Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный аграрий»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга
муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа естественнонаучной направленности
«Юный аграрий»
Возраст учащихся: 13–17 лет
Автор: Васильева Надежда Евдокимовна, учитель биологии
высшей квалификационной категории
с.Кош-Елга, 2023
Содержание
|
|
|
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Содержание программы |
4 |
3. |
Ожидаемые результаты освоения программы |
9 |
4. |
Календарный учебный график |
11 |
5. |
Условия реализации программы |
14 |
7. |
Список литературы |
17 |
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая ) программа
«Юный аграрий» рассчитана для детей 13-17 лет, и имеет естественнонаучную направленность.
Программа нацелена на овладение учащимися основами ведения растениеводства и животноводства. Обучение по данной программе создаёт хорошие условия для социального и профессионального самоопределения, развития высокой познавательной активности и практической самореализации учащихся. Она также предназначена для привития трудовых навыков в процессе ведения приусадебного хозяйства совместно с родителями.
Данная программа способствует привитию интереса к сельскому хозяйству, воспитанию системы взглядов на жизнь в селе.
Программой предусмотрено проведение практических занятий, как с натуральными объектами, так и с гербариями, коллекциями. Программа позволяет развивать индивидуальные навыки, научиться понимать, работать с дополнительной литературой и средствами массовой информации.
Данная программа призвана подготовить учащихся за короткое время к участию в различных конкурсах и слетах сельскохозяйственного профиля, а также помочь подросткам в самореализации и самоопределении.
Для обучения принимаются учащиеся, проявляющие интерес к сельскому хозяйству, желающие заниматься этим видом деятельности. Группа комплектуется из 8-10 обучающихся. Это позволит педагогу правильно определить методику, распределить время для теоретической и практической работы.
Срок реализации спецкурса – 32 часа.
Групповые занятия проводятся в июне месяце в неделю по 8 часов, по 2 часа в день.
Форма обучения
Формы занятий: беседы, практическая работа, проектно-исследовательская работа.
Методы организации образовательного процесса: словесный, наглядный, практический, аудиовизуальный, исследовательский.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая индивидуально-групповая.
Режим занятий
Каждое занятие состоит из 2 академических часов, которое равно по времени 90 минутам активного обучения обучающихся: по 45 минут теории и практики.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.
Цели и задачи программы
Цель программы: систематизация и углубление знаний обучающихся об основах сельского хозяйства и подготовка команды к участию в конкурсах и слетах.
Задачи:
Образовательные
Ознакомление учащихся с основными культурными растениями, их происхождением, сортами, особенностями возделывания;
Ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных, породами и технологией содержания и разведения;
Расширение знаний в области экономики и предпринимательства;
Развивающие
1.Развитие навыков при составлении и систематизации биологических к коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом;
2.Формирование практических умений по выполнению основных технологических процессов выращивания растений;
3.Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
Содействие профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному развитию;
Воспитание коллективизма, взаимопомощи на основе вовлечения обучающихся в групповую творческую работу по изучению элементов ведения приусадебного хозяйства.
Практические
Формирование умений и навыков по ведению приусадебного и фермерского хозяйства, бизнеса.
Содержание программы спецкурса «Путь к успеху»
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
|
Введение |
1 |
1 |
|
Активность обучающихся на занятиях, самостоятельная и практическая работа, зачет, самоанализ |
|
1 |
Основы агрономии |
7 |
3 |
4 |
||
2 |
Основы растениеводства |
7 |
3 |
4 |
||
3 |
Основы животноводства |
5 |
2 |
3 |
||
4 |
Основы экономики сельского хозяйства |
5 |
2 |
3 |
||
5 |
Стартап-проект |
6 |
2 |
4 |
Защита проекта |
|
6 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
7 |
Итого |
32 |
16 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение (1 час)
Цели и задачи внеурочной деятельности. Режим работы. План занятий. Инструктаж по технике безопасности. Роль сельского хозяйства в жизни человека. Взаимосвязь человека с растениями и животными.
«Основы агрономии» (6 часов)
1. Растения, особенности строения и жизни.
Строение растений. Размножение растений. Рост и развитие растений.
Условия жизни растений.
Практическая работа «Ботанический практикум по морфологии растений».
2. Сорные растения и меры борьбы с ними
Агробиологические группы сорных растений.
Классификация мер борьбы с сорняками.
Практическая работа «Определение сорных растений по гербариям и определителям».
Практическая работа «Составление коллекции сорных растений местности».
3. Болезни, вредители и меры борьбы с ними
Вредители и болезни растений. Методы защиты растений от вредителей и болезней.
Практическая работа «Распознавание основных вредителей и болезней сельхозкультур».
4. Почва, ее состав и свойства. Удобрения, свойства и применение
Понятие о почве и ее плодородии. Состав почв. Основные свойства почв. Классификация почв.
Практическая работа «Определение типа почв».
Минеральные удобрения. Органические удобрения. Система применения удобрений.
Практическая работа «Определение минеральных удобрений».
5. Обработка почв
Основные приемы обработки почвы. Системы основной, предпосевной обработки почвы под яровые культуры. Системы паровой обработки почвы. Пути и условия минимизации обработки почвы.
Практическая работа «Составление системы обработки почвы под картофель».
6. Семена и посев сельскохозяйственных культур
Значение сортовых семян. Посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Сроки посева. Способы посева. Норма высева. Глубина посева. Контроль за качества посевных работ. Уход за посевами.
Практическая работа «Расчет нормы посева пшеницы».
Практическая работа «Определение посевных качеств семян».
7. Севообороты
Понятие о севообороте и его элементах. Научные основы чередования культур. Предшественники и их агротехническая оценка. Классификация севооборотов. Введение и освоение севооборотов .
Практическая работа «Составление овощного севооборота»
«Основы растениеводства» (5 часов)
Общая характеристика зерновых культур
Народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая Классификация культур.
Практическая работа «Определение зерновых культур по соцветиям и семенам».
Практическая работа «Составление коллекции семян зерновых культур».
2. Общая характеристика зернобобовых культур
Народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая. Классификация культур.
Практическая работа «Изучение внешнего строения семян зернобобовых культур».
Практическая работа «Составление коллекции семян зернобобовых культур».
3.Корнеплоды и клубнеплоды
Народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
Практическая работа «Составление технологической карты возделывания картофеля».
4.Многолетние и однолетние кормовые культуры
Многолетние бобовые травы: клевер луговой, люцерна, эспарцет, донник, лядвенец рогатый.
Многолетние мятликовые (злаковые травы): тимофеевка луговая, ежа сборная, кострец безостый, райграс высокий, пырей бескорневищний.
Однолетние бобовые травы: вика яровая, сераделла.
Однолетние мятликовые (злаковые) травы: суданская трава, могар.
Практическая работа «Определение качества сена органолептическим методом».
Практическая работа «Составление коллекции сена».
5.Масличные, эфирномасличные и прядильные культуры
Масличные культуры; подсолнечник горчица, рапс, рыжик.
Эфирномасличные культуры; кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный.
Прядильные культуры; хлопчатник, лен, конопля, кенаф.
История культур, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
6. Плодово-ягодные и овощные культуры
Классификация плодово-ягодных культур, породный состав, классификация, размножение, биологические особенности, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
Практическая работа «Прививка плодово-ягодных культур».
Практическая работа «Составление коллекции побегов и семян плодово-ягодных культур».
7. Овощные культуры
Классификация овощных культур, биологические особенности, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.
Практическая работа «Формирование растений огурца и томата».
Практическая работа «Составление коллекции семян овощных культур».
«Основы животноводства» (6 часов)
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Рост и развитие животных. Понятие о конституции, экстерьере и интерьере животных. Продуктивность животных. Молочная и мясная продуктивность. Масса животных. Понятие о породе и породообразовании. Основы племенного дела. Бонитировка животных.
Химический состав кормов. Подготовка кормов к скармливанию. Оценка питательности кормов.
Практическая работа «Определение питательности кормов».
2.Свиноводство и овцеводство
Биологические особенности свиней. Плодовитость, период супоросности, показатели роста и развития. Продуктивные качества свиней и основные породы. Кормление свиней.
Практическая работа «Характеристика пород свиней».
Овцеводство. Продукция овцеводства. Производственная классификация пород овец. Кормление овец.
Практическая работа «Характеристика пород овец»
3.Скотоводство и коневодство
Биологические особенности КРС. Размножение, показатели роста и развития. Продуктивные качества и основные породы. Кормление.
Практическая работа «Характеристика пород КРС».
Классификация пород лошадей. Нормы кормления лошадей. Уход за лошадьми. Практическая работа «Характеристика пород лошадей».
4.Птицеводство
Основные породы, линии и кроссы кур, используемые в птицеводстве. Технология производства яиц. Клеточное содержание. Основы производства мяса уток, индеек, гусей. Ветеринарно-санитарные и профилактические мероприятия в птицеводстве.
Практическая работа « Составление рациона кормления цыплят-бройлеров».
5. Основы зоогигиены и ветеринарии
Незаразные, инфекционные и инвазионные болезни животных. Профилактика незаразных и инфекционных болезней у людей при работе с животными.
Практическая работа «Система профилактики незаразных и инфекционных болезней».
IV . «Основы экономики сельского хозяйства» (4 часа)
Общая характеристика рыночной экономики в сельском хозяйстве
Значение сельского хозяйства в экономике страны. Особенности сельского хозяйства. Основные показатели экономической эффективности сельского хозяйства.
Практическая работа «Определение спроса и предложения продукции пришкольного участка».
2.Экономика растениеводства
Значение, размещение и развитие растениеводства. Экономическая эффективность растениеводства. Пути повышения экономической эффективности растениеводства. Из чего состоит себестоимость продуктов растениеводства.
Практическая работа «Определение себестоимости картофеля».
3.Экономика животноводства
Значение, специализация и размещение отраслей животноводства. Эффективность производства продукции животноводства. Из чего состоит себестоимость продуктов животноводства.
Практическая работа «Определение себестоимости молока».
4.Доходы и расходы
Производственные затраты. Выручка от реализации товаров, продукции, услуг. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг. Прибыль. Чистый и валовой доход.
Практическая работа «Определение доходов и расходов УПБ».
Практическая работа «Расчет рентабельности УПБ».
5.Налоги и кредиты
Основы государственной налоговой политики в сельском хозяйстве. Особенности налогообложения малого предпринимательства в сельском хозяйстве. Налогообложение крестьянских хозяйств.
Виды кредитов. Порядок выдачи кредитов.
V.Стартап-проект (6 часов)
1.Выбор темы проекта
Практическая работа «Выбор темы, актуальность, цели и задачи».
2-3.Оформление проекта.
Практическая работа «Сбор информации, анализ, расчеты».
4-5.Подготовка к защите проектов.
Практическая работа «Презентация к проекту».
6.Защита проекта.
3.Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Технологии растениеводства
Выпускник научится:
определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;
рассчитывать нормы высева семян;
применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
соблюдать технологию посева/посадки культурных растений в условиях пришкольного участка и кабинета биологии;
применять различные способы хранения урожая.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;
применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани);
определять виды удобрений и способы их применения;
проводить фенологические наблюдения за растениями.
Технологии животноводства
Выпускник научится:
распознавать основные породы животных и оценивать их роль в сельскохозяйственном производстве;
приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти, пушнины;
осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства;
собирать информацию и описывать технологию разведения, содержания домашних животных на примере своей семьи, семей своих друзей;
составлять рацион для домашних животных в семье, организацию их кормления.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
проводить исследования способов разведения и содержания молодняка, домашних животных в своей семье, семьях друзей.
Экономика сельского хозяйства
Выпускник научится:
называть основные отрасли сельского хозяйства, уметь находить необходимую информацию, с последующим объяснением;
отвечать на вопросы, давать ответы по экономике сельского хозяйства;
применять полученные знания на практике;
сравнивать и анализировать бюджет, учитывая доходы расходы семьи.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития экономики сельского хозяйства;
проводить расчеты по определению эффективности ведения хозяйства.
Личностные результаты
1. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
2. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
3. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
4. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Метапредметные результаты
1. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
2. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
4. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
4.Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Дата по плану |
||
всего |
теор |
практ |
|||
|
Введение |
1 |
1 |
|
|
1 |
Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности |
|
1 |
|
|
|
1.Основы агрономии |
7 |
3 |
4 |
|
2 |
Растения, особенности строения и жизни. Практическая работа «Ботанический практикум по морфологии растений».
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
3 |
Сорные растения и меры борьбы с ними. Практическая работа «Определение сорных растений по гербариям и определителям». Практическая работа «Составление коллекции сорных растений местности».
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
4 |
Болезни, вредители и меры борьбы с ними Практическая работа «Распознавание основных вредителей и болезней сельхозкультур». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
5 |
Почва, ее состав и свойства. Удобрения, свойства и применение Практическая работа «Определение типа почв». Практическая работа «Определение минеральных удобрений». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
6 |
Обработка почв Практическая работа «Составление системы обработки почвы под картофель». |
1 |
|
1 |
|
7 |
Семена и посев сельскохозяйственных культур Практическая работа «Расчет нормы посева пшеницы». Практическая работа «Определение посевных качеств семян». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
8 |
Понятие о севообороте и его элементах. Практическая работа «Составление овощного севооборота» |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
|
Основы растениеводства |
7 |
3 |
4 |
|
9 |
Общая характеристика зерновых культур Практическая работа «Определение зерновых культур по соцветиям и семенам». Практическая работа «Составление коллекции семян зерновых культур». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
10 |
Общая характеристика зернобобовых культур Практическая работа «Изучение внешнего строения семян зернобобовых культур». Практическая работа «Составление коллекции семян зернобобовых культур». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
11 |
Корнеплоды и клубнеплоды Практическая работа «Составление технологической карты возделывания картофеля». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
12 |
Многолетние и однолетние кормовые культуры Практическая работа «Определение качества сена органолептическим методом». Практическая работа «Составление коллекции сена». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
13 |
Масличные, эфирномасличные и прядильные культуры |
1 |
|
1 |
|
14 |
Плодово-ягодные культуры Практическая работа «Прививка плодово-ягодных культур». Практическая работа «Составление коллекции побегов и семян плодово-ягодных культур». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
15 |
Овощные культуры Практическая работа «Формирование растений огурца и томата». Практическая работа «Составление коллекции семян овощных культур». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
|
Основы животноводства |
5 |
2 |
3 |
|
16 |
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных Практическая работа «Определение питательности кормов». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
17 |
Свиноводство и овцеводство Практическая работа «Характеристика пород свиней». Практическая работа «Характеристика пород овец» |
1 |
0.25 |
0.75 |
|
18 |
Скотоводство и коневодство Практическая работа «Характеристика пород КРС» Практическая работа «Характеристика пород лошадей». |
1 |
0.25 |
0.75 |
|
19 |
Птицеводство Практическая работа « Составление рациона кормления цыплят-бройлеров». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
20 |
Основы зоогигиены и ветеринарии Практическая работа «Система профилактики незаразных и инфекционных болезней». |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
|
4.Основы экономики сельского хозяйства |
5 |
2 |
3 |
|
21 |
Общая характеристика рыночной экономики в сельском хозяйстве Практическая работа «Определение спроса и предложения продукции пришкольного участка». |
1 |
0.25 |
0.75 |
|
22 |
Экономика растениеводства Практическая работа «Определение себестоимости картофеля». |
1 |
0.25 |
0.75 |
|
23 |
Экономика животноводства Практическая работа «Определение себестоимости молока». |
1 |
0.25 |
0.75 |
|
24 |
Доходы и расходы Практическая работа «Определение доходов и расходов УПБ». Практическая работа «Расчет рентабельности УПБ». |
1 |
0.25 |
0.75 |
|
25 |
Налоги и кредиты
|
1 |
1 |
|
|
|
5. Стартап-проект |
6 |
2 |
4 |
|
26 |
Выбор темы проекта Практическая работа «Выбор темы, актуальность, цели и задачи».
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
27 |
Оформление проекта.
|
1 |
1 |
|
|
28 |
Практическая работа «Сбор информации, анализ, расчеты». |
1 |
|
1 |
|
29 |
Подготовка к защите проектов.
|
1 |
0.5 |
0.5 |
|
30 |
Практическая работа «Презентация к проекту» |
1 |
|
1 |
|
31 |
Защита проекта |
1 |
|
1 |
|
32 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
|
32 |
15 |
17 |
|
5.Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МОБУ СОШ с.Кош-Елга Бижбулякского района Республики Башкортостан в лагере труда и отдыха во время летних каникул в июне месяце.
Занятия будут проводиться в кабинете биологии. Площадь кабинета 62 кв.м. Рядом находится лаборатория. Лаборатория оборудована всем необходимым для безопасного проведения занятий и ежегодно аттестуется в процессе приемки школы к учебному году.
Материально-техническое обеспечение кабинета
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
Примечания |
Технические средства обучения |
||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. |
1 |
|
Мультимедийный проектор Beng |
1 |
|
Экспозиционный экран |
1 |
Размер 150X150 см |
Ноутбук |
1 |
|
МФУ, 2021 |
1 |
|
Видеокамера, 2021 |
1 |
|
Фотоаппарат, 2021 |
1 |
|
Музыкальные колонки |
1 |
|
Микроскопы цифровые и световые, 2021 |
6 |
|
Экранно - звуковые пособия |
||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. |
15 |
|
Оборудование кабинета (для демонстрации явлений, приборов и т.д.) |
6 |
|
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по естественнонаучным предметам. |
20 |
|
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы естественно - научной направленности |
1 |
|
Оборудование класса |
||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. |
12 |
|
Стол учительский с тумбой. |
1 |
|
Стеллажи для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
2 |
|
Шкафы-серванты для хранения препаратов, коллекций и т.п. |
3 |
|
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. |
3 |
|
Комлекты спецодежды |
15 |
|
Комплекты садового инвентаря |
6 |
|
Наглядно – дидактические пособия |
|
|
Набор муляжей сельскохозяйственных культур,2021 г. |
3 |
|
Коллекция вредителей сельскохозяйственных культур, 2021 |
3 |
|
Коллекция семян сельскохозяйственных культу, 2021 |
3 |
|
Гербарий сельскохозяйственных культур, 2021 |
3 |
|
Коллекция минеральных удобрений, 2021 |
3 |
|
Комплект таблиц по овощеводству, плодоводству, животноводству |
1 |
|
Комплекты таблиц по ботанике, эколОгии, зоологии, 2021 |
2 |
|
Микропрепараты, 2021 |
2 |
|
Определители и атласы, 2021 |
2 |
|
Методлитература по тематике |
12 |
|
Информационное обеспечение: ноутбук - работает на процессоре AMD A10 - A12 и оснащен графической картой AMD Radeon R7, оперативная память – 4 Гбайт; объем жесткого диска – 297 Гбайт; операционная система Windows 7 Профессиональная.
Список литературы:
Нормативные документы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г № 09-3242 о методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Рекомендуемая литература для педагога:
Андреев А.Ю. Овощеводсьво. –М.: Академия, 2010
2. Ганиев М.М., Недорезков В.Д. Защита овощей от болезней и вредителей-М.: Колос, 2005
3. Губанов И.А., Киселева К.В. и др. Иллюстрированный определитель растений средней России. –М.:2002.
4. Зернов А.С. Определитель сосудистых растений.-М.: Издательство КМК, 2002
5. Ковалев Ю.Н.. Технология и механизация животноводства.– М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2000
6.Легеза В.Н.. Животноводство. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2001.
7. Потапов С.П., Чувикова А.А. и др. Методика постановки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными растениями. - М.: Просвещение. - 1982.
Вавилов П.П., Грищенко В.В., Кузнецов В.С. Практикум по растениеводству. –М.: Колос, 19838. Самошенков Е.Г., Пашкина И.А. Плодоводство. –М.:, 2002
9.Старостенкова М.М., Гуленкова М.А., Шафранова Л.М., Шорина Н.И., Учебно-полевая практика по ботанике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://nashol.me/20181204105733/uchebno-polevaya-praktika-po-botanike-starostenkova-m-m-gulenkova-m-a-shafranova-l-m-shorina-n-i-1990.html. - Загл.с экрана
10.Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. Основы агрономии ._ М.: Академия, 2003
11.Чернышев Н.Н., Колпаков Н.А. Практикум по овощеводству. –М.:ФОРУМ, 2011
12. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. –М.: Академия, 2002
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Семенова Г.Ю. Технология. Основы агрономии: 10-11 классы. – Вентана-Графф, 2013
2. Слабкина А. И., Солдатов А. П., Попова М. А. и др Основы животноводства: учебное пособие для учащихся 9-10 классов / Под ред. А. П. Солдатова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Агропромиздат, 1988
3. Тарасов В.М., Гончарова Н.Г. Основы плодоводства : учебное пособие для учащихся 9-10 классов сельской школы ю – М.: Просвещение, 1985
4. Трайтак Д.И. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5-7 классов сельской школы. –Мнемозина, 1998
5. Устименко Г.В. и др. Основы агротехники полевых и овощных культур - 1987 год. –М.: Просвещение, 1991
6. Цветков Е.И. Большой справочник садовода. –М.:ЗАО Центрполиграф, 2008
7.Шишкин О.К. Цветы уральского сада.-Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1979
Дополнительные интернет-источники:
1. http://www.bibliotekar.ru/7-ovoschi/index.htm
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-26/index.htm
http://www.bibliotekar.ru/domovodstvo-2/index.htm
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-25/index.htm
http://www.hloroplast.com/index/index.html
http://www.bibliolink.ru/publ/43
http://garden4u.ru/zashhita-rastenij-i-eko-pomoshhniki/zashhita-rasteniy-ot-vrediteley-ibolezney- v-eko-zemledelii.htm