II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку родительского собрания «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»
Конспект родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости школьников».
Цель:
- познакомить родителей с понятиями «стресс», «стрессоустойчивость»,
- научить различать детские реакции на стрессовые ситуации;
- дать советы как поддерживать контакт с ребёнком, который находится в стрессовом состоянии;
- советы по формированию стрессоустойчивости ребёнка.
Оборудование: презентация, маркер для маркерной доски, раздаточный материал.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о важной теме «Формирование стрессоустойчивости школьников». Каждый из Вас наверняка не раз встречался со стрессовыми ситуациями, и Вы понимаете, как важно выработать в себе стрессоустойчивость. Школьники так же, как и мы с Вами подвержены стрессам, тревожности и страхам. Поэтому нельзя преуменьшать важность формирования стрессоустойчивости в школьном возрасте.
Что же такое стресс?
Стресс (от англ. слова stress – напряжение, давление) - реакция организма в ответ на очень сильное действие (раздражитель) извне. В целом стресс – это нормальная реакция здорового человека, защитный механизм нашего организма. Возникновение стресса означает, что человек, в частности ребёнок, включилась в определённую деятельность, направленную на противодействие опасным для него воздействиям. Во время стресса происходят глобальные психофизиологические, биохимические изменения в организме, направленные на мобилизацию и адаптацию к ситуации (стрессора).
Стресс не вреден тогда, когда ребёнку удаётся быстро избежать стрессового влияния или адаптироваться к нему. Однако способность к адаптации не безгранична. В случае если интенсивность воздействия стрессора и продолжительность стресса превышают возможности организма противодействовать, если воздействие имеет резко негативный характер, такое состояние называют дистрессом (состоянием хронического стресса). Дистресс вызывает дезадаптацию - состояние чрезмерного психического – эмоционального и мышечного напряжения, нарушения деятельности внутренних органов и поведения.
Стрессоустойчивость - это такое сочетание личностных качеств человека, что позволяет ему выдерживать стрессовые ситуации, избегая негативных последствий как для жизнедеятельности, так и для окружения.
В исследованиях стрессоустойчивость рассматривают как качество личности, состоящее из следующих компонентов:
- психофизиологическое качество - тип, свойство нервной системы;
- мотивация - это сила мотивов, которая в значительной степени определяет эмоциональную устойчивость. Человек проявляет ее в разной степени в зависимости от того, какие мотивы побуждают к активизации. Изменяя мотивацию, можно, соответственно, увеличить / уменьшить стрессоустойчивость;
- опыт личности, накопленный во время преодоления негативных воздействий экстремальных ситуаций;
- сознательная саморегуляции действий в соответствии с ситуацией;
- готовность личности к выполнению тех или иных задач;
- оценивание и определение условий ситуации, прогнозирование ее возможных изменений, принятие решений о способах действий.
Для того, чтобы сформировать стрессоустойчивость родителям важно понимать, как ведёт себя ребёнок в стрессовых ситуациях.
Когда в нашу жизнь врываются различные стрессовые факторы, то запускаются автоматические телесные реакции. Наш разум начинает функционировать ради выживания, генерируя реакции, направленные на реализацию программы «бороться или спастись бегством» (ее ещё называют реакцией «бей или беги»). В таких ситуациях работает так называемый «мозг ящерицы» (лимбическая система), сформировавшийся у человечества миллионы лет назад. Это очень важная часть мозга: именно она быстро реагирует на опасность и обеспечивает наше выживание. Когда угроза минует, мозг прорабатывает информацию и объясняет случившееся. Так мы получаем опыт.
Выживание ребёнка напрямую зависит от его родных и близких взрослых, а также от того, как они помогают ему справиться со стрессовыми эмоциями. И чем меньше ребёнок, тем больше помощи от родителей ему потребуется в «проработке» стрессовых ситуаций и формировании стрессоустойчивости, ведь зона мозга, которая за это отвечает, ещё не сформирована, а «мозг ящерицы» является доминирующим инструментом реагирования. Именно поэтому нам прежде всего необходимо успокоить «мозг ящерицы» ребёнка, а уж потом говорить с ним.
Представим схему работы мозга ребёнка в стрессовой ситуации на презентации.
Данная схема представлена в книге «Хватит истерик!» (Дэниел Сагель и Тина Брайсон). Я считаю, что она может помочь Вам понять, как реагирует Ваш ребёнок на стресс. Когда у ребёнка бушуют эмоции (лимбическая система в действии) – мышление не работает. Нотации взрослых не срабатывают. Чтобы ребёнок вас услышал, сначала ему надо успокоиться. Не поучайте «ящерицу» и не проявляйте агрессию в отношении неё, потому что она вас примет как угрозу и будет защищаться. Успокойте «ящерицу». В состоянии покоя включается мышление - и ребёнок становится готовым к диалогу и усвоению урока.
Мы должны признать, что испуганный ребёнок - это сильно испуганный человек, у которого все реакции продиктованы инстинктами! Чем меньше ребёнок, тем больше его состояние определяет состояние родителей. То есть для детей в младшем школьном возрасте очень важным для преодоления стрессовых ситуаций является ваше стабильное состояние и то, как вы сами преодолеваете стресс. Так что сосредоточьтесь на стабилизации собственных эмоций и восстановлении безопасной связи с ребёнком, будьте доступны и откликайтесь на призыв ребёнка. Постепенно он станет более стрессоустойчивым и сможет самостоятельно регулировать свои эмоции.
Для того, чтобы успокоить «мозг ящерицы», а уж потом говорить с ребёнком, необходимо выполнить простые действия, основанные на системе привязанности между родителями и детьми.
Вам нужно как бы «подключиться» к ребёнку и «перевести» его в свой спокойный режим. Используя метафору, необходимо своим внутренним градусом отрегулировать температуру ребёнка: согреть, если градус упал, и ребёнок обессилен и дрябл, или же, наоборот, остудить, если эмоциональная температура ребёнка повышена, и ребёнок возбуждён и слишком активен.
Но сначала нужно наладить контакт с ребёнком. Для этого есть пять простых способов:
Безопасные прикосновения (нежные, заботливые, отзывчивые и комфортные для ребёнка). Ребёнок расслабляется и обмякает в объятиях заботливого взрослого.
Зрительный контакт (длительный и удобный). Этот тип контакта является одним из признаков надёжной привязанности. Ребёнок от взрослого получает сигнал «с этим человеком мне хорошо, вместе мы справимся, все хорошо и надёжно».
Речевой контакт (мягкий, спокойный и мелодичный голос). Взрослый успокаивает и стимулирует ребёнка с помощью своего голоса.
Эмоциональная чувствительность (считывание сигналов о состоянии ребёнка без слов). Родители замечают минимальные изменения в поведении и виде ребёнка. Это и является родительской интуицией. Часто родителям необходимо просто успокоиться, и система «считывание ребёнка» подскажет, как действовать.
Взаимодействие в игре (взрослый использует воображение и играет с ребёнком). Игры – один из самых естественных способов взаимодействия с ребёнком.
Я подготовила несколько советов для формирования стрессоустойчивости школьников, которыми Вы можете воспользоваться:
- говорите ребёнку, что он особенный, что Вы его очень любите, что ребёнок очень способный, что Вы им гордитесь, что у него все получится;
- ограничьте пребывание ребёнка за компьютером, особенно до восьми лет. Компьютерные игры часто вызывают негативные эмоции у детей, что расшатывает их психику и делает подверженными стрессу;
- не позволяйте ребёнку смотреть и слушать то, что, по вашему мнению, не является образцом для подражания;
- ежедневно уделяйте внимание ребёнку, разговаривайте с ним, чётко проговаривая слова, грамотно строя предложения. Показывайте ребёнку пример поведения в стрессовых ситуациях. Если кто-то на улице Вам нахамил или пролез перед Вами в очереди – не кричите в ответ, постарайтесь реагировать спокойно и вежливо;
- читайте вместе и слушайте классическую музыку. Подчёркивайте то, как герои ведут себя в книгах, что они стараются вести себя сдержанного при любых обстоятельствах. Это помогает им сохранять «холодным рассудок» и действовать правильно, как только герой идёт на поводу своих эмоций, он чаще всего попадает в сложную ситуацию;
- проговаривайте с ребёнком то, как нужно вести себя в ситуации, когда ему грустно, обидно, больно.
Приведу пример игр и упражнений, которые Вы можете использовать для формирования стрессоустойчивости школьников.
Игры-беседы «А что будет если?». Заранее подготовьте жизненные ситуации, которые часто случаются с детьми (например, «А что будет, если все будут лишь кричать?», «Все будут говорить лишь неправду?», «Все перестанут учиться?»). Обсудите с ребёнком эти ситуации, подумайте, как найти правильный выход из неё.
Игра «Представь и дорисуй». Представь человека, которого тебе неприятно вспоминать. Теперь мысленно дорисуйте ему усы и розовые уши кролика. (например, «Нравится он тебе теперь?», «Что ты чувствуешь?», «А ещё можно примерить короткие штанишки, как у Карлесона. Можно с пропеллером»).
Игра «Продолжай предложение». Необходимо продолжить предложение первыми попавшимися фразами, которые приходят на ум. Можно использовать мяч. Пример: «больше всего я боюсь...», «меня огорчает...», «я нервничаю, когда...», «мой самый большой страх-это...».
Обязательно после игры спокойно обговорите с ребёнком проблему, совместно найдите решение. Скажите ребёнку, что не смотря ни на что Вы все равно его очень любите, всегда придёте ему на помощь и будете на его стороне. Уверенность в себе - залог стрессоустойчивости. Именно уверенность могут дать ребёнку родители. Я подготовила для Вас список литературы, который может эффективно сформировать стрессоустойчивость вашего ребёнка.
Помните, что стресс-это часть жизни, и вы поможете ребёнку справиться с ним, проявляя любовь и сохраняя с ним близкие отношения. Если, несмотря на все ваши усилия, симптомы стресса не проходят, обратитесь к детскому психологу. Благодарю за внимание. Готова ответить на Ваши вопросы.
Список литературы для родителей
Камаровская, Е. В. Помогите, у ребенка стресс [Текст] / Е. Камаровская. - Москва: Питер, 2012. - 174 с.
Петрова, Е. Ю. Как предупредить негативные последствия стресса у детей / Е. Ю. Петрова, Е. В. Самсонова. - Москва : Академия, 2010. – 124 с.
Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика : руководство для врачей / Акарачкова Е. С., Байдаулетова А. И., Блинов Д. В. [и др.]. - Москва : Профмедпресс ; Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2022. - 89 с.
Формирование стрессоустойчивости у одаренных школьников [Текст]: научное издание / Осман Гюнсел, С. Д. Галиуллина, А. И. Сорокина, Т. В. Есикова. - Уфа : Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2015. - 92 с.
Халлоран, Дж. Формирование навыков совладания со стрессом, тревогой и гневом у детей : рабочая тетрадь : свыше 75 стратегий совладания, которые помогут детям справиться со стрессом, тревогой и гневом / Джанин Халлоран. - Санкт-Петербург : Диалектика ; Москва : [б. и.], 2020. - 188 с.
Шишова, Т. Л. Не стучите молотком по пианино [Текст] : беседы с детским психиатром Козловской Г. В. ; [о социопатии у детей и подростков, причины детских психозов, о развитии стрессоустойчивости у детей, влияние современных прививок на психику ребенка, психологические причины неуспеваемости, ребенок и профессиональный спорт, неврозы, аутизм, депрессия у детей. Что делать?] / Татьяна Шишова. - Рязань : Зёрна, 2016. - 366 с.