Игровые методы обучения в педагогической практике с детьми ЗПР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колыванская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Учитель английского языка
Мавринская Ю.Ю.
Игровые методы обучения в педагогической практике
С детьми ЗПР
Колывань 2025 г.
Игра-это огромное светлое нежное,через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра-это игра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игра родилась и живёт вместе с человеком. Развитие человека с детства невозможно без игры, как модели любой деятельности, воспроизведения отношений между людьми. Игра как стимул развития ребёнка является необходимым этапом для уверенного взаимодействия с предметным миром.
Игра развивает когнитивные, социальные навыки, способствует физическому развитию и развитию эмоциональной сферы.
Проблема игровой деятельности изучалась К. Гроссом, П.П. Блонским, и разрабатывалась Л.С. Выготским, К.Д. Ушинским, Д.Б. Элькониным и другими учёными.
М.Ф. Стронин предложил классификацию игр при обучении иностранному языку , туда входят грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры, а также творческие игры, среди которых выделены аудитивные и речевые игры.
При работе с детьми ЗПР уместно и необходимо использовать
Дидактические игры
Орфографические игры
Игры развивающего воздействия
Игры социализирующего воздействия
Дидактические игры
Обучающая игра, направленная на усвоение фонетики, морфологии, частей речи, синтаксиса помогает ребёнку с ЗПР запомнить звучание и написание слов, а также выучить правила построения разных типов предложений.
Всем необходимо запомнить спряжение глагола to be.
I am
You are we are
He is you are
She is they are
It is
Одна группа детей получает карточки с напечатанными на них местоимениями, желательно яркого цвета. Вторая группа детей получает карточки с напечатанными на них глаголами. Группы строятся напротив друг друга.Каждый смотрит на свою карточку. Начинают игру дети, которым достались карточки с местоимениями. По-очереди они показывают стоящим напротив свои карточки. Дети, у которых в руках карточки с глаголами, должны подойти к тем у кого в руках соответствующее местоимение и создать пару местоимение+ глагол. Каждая пара должна прочитать конструкцию и назвать перевод. Ошибки исправляются, игра продолжается до тех пор, пока задание не будет выполнено правильно. Затем дети записывают правило спряжения в тетради.
Орфографические игры
Обучение письму является нелёгким делом для ребёнка с ЗПР, если речь идёт о родном языке, не говоря уже об иностранном. Орфографические игры призваны развить и закрепить навык письма при использовании знакомой лексики. Для тренировки правильного написания слов наиболее удачными играми являются деление слов в колонки по звуку и сбор слова из рассыпанных букв.
Звуки в корне слова [u], [o], [ai],[i], [e] в новых и знакомых словах запоминаются лучше, если их записывать в колонки согласно звучанию.
Игры развивающего воздействия
(речь, мышление, память)
Подбери прилагательное к существительному
Детям предлагаются слова на доске в двух колонках.Нужно подобрать подходящее прилагательное и составить словосочетание прил+сущ.
Вставь в текст недостающие слова
В несложном тексте пропущены слова и напечатаны внизу под чертой. Задача-правильно вставить слова в пропуски текста. Также в тексте могут быть пропущенные буквы.
Дополни историю
Для детей с ЗПР удачной формой работы является создание монолога об описании внешности и характера персонажа.Ребёнок вынужден назвать и перечислить характерные черты внешности и особенности персонажа, тем самым закрепляется употребление лексики и некоторые грамматические конструкции.
Игры на развитие памяти
Память у ребёнка с ЗПР к сожалению кратковременна и не всегда удерживает детали, поэтому все игры на развитие памяти направлены на поиск сходства, ассоциации, на побуждение ребёнка к поисковой самостоятельной деятельности.
«Словарная змея»
Обучающиеся получают напечатанные без пробелов слова и должны «разделить» длинное слово на отдельные.
«Убери лишнее»+»Чего не хватает?»
Ребёнку или группе учащихся предъявляется картинка с изображёнными предметами и карточки со словами по определённым темам. Необходимо сопоставить названия предметов с изображениями и исключить лишнее.
Игра похожа на «убери лишнее в ряду слов , только используются ещё и изображения.
В игре «Чего не хватает?»необходимо добавить недостающие изображения и подписи в большую картинку.
Ролевые и деловые игры
(подготовка к социальной жизни детей с ЗПР)
Ролевые и деловые игры для ребёнка с ЗПР являются средством развития и адаптации к жизни. Алгоритмы и речевые клише позволяют решать коммуникативную задачу в стандартной ситуации, с которой ребёнок встречается в повседневной жизни. Это диалоги «В магазине» (продавец-покупатель), в кафе, на улице города, на почте, покупка и заказ билетов, посещение больницы и т.п.
Деловые игры
Способствуют активизации мышления и учат моделям поведения, продуктивному взаимодействию между собой. В ходе деловой игры класс делится на группы, каждая группа обычно получает задания на карточках и свои роли. Чтобы облегчить задачу построения диалога, на карточке можно написать слова-опоры, словосочетания, речевые модули. Детям необходимо разъяснить, какого результата нужно достичь при решении коммуникативной задачи. Каждый участник, либо группа выступают по-очереди, строят диалог.
Педагог консультирует,подсказывает, поощряет за проявление креативного мышления и инициативы. Учитывая что многие имеют логопедические проблемы, дети с ЗПР стесняются высказывать своё мнение, деловая игра внутри классного коллектива, если её проводить периодически, может помочь побороть застенчивость, придать ребёнку уверенность в своих силах.
Принципы игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, необходимо соблюдать во время работы.
В игре применяются принципы активности, наглядности, коллективности, проблемности, а также целеустремлённости и динамичности.
Результаты продуктивной и репродуктивной деятельности ребёнка с ЗПР могут отличаться от результатов нормотипичных сверстников. Поэтому от выбора инструментария, дидактических материалов, темпа подачи учебного материала зависит успех в обучении ребёнка с ЗПР.
Литература
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М.Просвещение, 2001 г.
Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. М: Центр современных гуманитарных исследований 2003г.
Эльконин Д.Б. Психология игры-М, Педагогика 1978г.