Сплотить коллектив учеников и провести интересно перемену можно, используя активные или спокойные игры. Чередуя активность, дети успеют и отдохнуть, и взбодриться.
Игра – главное времяпровождение ребёнка любого возраста. Игра имеет познавательное и развлекательное значение. Подвижные игры дают выход жизненно необходимой двигательной активности. Движение является основой развития дошкольников и младших школьников. Малоподвижный ребёнок зачастую недополучает тактильных и зрительных ощущений. Подвижные игры для младших школьников способствуют физическому развитию и формированию коллективных навыков. Какие игры можно провести с классом детей на школьном дворе или в коридоре на перемене?
В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года - на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора.
Квест – в разных местах класса прячутся листики с загадками, которые приводят ребят к новому месту и в итоге туда, где спрятан предмет.
Командир — дети стоят перед ведущим, который раздает команды: прыгаем на левой ноге, садимся. Кто неверно сделал – выбывает.
Звоночек – дети берутся за руки по кругу, двое в центре круга. У одного игрока глаза завязаны, у второго – колокольчик. Ребенок с завязанными глазами должен поймать того, кто звенит колокольчиком, показывая свое местонахождение.
Продолжи сказку – первый участник пишет первое предложение сказки, подворачивает листок и передает второму. Тот продолжает, тоже подворачивает бумагу и передает следующему. Потом зачитывается вся сказка-нескладуха.
Лебедь – дети в кругу, произносят слова, каждый ребенок по слову: «Лебедь по небу летит, число говорит…» и произносят число, например, пять. Каждый хлопает своей ладошкой по руке соседа. Тот, кому выпадает стук на счет «пять», должен вовремя убрать руку.
Хороводные игры
Хороводные игры можно использовать вместо утренней гимнастики. Хороводы очень популярны среди детей дошкольного возраста, однако по моим наблюдениям они очень нравятся малышам, а вот дети после пяти лет хороводы водить не очень любят. Но опять же возможно ваш ребенок будет с у довольствием водить хороводы и в семь лет. Играть в хороводные игры лучше, если вас гораздо больше двух и даже трех. Но я приведу две хороводные игры, где количество играющих не имеет значения. Лучше если вы поставите запись песни с музыкой.
«По малину в сад пойдем»
1 куплет
По малину в сад пойдем (идем по кругу)
В сад пойдем, в сад пойдем. (продолжаем идти по кругу)
Спелых ягод наберем, (наклоняемся, рвем воображаемую ягоду и кладем в воображаемую корзинку)
Наберем, наберем
Припев:
Солнышко во дворе, (останавливаемся, одна рука на поясе другую плавно поднимаем вверх к солнышку)
А в саду тропинка (резко проводим рукой, которая была вверху, под ногами)
Сладкая ты моя ягодка малинка (руки сжатые в кулаки ставим на пояс, притопываем ногами)
Сладкая ты моя ягодка малинка (хлопаем в ладоши)
2 куплет
Спелых ягод наберем, (идем по кругу, «собираем» ягоды)
Наберем,наберем
Пирогов мы напечем, (останавливаемся, вытягиваем руки вперед ладошкой о ладошку меняем по очереди)
Напечем, напечем. (продолжаем «печь пироги)
Припев.
3 куплет
Пирогов мы напечем, (повторяем движение, имитирующее лепку пирожков)
Напечем, напечем
Всех гостей мы созовем, (машем по очереди руками, зазываем гостей)
Созовем, созовем
«Вышла курочка гулять»
Эту игру очень любят дети семи лет. Если вы будете использовать маски или медальоны с изображением курочки и цыплят, будет еще интереснее. В этой игре двигаются в произвольном направлении. Один человек (как правило взрослый) изображает курочку, остальные — цыплята.
Вышла курочка гулять (машем руками-крыльями и шагаем в произвольном направлении)
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, (слабо машем ладошками-крылышками, часто бежим на носочках)
Желтые цыплятки
Кок-ко-ко-ко (стоя на месте лицом друг к другу, машем руками-крыльями, качаем головой)
Ко-ко-ко!
Не ходите далеко! (грозим указательным пальцем)
Лапками гребите, (руки на поясе, гребем ногами)
Зернышки ищите (приседаем, складываем пальцы в щепотку, стучим по коленкам)
Съели толстого жука, (поднимаемся, изображаем толстого жука)
Дождевого червяка. (показываем ладошкой волнообразные движения)
Выпили водицы (руки отводим назад, наклоняемся в перед, затем поднимаем голову вверх)
Целое корытце!
Игра «Как у дядюшки Федота»
Эта игра подойдет детям от четырех лет. Конечно же игра пройдет веселее, если вас больше двух. Но в принципе поиграть можно и вдвоем с малышом если уж нет вариантов. В начале игры договариваемся, кто будет показывать движения по окончании игрового стихотворения. Затем встаем на против друг друга (если вас много, то по кругу), говорим следующие слова и выполняем движения:
Как у дядюшки Федота (идем по кругу или маршируем на месте)
Было семь сыновей (продолжаем идти по кругу)
Все без бровей, (закрываем ладонями брови)
Вот с такими ушами, (растопыренными пальцами изображаем большие уши)
Вот с такими глазами,(соединяем большие и указательные пальцы на обеих руках и подносим к глазам)
Вот с такой головой, (поднимаем закругленные руки вверх и изображаем большую голову)
Вот с такой бородой. (руками проводим от подбородка до пола)
Они весь день сидели, (присесть, подложить указательный палец под щеку)
Ничего не ели (продолжаем сидеть на корточках)
Делали вот так: (встаем, смотрим на ведущего)
Ведущий показывает движение, все его повторяют три-четыре раза. Затем меняют ведущего и начинают все с начала.
Игры на переменах имеют важное воспитательное значение. После напряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых. Подвижные игры у детей вызывают положительные эмоции и стимулируют их двигательную активность. Такое переключение работы позволяет ребятам отдохнуть и легче воспринимать учебный материал на следующем уроке. Для организации и проведения игр требуется не менее 8-10 минут. Учащиеся могут проводить игры самостоятельно, так и под руководством преподавателей.