Адаптационная игра для первоклассников «Волшебный рюкзачок»
Азиева Алина Раисовна – педагог-психолог
Цель: адаптация детей к школе, повышение уровня эмоционального благополучия в школе, положительного отношения к учению.
Задачи занятия:
- Социализация детей через осмысление школьных норм и правил поведения
- Понижение школьной тревожности (ориентация в здании школы, взрослые, окружающие меня в школе)
- Повышение мотивации к обучению
- Развитие рефлексии
Материалы:
- Цветные карточки 10 на 10 см (красного, жёлтого, синего, зелёного, коричневого, чёрного, серого цвета)
- рисунок школьного рюкзака (не раскрашенный)
- разрезные карточки с названиями кабинетов и именами учителей
- цветные карандаши
- карточки с правилами поведения в школе
- рисунок школы на доске.
- магниты
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы будем играть в игру, которая называется «Волшебный рюкзачок».
Посмотрите, у вас на столах разноцветные карточки. Посчитайте, сколько их. Выберете тот цвет, который вам сейчас больше всего нравится и поднимите эту карточку вверх. Вот какой красивый разноцветный у нас получился класс. А умеете ли вы отгадывать загадки? Тогда отгадайте одну. Стоит дом, кто в него войдёт, тот и ум приобретёт. Что это? Конечно же, это школа! Сейчас мы посмотрим, как вы знаете школу, в которой учитесь.Посмотрите, на доске я нарисовала нашу школу. Сколько этажей в нашей школе? -Правильно, 3 этажа. Сейчас мы поиграем в такую игру. У меня есть карточки, на которых написаны имена учителей, названия кабинетов. Вы должны догадаться, где находится этот кабинет или где работает этот человек и поместить карточку на нужный этаж. Дети по очереди выходят, читают карточку (если сложно, то я помогаю) и крепят магнитом к доске.
А теперь будем отгадывать загадки о школе.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я-школьный ….
Конечно же, дети это ранец! Посмотрите, какие ранцы я вам сегодня принесла. Вам они нравятся? Как вы думаете, можем мы сделать их ещё краше, ещё лучше. Давайте их раскрасим. Пусть каждый придумает себе такой ранец, какой ему нравится. Дети раскрашивают. Что бы вы, ребята, положили в свои ранцы? Дети перечисляют школьные принадлежности. Но ведь наш ранец не совсем обычный, он не простой. Давайте мы будем в него складывать то, что нельзя потрогать руками, но то, что нам очень пригодиться в школе! Подумайте, что это может быть? Дети предлагают: (знания, мудрость, сила, хорошее настроение, хорошие оценки, дружба). Давайте нарисуем эти качества в виде маленьких картинок – пиктограмм. Стрелочками соедините, в какой кармашек своего рюкзачка вы положите то или иное качество.
Ребята, вы знаете, что в школе нужно соблюдать определённые правила. Проказник Буратино всё перепутал. У меня в руках карточки с правилам. Здесь есть и правильные варианты и неправильные. Давайте их рассортируем. В правую стопочку будем откладывать то, что можно делать в школе, а в левую – то, что в школе делать нельзя.
В конце занятия возвращаемся к цветным карточкам. Ребята, вам понравилось наше занятие? Поднимите карточку, цвет которой отражает ваше настроение сейчас. Что мы сегодня делали?
- отгадывали загадки, вспоминали что и где находится в нашей школе, раскрашивали волшебный рюкзачок и придумывали рисунки-пиктограммы, помогали Буратино разобраться с правилами школьной жизни, выбирали цвет своего настроения. Отлично поработали, Молодцы! До новых встреч!
Литература:
В основе идеи для занятия взята разработка Гасниковой Т.О. http://festival.1september/ru
Приложение 1
Загадки
Чтоб умели мы читать,
Буквы в прописях писать,
Привели учиться нас
На уроки в первый... (класс)
Под обложкой — клеточки,
Тоненькие сеточки.
Чтоб примеры записать,
Ученик открыл... (тетрадь)
Разноцветными носами
По бумаге водят сами.
Их рисунки хороши.
Это что? (Карандаши)
Космонавтов на Луне
Или кошку на окне
Рисовать поможет мастер.
Как зовут его? (Фломастер)
Вот мольберт, палитра, холст.
Краской здесь рисует «хвост».
Вот с водицей мисочка,
Моется в ней... (кисточка)
Вот готов рисунок наш.
Потрудился карандаш.
Но ему нужна починка.
Точит карандаш... (точилка)
Если сделали в тетрадке
Вы ошибки и помарки
Иль испачкалась картинка,
Лишний штрих сотрет... (резинка)
Был сначала гладким, целым,
На доске чертил он белым.
Рисовал, а сам худел.
Догадались? Это... (мел)
С ним в тетрадке мы всегда
Чертим угол без труда.
Про него нам скажет школьник:
«Этот инструмент — ...» (угольник)
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это... (книжки)
Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его? (букварь)
Перед нами тесный дом
Карандаш и ручки в нем.
Школьник этот дом узнал.
Как зовется дом? (пенал)
Я держу в ладонях страны,
Горы, реки, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Просто взял я в руки... (глобус)
На листы меня кладут,
Ровно линию ведут.
Без меня черта, как змейка.
Кто же я, ответь? (Линейка)
Информация с сайта: semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-shkole-s-otvetami.html
Приложение 2
Рисунок Рюкзачка
Рисунок с сайта http://zaikinmir.ru/
Приложение 3
Примерный список работников школы
Завхоз Наталья Сергеевна
Библиотекарь Светлана Сергеевна
Директор Елена Валентиновна
Секретарь Ольга Павловна
Учитель физкультуры Елена Карловна
Кабинет музыки и учитель музыки
Кабинет медсестры Ольги Павловны
Завуч Наталья Игоревна
Столовая и повар Людмила Германовна
Психолог Алина Раисовна
Кабинет ИЗО и учитель ИЗО
«Здоровячок» и преподаватель Анна Михайловна