Игры в тренировке баскетболистов и волейболистов

1
0
Материал опубликован 9 November 2020

Республика Саха (Якутия)Хангаласский улус

МБОУ «Покровская СОШ №3 –Образовательный центр с углубленным изучением отдельных предметов»






















Игры в тренировке баскетболистов и волейболистов.





t1604928044aa.gif



















Рекомендовано научно-методическим советом МНиПО РС(Я) г.Якутск







Научный редактор:

А.А.Куприянов, доцент кафедры ФВ ВЕ ЯГУ,ИФК г.Якутск.




Рецензенты:

В.А.Соромотин, канд.биол.наук

Н.Е.Максимова, начальник ФВ МО

РС(Я), г.Якутск




Гоголева М.А.

Игры в тренировке баскетболистов и волейболистов:

Пособие для обучающихся школ.




Пособие предназначено для учителей, тренеров,специалистов, ведущих занятия с баскетболистами, волейболистами различного уровня подготовленности. В него включены подвижные игры, которые могут использоваться для решения всего комплекса педагогических задач, разносторонней физической и технико-тактической подготовки баскетболистов и волейболистов.






Содержание



1. Игра, как универсальное средство в тренировке баскетболистов и волейболистов……4

2. Игры для развития и совершенствования физических качеств и психомоторики……...6

Заключение ……………………………………………………………………………………..22








































1. ИГРА, КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ТРЕНИРОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.

Хорошо известно, что научиться играть в баскетбол и в волейбол совсем несложно. Для этого нужно всего лишь познакомиться с его правилами и владеть мячом. Однако для того, чтобы побеждать на соревнованиях одною это­го уже недостаточно. Участие в спортивных соревнованиях предъявляет го­раздо более высокие требования к занимающимся. Каждый из них должен не только владеть всеми приемами техники и тактики игры, но и обладать высо­ким уровнем развития психических и физических качеств, способностью на­стойчиво бороться за победу, преодолевая столь же энергичные противодей­ствия соперника. Поэтому тренировка должна носить ком­плексный характер и проводиться с помощью тех средств, которые лучше всего обеспечивают развитие необходимых качеств, приобретение специаль­ных знаний, умений и навыков.

Среди большого многообразия средств тренировки спортивных игр осо­бое место занимают подвижные игры. Несмотря на свою общеизвестность и кажущуюся простоту, игры обладают уникальным спектром педагогического воздействия, позволяющего решать весь комплекс образовательных, воспита­тельных и оздоровительных задач подготовки баскетболистов. Эта особен­ность подвижных игр обусловлена тем, что они являются родовыми предше­ственниками спортивных игр и, поэтому полностью воспроизводят их специ­фику. Более того, есть все основания считать, что подвижные игры представ­ляют собой наиболее адекватную модель спортивно-игровой деятельности. Поэтому использование игр позволяет максимально приблизить характер и содержание тренировки баскетболистов к реальным условиям игрового со­ревнования. Выгода от такого совпадения очевидна: она обеспечивает приоб­ретение таких качеств и способностей, которые более всего определяют эф­фективность тренировки. Именно поэтому девиз " тренируемся, играя!" считается важнейшим методическим правилом тренировки (и не только их одних).

Подвижные игры представляют собой универсальное средство педаго­гического воздействия, позволяющего не только совершенствовать физиоло­гические основы жизнедеятельности организма, и в первую очередь, анализаторно-синтетическую деятельность ЦНС, но и обеспечивающего овладение игровыми навыками в наиболее благоприятных для их формирования услови­ях.

Игровая деятельность вызывает целостную реакцию организма. Двига­тельная деятельность играющих протекает на фоне активизации интеллекту­ального и эмоционально-волевого компонента психической деятельности. Это позволяет использовать игры как средство активного формирования психомо­торики, развития интеллектуальных способностей и воспитания морально-нравственной основы личности занимающихся. Все это делает подвижные иг­ры универсальным и незаменимым средством педагогического воздействия. Только с их помощью может быть достигнута взаимообусловленная целост­ность психологических и физиологических компонентов двигательной дея­тельности, способствующая всестороннему развитию и формированию лич­ности занимающихся.

Эти принципиальные особенности подвижных игр позволили на их ос­нове создать два самостоятельных метода физического воспитания - игровой и соревновательный, которые в современных условиях оказались наиболее распространенными и составляют основу современной системы физического воспитания. Оба эти метода предполагают системное использование игр и иг­ровых, соревновательных упражнений, отличающихся наибольшей привлека­тельностью для всех контингентов занимающихся.

Игровой метод наиболее привлекателен для использования в занятиях с детьми и подросткам. Его применение обеспечивает положительный эмоцио­нальный отклик и постоянную высокую заинтересованность в выполнении за­даний. Состязательный характер игровых действий помогает формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным условиям, и способствует формированию морально-волевых качеств. Разнообразие игро­вых действий позволяет расширить и обогатить запас двигательных умений и навыков, повысить уровень развития физических качеств и уровень физиче­ской подготовленности. Взаимодействие играющих воспитывает коллекти­визм и помогает укреплению дружеских отношений между занимающимися. Но самое главное - это то, что с помощью игрового метода успешно решаются задачи начального обучения, закрепления и совершенствования техники и тактики спортивных игр. Это происходит в результате того, что подвижные игры обладают возможностью произвольной реконструкции своего содержа­ния, в нужной мере моделирующей изучаемую игровую ситуацию. В резуль­тате процесс изучения и закрепления проходит в точном соответствии с акту­альными возможностями занимающихся, и что самое важное, в полном един­стве тактического решения с его технической реализацией. Тем самым пре­одолевается разрыв между техникой и тактикой, мыслью и действием с мо­рально-волевыми и двигательными качествами. В то же время постоянные изменения игровой ситуации не позволяют жестко закреплять изучаемые приемы, приучая к их вариативному изменению, что является типичным для игровых приемов.

Особенно велика роль игр при обучении спортивным играм. Во-первых, с их помощью формируется оптимальная дидактическая система овладения игровым приемом. В начале осваивается в подвижных играх, затем шлифуется в специальных упражнениях и потом вновь закрепляется и совершенствуется в игре более сложного и приближен­ного к реальным условиям своего применения содержания. Этот путь иногда называют комплексным методом и описывается как "игра-обучение-игра". Во-вторых, с помощью системы подвижных игр, в которой реализуется ди­дактический принцип постепенности и последовательности усложнения, осу­ществляется общее знакомство и первичное изучение тактики, и техники спортивных игр. Не случайно такие игры выделены в особую группу и получили название "подводящих". Сегодня они представляют собой обязательный элемент начального обучения детей младших возрастных групп спортивным играм.

Наконец, следует подчеркнуть, что систематическое использование игр (игрового и соревновательного метода) позволяет осуществить заблаговре­менную психологическую подготовку занимающихся к реальным условиям спортивно-игрового соревнования. Уже в подвижных играх дети учатся кон­тролировать свои эмоции, подчиняться правилам и решениям судей, учатся действовать самостоятельно, инициативно и решать игровые задачи во взаи­модействии со своими партнерами. Но главное: они учатся действовать обдуманно и несуетливо, ибо в игре, как говорил П.Ф. Лесгафт: "Во всем мысль впереди ".

Эти качественные особенности подвижных игр являются незаменимым инструментом активного воздействия на все функции жизнедеятельности ор­ганизма, формируя их в полном соответствии со спецификой избранного вида спорта.


2. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПСИХОМОТОРИКИ

"РУЧЕЕК"

Игроки встают произвольно на площадке. Два игрока - капитаны - за лицевыми линиями поля, у одного в руках мяч. По сигналу водящие старают­ся попасть в игроков, которые выходят из игры. Водящие могут подавать сле­дующие команды:

"Ручеек" - водящий катит мяч по полю, а играющие должны пропустить мяч между ног, встав в колонну. Кто не успел - выходит из игры.

"Бомба" - водящий сильно кидает мяч в землю, и играющие садятся на "корточки". Кого мяч коснется, того выбили. Если мяч коснется пола, можно вставать.

"Свеча" - водящий называет игрока по имени, и бросает ему мяч. Игрок должен поймать мяч (и тогда получает "свечу"). Если он не поймал мяч, то выходит из игры.

"Камень" - мяч бросают так, чтобы его было удобно поймать. Если иг­рок не ловит, он выходит из игры и у него "сгорают" свечи.

ПРАВИЛА:

1. "Свеча" дает право остаться в игре. Если игрока выбили, то "свечу" можно отдать другому.

Во время бросков без команд можно ловить мяч и получать "свечи".

Если игрок выпускает мяч, все "свечи" сгорают и игрок выходит из игры.

Вt1604928044ab.jpg АРИАНТЫ: Игра двумя или несколькими мячами.





"ЗАЩИТА КЕГЛЕЙ"

Выбирается один водящий. На площадке чертится большой круг. Ос­тальные играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. В сере­дине круга расставляются пять кеглей так, чтобы одна находилась в центре, а четыре - по углам квадрата, каждая сторона которого равна одному шагу. Во­круг каждой кегли очерчивается кружок. У игроков, стоящих по кругу, имеет­ся мяч.

Играющие, перебрасывая мяч, стремятся сбить кегли, а водящий, за­щищая их, отбивает мяч в сторону играющих. Если кегля падает, водящий ставит ее на место, защищая в то же время остальные. Игра продолжается до тех пор, пока все булавы не будут сбиты. Место водящего занимает игрок, сбивший последнюю кеглю.

ПРАВИЛА:

Сбитые кегли водящий размещает в начерченных кружках.

При перебрасывании мяча, играющим не разрешается заходить за черту большого круга. Если игрок зайдет за черту, попадание не засчитывается и кегля ставится на место.

Если сбитая кегля вылетит из круга, водящий ставит ее на место.

4.Если все кегли будут сбиты очень быстро, круг можно расширить, и
наоборот.

"ПЯТНАШКИ"

Играющие распределяются по площадке. Выбирается водящий по пло­щадке, который старается запятнать игроков. Игрокам разрешается передви­гаться только приставными шагами, и повернувшись спиной к тому щиту, на половине которого они находятся. Запятнанный становится водящим и может ловить любого игрока, кроме запятнавшего его.

ПРАВИЛА:

Нельзя забегать за ограничительные линии баскетбольной площадки.

ВАРИАНТЫ: запятнанный игрок присоединяется к водящему и они продолжают водить вдвоем (втроем, вчетвером и т.д.). Игра продолжается по­ка не останется последний игрок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Ведущий должен внимательно следить за техникой передвижения спиной к щиту. Если того требует ситуация, необ­ходимо остановить игру и указать на допущенные ошибки.


"СУМЕЙ ДОГНАТЬ"

Игроки делятся на 2 команды и образуют круг. По сигналу начинают бег по кругу. По второму сигналу - каждый игрок должен догнать и дотро­нуться до игрока бегущего впереди; но не дать дотронутся до себя (запятнать) игроку бегущему сзади. Третий сигнал - игра заканчивается. Подсчитывается число запятнанных игроков. После этого все поворачиваются на 180 градусов и игра продолжается вновь.

ПРАВИЛА:

движение только оговоренным способом.

игроки, которых запятнали, поднимают руки.

выигрывает команда, которая больше запятнала игроков противника.

ВАРИАНТЫ:

1) передвижение прыжками на 1,2 ногах.

2) передвижение в приседе.

"БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ"

Из числа играющих выбирается "охотник " и бездомный заяц.

Остальные участники стоят в кругах, нарисованных мелом - "домик". "Бездомный заяц" по сигналу убегает от "охотника". Если он забегает в дом другого игрока, то тот становится "бездомным зайцем". Если "охотник" дог­нал "зайца", то они меняются ролями.

ПРАВИЛА:

1) расстояние между всеми игроками 3-5 метров.

пятнать можно только вне круга.

выигрывает тот, кого не поймали ни

t1604928044ac.png




"СВЕТОФОР"

Играющие располагаются на части площадки. На "дороге" стоит "милиционер". "Милиционер" называет какой-либо цвет. "Пешеходы", имеющие такие цвета - переходят дорогу на противоположную сторону, а те, у кого такого цвета нет - перебегают ее. Милиционер догоняет их, запятнан­ный становится "милиционером"

Ширина дороги 3-6 метров.

ПРАВИЛА:

цвет называть из исходного положения, стоя спиной к пешеходам.

пешеходы должны показать цвет, если он у них есть.

выигрывает тот, кто не был пойман.


"ПЯТНАШКИ ПО НОМЕРАМ"

Играющие делятся на тройки под номерами N1, N2, N3.

По сигналу:

1 хлопок - водит N3,

2 хлопка - водит N1,

3 хлопка - водит N2, водящий должен запятнать игроков своей тройки.
ПРАВИЛА:

водящий должен обязательно коснуться убегающего;

время водящих должно быть одинаковым (приблизительно - 1 минута);

3) выигрывает тот, кто успеет запятнать большее количество раз;


"ХИТРАЯ ЛИСА"

Играющие образуют круг. На расстоянии 6-8 метров от них находится нора лисы. По сигналу играющие закрывают глаза. Преподаватель дотрагива­ется до одного из них и тот становится "хитрой лисой". Затем по сигналу гла­за открываются, играющие внимательно смотрят друг на друга, не выдаст ли себя чем-нибудь "хитрая лиса". Затем все три раза хором спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?". После третьего раза "хитрая лиса" выходит на сере­дину круга, поднимает руку и говорит: " Я здесь" Все разбегаются, а " лиса" ловит. Запятнанный идет в "нору лисы".

ПРАВИЛА:

обязательно закрыть глаза;

движение начинать только после слов "лисы" " Я здесь";

если "лиса" выдала себя раньше, вопроса: "Хитрая лиса, где ты?", то назначается новая "лиса".

"ВЬЮНЫ"

Играющие распределяются на 2-3 команды по 6-10 человек и встают в колонну на линии старта. Перед каждой командой на равном расстоянии друг от друга расставляют несколько булав. Играющие держат друг друга за талию и по сигналу двигаются, обегая булавы до линии деления и обратно. Выигры­вает команда, которая вернется раньше и при этом не собьет булав.

ВАРИАНТ:

То же самое, но с ведением мяча направляющим. За касание булавы засчитывается штрафное очко.

"КРУГОВАЯ ОХОТА"

Играющие распределяются на две команды. Одна из них образует внешний круг, а другая внутренний круг. По сигналу все передвигаются бе­гом (прыжками, приставными шагами). По второму сигналу команда внешне­го круга разбегается, а другая старается, как можно быстрее запятнать убе­гающих. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, затратившая меньшее время для поимки соперников.

ВАРИАНТЫ:

Охотники пятнают мячом;

2) Все играющие владеют мячами и, убегая, ведут мяч;


"КАРАСИ И ЩУКА"

Все учащиеся - "караси " а двое водящих "щуки". "Щука" пятнает "карасей". Как только запятнали двух "карасей", они берутся за руки, образуя сеть. Теперь при беге по площадке "караси" должны пробегать через сеть, а "щука" стоит позади сети (в 5 - 6 м.) и ловит. Сеть образуют 5 -6 человек. "Караси", которых поймали позже, образуют круг - "корзину". Побеждает тот, кто будет пойман последним.

ПРАВИЛА:

бег только по сигналу;

"караси" обязаны пробегать через все препятствия;

игроки, образующие "сеть" не должны мешать пробегающим;

"щука" не может забегать в сеть;

t1604928044ad.png

ВАРИАНТЫ:

В зависимости от числа играющих, водящих может быть 2, 3.

"КОЛЕСО"

Выбирается водящий, а остальные делятся на 4 -6 равных групп. Каж­дая группа становится в колонну по одному лицом к центру круга. Водящий становится в стороне от "колеса". По сигналу водящий бежит вокруг "колеса", дотрагивается до любого игрока, стоящего последним и задержива­ется около него. Игрок, к которому прикоснулся водящий, слегка ударяет стоящего перед ним, тот передает "эстафету" касания дальше и так до впере­ди стоящего игрока. Почувствовав касание, впередистоящий игрок в колонне говорит: "Хоп" - и бежит справа или слева вдоль своей команды, выбегает за "колесо" и, обегая его, стремится быстрее вернуться на свое место. Все (в том числе и водящий), стоящие в его колонне, бегут за ним, по пути обгоняя друг друга, чтобы не остаться последним. Вся команда должна бежать только во­круг "колеса", обегая стоящих в колоннах игроков. Когда все играющие вер­нутся на место, игрок, оказавшийся в спице последним, становиться водящим. Побеждает игрок, который ни разу не водил.

ПРАВИЛА:

нельзя пробегать через круг;

нельзя толкаться и умышленно задерживать игроков;

t1604928044ae.jpg

"ПОЕЗД"

В игре участвуют не менее двух команд по 5 - 6 человек. Играющие располагаются в колонне по одному за линией старта. На расстоянии 10-12 метров от каждой команды устанавливается стойка (кегля, набивной мяч).

По сигналу направляющие стартуют, обегают стойку, возвращаются обратно и берут за руку следующего игрока. Далее задание выполняется вдвоем, втроем и т.д. Побеждает команда быстрее выполнившая задание.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

нельзя "расцепляться" во время бега;

каждый следующий игрок присоединяется к последующему в колон­не игроку;

ВАРИАНТЫ:

При передвижении разрешается держаться за пояс.

"ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ"

Команды делятся на 2 половины и располагаются напротив друг друга, на расстоянии 6-8 метров. По сигналу игрок № 1, держа в руках палку, стар­тует ко второй половине команды. Добегая до направляющего второй колон­ны, он протягивает конец гимнастической палки, а игрок, стоящий за направ­ляющим (№3) перепрыгивает через палку. После этого игрок № 1 идет в ко­нец колонны, игрок №2 стартует к противоположной половине команды, а иг­рок №3 остается на месте (направляющим).

Эстафета продолжается пока игроки вновь не займут свои первона­чальные места.

ПРАВИЛА:

стартовать с линии старта;

перепрыгивание через палку осуществляется за линией старта;

"ДОГОНИ ПАРТНЕРА"

Пары игроков располагаются вдоль лицевой или боковой линии один впереди другого на расстоянии 1,5-2 метра. Лицом в одном направлении. По команде игроки выполняют различные упражнения в быстром темпе, затруд­няющие старт для рывка (в полном приседе, в упоре лежа, с прыжкам.) По зрительному сигналу, подаваемому во время выполнения упражнений, первый игрок устремляется к противоположной линии (лицевой или боковой), второй игрок догоняет его. Если во время бега раздается свисток, партнеры выпол­няют рывок в обратном направлении, меняясь ролями: тот, кто убегал, стано­вится догоняющим. Игрок, догнавший противника, при первом рывке получа­ет 2 очка, при втором -1. Игра повторяется 6-8 раз.

ПРАВИЛА:

1) убегать и догонять разрешается только по прямой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Сигнал на изменение направления бега каждый раз дается в разное время. Через равное количество попыток игроки меняются местами. Расстояние между ограничительными линиями и стеной должно быть не менее 1,5-2 метра.

"НАЕЗДНИКИ"

Участвуют две команды по 11 человек в каждой. Игра ведется на бас­кетбольной площадке по парам (один партнер на плечах другого). У каждой команды получается пять пар и один свободный игрок.

Игроки команды, завладевшей мячом, стремятся забить его в кольцо противника, используя ведение, передачи, перехваты, подбор и т.д. Свобод­ный игрок имеет право играть с остальными, кроме выполнения заключи­тельного броска в корзину. Право делать это имеют только "наездники". Игра состоит из двух таймов по 5 минут. Побеждает команда, игроки которой на­берут большее количество очков.

ПРАВИЛА:

1) игра проводится по основным правилам игры в баскетбол.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: В процессе игры участники имеют право меняться ролями в любой момент. В судействе особое внимание обратить на пробежки.

"БОРЬБА ЗА КУБИКИ"

Играющие делятся на 2 команды. Позади каждой команды - город, где размещаются предметы. По сигналу играющие должны перенести кубики противника в свой " город".

ПРАВИЛА:

игрока противника можно пятнать, если он находится в "чужом по­ле". В "городе " ловить нельзя.

если игрока запятнали, он остается на том же месте, где его запятна­ли, пока его не выручат;

вырученным считается игрок, если его коснулся игрок своей коман­ды, которого не запятнали;

если игрока запятнали с кубиком, то кубик возвращается в "город".

выигрывает та команда, у которой больше кубиков;

"ВОЛК, КОЗА, КАПУСТА И ХОЗЯИН"

Играющие распределяются по 4 человека и располагаются за линией старта в колоннах:

игрок № 1 - "хозяин "

игрок № 2 - "волк"

игрок № 3 - "коза"

игрок № 4 - "капуста"

Условия для игроков: "Хозяин" должен переправить на противополож­ный "берег" "волка", "козу" и "капусту"; перевозить можно только одного из трех, чтобы оставшиеся не могли "съесть" друг друга.

ПРАВИЛА:

обсуждение командой не более одной минуты;

выигрывает та команда, которая финиширует первой и правильно выполнит задание.

"ОХОТНИКИ И ЛИСИЦЫ"

Все игроки - "лисицы". Один игрок "охотник" (у него отличительный знак). "Охотник" становится в центр площадки, "лисицы" окружают его. "Охотник" подбрасывает мяч вверх и громко считает — "раз, два, три" На счет "три" "лисицы" разбегаются в разные стороны, а "охотник" стремится попасть мячом в одну из них. Тогда эта " лисица" становится его помощни­ком и тоже получает отличительный знак. Теперь они вдвоем пятнают мячом лисиц". Каждый раз "лисица ", которую запятнали, присоединяется к "охотнику", становясь его помощницей. Когда у охотника будет 3 - 4 помощ­ника, не пойманным "лисицам" разрешается перебрасывать мяч между собой с тем, чтобы "охотник" и его помощники не могли им овладеть. Те, в свою очередь, стараются отобрать мяч у "лисиц" и запятнать их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все "лисицы", последняя становится "охотником".

ПРАВИЛА:

"Лисица" забежавшая за пределы площадки, считается пойманной и выбывает из игры.

Каждая "лисица" имеет отличительный знак (или повязку).

3. С мячом в руках разрешается сделать не более двух шагов.

"СКАКУНЫ"

На одной стороне площадки (8 х 8м) проводится черта "дома" команды "скакунов ". Играющие делятся на две команды, каждая команда выбирает себе капитана. Капитаны бросают жребий, чтобы установить, члены какой команды должны быть " скакунами ".

"Скакуны " становятся в шеренгу у черты своего "дома". С одного края шеренги стоит капитан, с другого - очерчивают место для пленников. Другая команда - "бегуны" - разбегается в пределах площадки.

Капитан "скакунов " посылает одного игрока в поле. Тот скачет на одной ноге и старается поймать "бегунов ". Капитан следит за "скакунами" и через 10-15 секунд кричит ему "домой!", или подает другой условный сигнал. По сигналу "скакун " возвращается на свое место, а вместо него в поле отправляется следующий игрок ( по очереди или указанию капитана). Таким образом "скакуны" все время меняются. Пойманные игроки попадают в плен к "скакунам". Игра заканчивается, когда все "бегуны " будут- пойманы; затем команды меняются местами. Побеждает команда, затратившая меньше времени.

ПРАВИЛА:

"скакуны" выходят на поле на одной ноге.

нельзя выбегать за пределы площадки. Игрок, нарушивший это правило, считается пленным.

если "скакун" находясь в "поле", оступился или переменил ногу, он возвращается в "дом".

капитан " скакунов" тоже ловит "бегунов", выходя в поле по своему усмотрению".

если "скакун " увлекся ловлей и устал, командир должен отозвать его с поля.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Для равномерного участия в игре в на­чале рекомендуется выпускать в поле слабых игроков. Размеры поля должны соответствовать силам играющих.

ВАРИАНТЫ: игра проводится на время. В этом случае выигрывает команда, сумевшая за установленное время поймать больше "бегунов".

"КОМАНДНАЯ ГОНКА"

Играющие распределяются по командам. У каждой команды мяч. Команды располагаются в колоннах на стартовой линии. По сигналу вес принимают положение упор лежа, образуя "тоннель". Направляющий игрок (с мячом) стоит лицом к "тоннелю". По сигналу он прокатывает мяч в "тоннель" и принимает исходное положение. Замыкающий игрок ловит мяч, дает условный сигнал, по которому все принимают положение упор лежа. Замы­кающий прыжками на двух ногах, держа мяч в руках, перемещается на место направляющего, затем дает условный сигнал и катит мяч в "тоннель". Сам принимает положение упор, лежа и т.д., пока вся команда не выполнит зада­ние.

ПРАВИЛА:

игра заканчивается, когда вся команда выполнит задание;

прыжки осуществляются на 2 ногах;

"ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКИМИ ПАЛКАМИ"

Все распределяются по пятеркам. 4 человека держат 2 гимнастические палки, а пятый принимает положение упор, лежа на двух палках. Пятерки

располагаются за линией старта. По сигналу все стартуют до ограничительной линии, где меняются ролями. Затем снова перемещаются до линии старта и так до тех пор, пока каждый игрок не выполнит функцию игрока №5.

ВАРИАНТЫ: упор, лежа лицом; упор, лежа спиной.


"ЭСТАФЕТА СО СКАМЕЙКОЙ"

ВАРИАНТ :

Две команды (по 6-8 человек) выстраиваются в колонну по одну сторо­ну скамейки за линией. По сигналу игроки берут скамейку и поднимают ее над головами. Держа скамейку в таком положении, по свистку пробегают оп­ределенное расстояние, обегают предмет (стойку, булаву) и возвращаются на исходный рубеж. Побеждает команда, проделавшая это быстрее.

ПРАВИЛА:

1) обегать предметы с заранее установленной стороны.

ВАРИАНТЫ: один из игроков в команде, стоящий в середине сгибает ноги. Остальные несут его вместе со скамейкой. После каждой пробежки роль выполняет новый игрок.

ВАРИАНТ 2

Держа скамейку над головой, по сигналу игроки начинают перемещать ее назад за голову. Как только игрок освободился от скамейки, он должен пробежать вдоль своей команды, в конец колонны и успеть удержать скамей­ку спереди, участвуя в ее продвижении.

Выигрывает команда быстрее переместившая скамейку за линию фи­ниша.

ВАРИАНТ 3

В эстафете участвуют команды с четным количеством человек. Играю­щие располагаются в шеренгу за скамейкой, лицом по направлению движе­ния.

По свистку два игрока из обеих команд, стоящие ближе к краям ска­мейки, берут ее и переносят на противоположную сторону, за ограничительную линию. Ставят ее и бегом возвращаются обратно. Передают эстафету двум следующим игрокам, а сами становятся в середину шеренги. Следующая пара бежит за скамейкой и приносит ее за исходную линию. И т.д.

Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

ВАРИАНТЫ:

скамейку "утяжеляют" 2-3 набивными мячами. При этом мячи не разрешается ронять.

ВАРИАНТ 4

Играющие строятся в колонны боком по направлению движения. С пра­вой (или с левой) стороны от каждой команды находится гимнастическая скамейка.

По сигналу игроки команд наклоняются вправо (или влево) и, взяв ска­мейку обратным хватом, поднимают ее над головой и, переведя на другую сторону, опускают на пол. После этого игроки перепрыгивают (перешагивают) через скамейку и их действия повторяются.

Эстафета заканчивается, когда одна из команд переместится с одной стороны площадки на другую. Побеждает команда, выполнившая задание бы­стрее.

"ЭСТАФЕТА В ПАРАХ"

ВАРИАНТ 1

Все распределяются на равные пары и встают за линию старта, откуда по сигналу перемещаются к линии финиша. Игрок №1 принимает положение упор, лежа сзади, руки - через обруч, на животе - мяч. Игрок № 2 держит об­руч. Перемещение в упоре лежа сзади, лицом или спиной вперед. В опреде­ленной точке происходит смена ролей.

ВАРИАНТ 2

Игрок № 1 прыгает на одной ноге и выполняет ведение мяча. Игрок № 2 прыгает на двух ногах, держит ногу игрока №1.

"ЭСТАФЕТА В ТРОЙКАХ"

Все распределятся тройкам и располагаются за линией старта. По сиг­налу тройки бегут до линии (расстояние 6-9 метров), где меняются ролями, и возвращаются к линии старта, там еще раз меняются ролями и финишируют на линии.

ВАРИАНТЫ:

а) один игрок бежит, двое прыгают;

б) переноска игрока;
в) бег на 5 ногах;

г) "тачка" (один игрок занимает положение упор лежа, второй берет его за ноги);

ПРАВИЛА:

каждый игрок должен побывать в каждой роли;

смена осуществляется за ограничительной линией;

"БОРЦЫ"

Чертится круг диаметром 4- 6 шагов. Играющие, выбрав двух команди­ров, делятся на две равные команды и становятся вне круга. Каждая команда высылает своего игрока в круг. Находящиеся в круге начинают вытеснять друг друга заранее условленным приемом простой борьбы. Тот, кому удается вытеснить из круга противника, выигрывает очко для своей команды. Затем в круг высылают вторую пару борцов, затем третью и т.д.

После того как все играющие приняли участие в борьбе, игра заканчи­вается. Победительницей считается команда, набравшая большее количество очков.

ПРАВИЛА:

начинать борьбу по команде;

бороться только установленным способом;

побежденный тот, кто обеими ногами стоит за линей круга. Вынос одной ноги разрешается;

если борец, вытеснив противника из круга, сам не удержался в нем и встал обеими ногами за его пределами, результат борьбы считается ничейным и очки не начисляются.

чтобы не снижалась плотность занятия, можно очертить два круга и одновременно проводить в них борьбу.

"ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПО ЧЕТЫРЕМ УГЛАМ"

Берется толстая бечевка длиной 6-8 метров (концы связываются) и кла­дется на пол в виде четырехугольника. На расстоянии 3-4 метра от каждого угла бечевки ставится брусок (или другой предмет). Играющие рассчитыва­ются по четыре. Первые четыре игрока берутся за углы бечевки (по догово­ренности) правой или левой рукой. По сигналу начинают тянуть бечевку каж­дый в свою сторону, чтобы не отпуская бечевки, дотянуться до бруска и под­нять его. Кто раньше схватит брусок, тот и выигрывает. Затем идет следую­щая четверка и т.д. В заключение игры провести соревнование между победи­телями в каждой четверке.

ПРАВИЛА:

брусок должен находиться на равном расстоянии от каждого игрока.

если игрок во время перетягивания отпустит бечевку, он выходит из игры и на его место становится другой.

"НЕ УРОНИ КЕГЛЮ"

На площадке чертится круг. Кегли ставятся в середине круга следую­щим образом: четыре по углам, образуя квадрат, на расстоянии шага друг от друга, и одна в центре. Играющие становятся по кругу и крепко держатся за руки.

По сигналу играющие, не разрывая рук, начинают втягивать соседей в середину круга, стараясь натолкнуть их на стоящие кегли. Чтобы не свалить кегли, игроки, оказавшиеся в середине, перешагивают через кегли и баланси­руют между ними. Игрок, сваливший кеглю, выбывает из игры. Если игроки

во время игры расцепят руки, то оба выбывают из игры. Как только свалена кегля или разъединились руки, игра останавливается. После ухода игроков, допустивших ошибку, игра продолжается. Таким образом, число играющих все время уменьшается. Оставшийся игрок считается победителем.

ПРАВИЛА:

игра начинается и останавливается по сигналу;

втягивать игроков в середину круга можно только руками, не прибе­гая ни к каким другим способам;

"КТО КОГО ПЕРЕТОЛКНЕТ"

Занимающиеся делятся на две команды. Каждая команда строится в шеренгу, взявшись под руки. Затем команды становятся спиной вплотную друг к другу. По сигналу каждая команда оказывает давление на команду со­перников и старается сдвинуть ее с места. Выигрывает команда, которая сдвинет шеренгу соперников на несколько шагов. Если фланги сдвинутся равномерно, объявляется ничья. Команда, цепь которой разорвется, считается проигравшей.

"ПЕРЕТЯГИВАНИЕ В ПРЫЖКЕ"

Участвуют две команды, которые выстраиваются в шеренгах лицом друг к другу на равном расстоянии от центральной линии. Каждый игрок зна­ет своего соперника из другой команды.

По сигналу играющие сгибают правую (левую) ногу в колене и придер­живают ее за голень. По второму сигналу игроки каждой команды начинают прыжками продвигаться вперед. Встретившись у центральной линии, сопер­ники подают друг другу правые руки и, по-прежнему прыгая на одной ноге, стараются перетянуть противника через линию на свою сторону. Если это удается сделать, то команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, на­бравшая большее количество очков.


ПРАВИЛА:

1) нельзя вставать на две ноги до окончания поединка;

2)нельзя падать, оказывая воздействие на противника;
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

при повторении игры участники прыгают на другой ноге.

"БОРЬБА В КВАДРАТАХ"

Чертят три квадрата со сторонами 1,2,3 метра. Размер первого 3x3м., второго 2x2м., третьего 1x1м.

В большой квадрат капитаны вызывают четырех игроков. Каждый из них сгибает одну ногу, руки располагает за спиной. По сигналу участники на­чинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из круга, стараясь не вставать на вторую ногу. Победитель остается в квадрате. Трое побежденных переходят в соседний квадрат, и продолжают борьбу. Оставшиеся двое закан­чивают поединок в малом квадрате. Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает 4 очка, во втором - 3, в третьем - 2, выбывший -1 очко. После этого в борьбу вступает новая четверка игроков и также определяется победитель. Сильнейшие участники могут, затем встретиться в финальном поединке

ПРАВИЛА:

нельзя снимать руки со спины,

нельзя вставать на две ноги

ВАРИАНТЫ: начать игру, можно вызвав в первый квадрат по два игро­ка из каждой команды, которые должны попытаться совместными усилиями вытолкнуть из квадрата соперников.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Если занимающихся много, можно на­чертить несколько серий квадратов. Тогда начинать борьбу смогут одновре­менно по 8-12 человек.


"ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ"

Игроки выстраиваются в колонну по одному на середине площадки и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые -другая. По обеим сторонам играющих на расстоянии 5-6 метров разложены мячи: справа - набивные, слева - баскетбольные. Мячей вдвое меньше, чем играющих.

По сигналу, играющие выполняют различные несложные движения на линии (руки в стороны, присесть, встать, на месте шагом). Затем тренер про­износит по слогам одно из слов. Если это "вороны ", то на слог "ны " все бе­гут к набивным мячам, если же "во-ро-бьи", то при произнесении последнего слога все игроки бегут к баскетбольным мячам, стараясь опередить игроков противоположной команды.

За каждый мяч команде начисляется выигрышное очко. Игра проводит­ся 7-9 раз, после чего подсчитывается количество принесенных игроками оч­ков и определяется победитель.

ПРАВИЛА: нельзя толкаться и хватать за руки.

ВАРИАНТЫ: для участников более старшего возраста и физической подготовленности: за линией, где, расположены мячи, чертятся дополнитель­ные линии на расстоянии 5-6 метров.

t1604928044af.jpg

Целью играющих является не только овладеть мячом, но и пересечь с ним следующую линию. Игроки противоположной команды стараются ото­брать мяч: вырвать или выбить его. Очко получают лишь те игроки, которые сумеют пересечь последнюю линию с мячом.























Заключение

Включенные в настоящий сборник игры, несомненно, не могут претендовать на полное представительство всего богатства этих ничем незаменимых средств тренировки баскетболистов и волейболистов. Они всего лишь создание представления о наиболее типичных формах решения основных педагогических задач при подготовке баскетболистов и волейболистов. Таких – бесчисленное множество. Более того, в результате педагогического творчества тренеров и специалистов они непрерывно обогащаются. Поэтому одной из важных задач совершенствования системы тренировки баскетболистов и волейболистов следует считать непрерывный поиск и популяризацию оригинальных форм их игровой тренировки. От этого выигрывают не только сами специалисты, которые получают в свои руки бесценный материал для повышения эффективности своей профессиональной деятельности, но главным образом в выигрыше окажутся сами спортсмены. Широкое разнообразие средств тренировки, их привлекательность и эмоциональность, вариативность применения и полная идентичность соревновательной деятельности баскетболистов значительно (если не сказать многократно) повышает эффект тренировки. Игровой метод всегда был и останется непревзойденным методом совершенствования в спортивно-игровых видах спорта. Его преимущество в том, что он позволяет почти полностью воспроизводить условия реального спортивного соревнования, являющиеся наиболее мощным фактором формирования игровых знаний, умений и навыков. И именно поэтому игровой метод всегда остается доминирующим на всех этапах многолетней подготовки баскетболистов. Однако его успешное применение зависит не только от числа используемых игр в тренировке, но главное – от их соответствия уровню подготовленности занимающихся. Это значит, что для каждого конкретного случая имеется своя наиболее адаптированная форма игрового соревнования. И задача тренера видеть эту конкретную задачу и уметь правильно подобрать новую или видоизменять известную ранее игру, чтобы успешно решить стоящую перед ним дидактическую задачу.

Реализация принципа управляемой игровой среды, решаемого с помощью грамотного использования всего богатства игр, обеспечит разностороннюю и высоко эффективную подготовку баскетболистов и волейболистов во всех возрастных групп.












































































24


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.