических операций.

Ученики дают друг другу следующие задания: «Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3. Какое число я задумал?»

Угадай, какая это фигура.

Цель: развитие пространственных и геометрических представлений. Материал игры: геометрические фигуры пластмассовые или деревянные.

Учащийся становится спиной к классу и отводит руки за спину. Учитель вкладывает ему в руки геометрическую фигуру. Он должен назвать фигуру и её элементы.

Ответивший правильно получает фант и садится на место. Выходит ученик из соседнего ряда. Ряд, получивший наибольшее число фантов, считается победителем в данной игре. Он поощряется флажком.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ольга Владимировна, 11.04.18 в 18:47 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.