12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Краева Елена Васильевна44
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Методическая разработка

Игровое пособие

«СЕНСОРНЫЕ ДОРОЖКИ»

Автор: Краева Елена Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Описание игрового пособия


Актуальность: Одной из главных задач детского сада является обеспечение наиболее полного сенсорного развития воспитанников с учетом их возрастных особенностей, а также подготовка к успешному обучению в школе.

Сенсомоторное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, а также развитие мелкой моторики рук. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Также одной из задач в раннем и дошкольном возрасте является задача по развитию речи ребенка. Ученые, доказали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На руках находится множества активных точек, стимулирующих работу мозга. Поэтому очень важно, чтобы движения рук, особенно движения пальцев, были разнообразными, координированными. Задача педагога сделать такую тренировку пальцев интересной и разнообразной.

Для решения вышеобозначенной проблемы было изготовлено игровое пособие «Сенсорные дорожки».

Название игрового пособия: «Сенсорные дорожки».

Возраст детей: 3-7 лет.

Цель: развитие у детей сенсомоторики, познавательной деятельности.

Задачи:

 Развивать тактильное восприятие.

Развивать мелкую моторику, координацию движений кистей и пальцев рук, содружественные (одновременные) движения пальцев обеих рук.

Закреплять представления детей о животных.

Развивать речь, обогащать словарный запас существительными и прилагательными, осуществлять звукоподражание.

Закреплять навыки счета и сравнения количества предметов между собой.

Развивать навыки ориентировки на плоскости, зрительно-моторную координацию.

Развивать внимание, зрительное восприятие (цвет, форма, величина).

Развивать умение разыгрывать несложные сюжеты по замыслу.

Форм ировать умение выполнять действия по инструкции.

Описание игрового пособия:

Игровое пособие «Сенсорные дорожки» сделаны из фетра и разных по фактуре сенсорных материалов, которые легко можно обрабатывать (стирать). Каждая из сенсорных дорожек представляет определенный сюжет и содержит такие материалы, как: разные по размеру, фактуре, форме и цвету пуговицы, лента, веревочки, бусины и т.д. (Приложение 1).

В игровое пособие входят дидактические карточки, в которых имеется короткое стихотворение для привлечения внимания детей, чтения во время «прошагивания», заучивания наизусть; задания для «прошагивания» пальчиками в определенных направлениях (например, «Помоги герою…»); задания для счета (например, «Сосчитай сколько…») (Приложение 2).

Сенсорные дорожки используются для работы правой и левой рукой, а так же для выполнения содружественных одновременных движений.

Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную.

Пособие может быть использовано для развивающей работы с детьми в семье, в дошкольных образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования.

Этапы работы с игровым пособием:

Первый этап: знакомство с ритмом стихотворения, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда ребенок усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе с сенсорными дорожками.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинаем работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами.

Усложнение задания – постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

«Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги».

На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок (Приложение 3).

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения.

Четвертый этап: одновременное выполнение разнотипных движений пальцами рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

В процессе каждого этапа можно выполнять задания с дидактическими карточками.

Литература:

Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 13. – С.424

Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2005. – С.95

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: Издательство: КОРОНА-ВекГод, 2007. – 32 с.​​​​​​​

Приложение 1.

t1696780817aa.jpg

Фото 1. «Сенсорные дорожки»

Приложение 2.

t1696780817ab.jpg
Фото 2. Дидактические карточки к игровому пособию «Сенсорные дорожки»

Приложение 3.

t1696780817ac.jpg 

t1696780817ae.jpg

​​​​​​​t1696780817af.jpgФото 3. Выполнение заданий детьми с игровым пособием «Сенсорные дорожки»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.