Мастер-класс на тему «Нравственные уроки сказки»
7
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Подборка методических разработок для учителей»
Методическая разработка для воспитателей старших групп
Тема: Нравственные уроки сказки
Цель: Русская народная сказка как средство в нравственные воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Психолого педагогические основы нравственного развития детей.
2 Нравственное развитие детей посредством сказок
3 Методы работы по сказкам.
4.Работа с родителями. Развивать традиции семейного чтения.
Ведение
Нравственное воспитание – целенаправленное развитие сознания, формирования нравственных чувств и ценностей в соответствии с принципами морали общества.
Проблемы нравственности актуальны всегда. Изменение ценностей, моральных установок и ориентиров происходящие у современного поколения является проблемой нашего общества. В связи с этим значимость нравственного воспитания подрастающего поколения является приоритетной. Нравственность — это продукт воспитания, ведь нравственные устои закладываются еще в детстве постепенно пополняясь новыми знаниями и принимают законченный вид. Поэтому как можно раньше не обходимо знакомить ребенка с нравственными чувствами и ценностями.
Для развития у ребенка нравственные качества характера применяются разные приемы и методы, с моей точки зрения, наиболее эффективным методом является литература, а именно сказки. На мой взгляд можно воспитывать не только личным примером, но и примерами из сказок.
Сказка определяет, что является правильным и неправильным, добрым и злым. В сказках отражаются лучшие черты народа, способствующие формированию у детей нравственных идеалов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс по формированию у детей нравственных чувств привития норм и правил поведения отношений, и общения. Это – процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Основные задачи нравственного воспитания:
Формирование умений и навыков нравственного поведения;
Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений;
Воспитание морально-волевых черт характера таких как: терпение; дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, самостоятельность.
Анализ научной литературы показывает, что предметом пристального внимания многих известных классиков русской педагогики, была проблема нравственного воспитания.
В статье «О нравственном элементе в воспитании» К. Д. Ушинский писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» [17
По мнению С. А. Козловой и Т. А. Куликовой «нравственное воспитание» – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [12]
Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований отмечал в своих исследованиях Волков Б. С [5].
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста стоит на первом месте в системе воспитания и считается основой воспитательного процесса.
И.Ф.Харламова считала ,что педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении детей, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для детей примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности детей на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны [15].
«Основным структурным компонентом нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления» считает. Н. В. Архангельский [3].
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7]
Таким образом, необходимое звено в процессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
В своих исследованиях И. Ф. Свадковский выявил, что нравственные чувства – это эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Более того, нравственные чувства формируются у ребенка в результате развития нравственных представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознании нравственной основы социальных норм. [9].
По мнению Н. В. Архангельского, «нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [2].
Осознание моральных принципов и норм связано с осознанием образцов нравственного поведения. У детей развивается способность оценивать свои поступки и действия других людей и следовать моральным правилам, руководствуясь в выборе поступка. Дети, общаясь со сверстниками и взрослыми, согласовывают свою деятельность, подчиняясь определенным нормам, правилам и требованиям.
О. С. Богданова и Л. И. Катаева рассматривают нравственную воспитанность как соответствующий уровень формирования нравственного поведения, нравственных чувств личности и развития нравственных представлений. Воспитание нравственного поведения дошкольников, по их мнению, это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения» [4].
Определение нравственности дал Л.А. Григорович «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [11, c.104]. «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них» [6]
И. Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность — это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» [8]. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
По мнению И. С. Марьенко, понятие «нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в детском коллективе[13].
Нравственная воспитанность дошкольников является результатом нравственного воспитания и характеризуется способностью анализировать, давать самостоятельную оценку поступкам. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию.
Формирование навыков и привычек поведения, формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми является основными компонентами нравственного воспитания [14].
А. Г. Хрипкова, рассматривая проблему нравственного воспитания, считает, что данный вид воспитания осуществляется только в процессе включения воспитанников в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт, и качеств.
На сегодняшний день установлено, «что нравственное воспитание [16].
результативно исполняется только лишь как единый процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой нравственности, организации полноценной жизни детей с учетом их возрастных и личных особенностей. Следствием целостного процесса считается развитие нравственно единой личности в совокупности её сознания, нравственных эмоций, совести и свободы и умений, необходимость социально значимого день поведения» [10].
Анализируя труды педагогов психологов приходим выводу о необходимость воспитания у детей нравственности. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Во-вторых, собственный опыт детей ограничен и таким образом возникает необходимость постоянной помощи взрослых, педагогов, обладающих этим опытом. Отсюда возникает необходимость, направленная на формирование положительных и на преодоление отрицательных нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Нравственное развитие детей посредством сказок
В русской народной сказке заключено богатое содержание — и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими). В.П. Аникин указывал, что "сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека"[1]
Ребенок делает обобщения и выводы на основе конкретных, наглядных образов, так как мышление у дошкольников отличается образностью и конкретностью. Народная сказка в этом плане отвечает потребностям ребенка; основная мысль сказки её основная идея, выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий.
Увлекательность, образность и забавность, сюжета делают сказку эффективным педагогически средством. В сказках смена событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство приковывает внимание детей делает сюжет сказки увлекательным.
Герои сказки, являются, выразителями идеи и представляют собой как бы живые образы, обрисованные четко, и определенно; отличаются яркими чертами характера- добротой, трусостью, смелостью. Поступки, поведение сказочных героев подчинены характеризующей его особенности характера.
Не сложная характеристика положительных и отрицательных героев, помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта. Помогает дать правильную оценку поведению, того или иного героя, определить свое отношение к нему. Это и содействует пониманию идеи сказки, того, чему учит сказка своих слушателей
Обсуждение сказки с помощью вопросов побуждает детей к выбору положительных поступков и обоснованию их значения, закрепляет представления о хорошем и плохом. Нередко, в сказке описывается отрицательные действия персонажей и их последствия, но и действия, направленные на исправление героями своих ошибок. Таким образом дети осознают возможность и необходимость исправления неблаговидных поступков. Следует подчеркнуть, что дети понимают не сразу нравственную суть поступков персонажей. Дошкольники перечисляют действия героев и не оценивая нравственный смысл. Совместные обсуждения помогают ребятам осознать положительные и отрицательные поступки персонажей, их моральную суть, соответствие нравственным нормам.
Таким образом, у детей не только закрепляются знания о нравственных нормах, но и пробуждаются соответствующие чувства, которые влияют на более глубокое осознание значимости поступков, соответствующих нормам морали.
Задача педагога подвести детей к выводу о том, что основные идеи многих сказок похожи: уважение к старшим, готовность защищать слабых, трудолюбие, патриотизм, бережное отношение к природе, зло должно быть наказано.
Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанная и проверенная народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказок.
Нравственные ценности, идеалы, приобретенные в детстве, определяют личность ребенка. Дети и сказки – созданы друг для друга, они неразлучны, поэтому, знакомство с народными сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого дошкольника.
Основные приемы работы со сказкой
1.Чтение сказки. Лучший путь для восприятия сказок является выразительное чтение. Чем эмоциональнее и ярче будем читать или рассказывать сказки тем большее впечатление они произведут на ребёнка, тем лучше он ее запомнит.
2. Разбор и обсуждение. После чтения или рассказывания сказки необходимо провести обсуждение, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание. Используя, например, такие вопросы:
Нравится ли вам герой сказки?
Что сделал, как поступил герой сказки?
Какой поступок совершил герой, правильно он сделал ?
Как герой повёл себя по отношению к другим персонажам?
Как вы поступили бы в данной ситуации?
Основные правила обсуждения сказки:
• задаются открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;
• задаются вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;
• задаются вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.
Чтение и первое обсуждение сказки обычно занимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из ребят рассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске.
Необходимо учить дошкольников анализировать характеры и поступки персонажей, делать выводы, в том числе, и о нравственных качествах героев. (Приложение)
3.Творческая деятельность. Работа над прочитанной сказкой имеет свое логическое продолжение в творческой деятельности детей: Дети выбирают сюжет или героя из сказок, изображают в рисунке, аппликации, либо в лепке
Творческая деятельность ребенка развивает наблюдательность, воображение, фантазию творческие способности детей. Помогает закреплять образы сказочных героев.
4.Инсценировка и разыгрывание небольших сказок по ролям развивает речь и творческие способности детей, помогает выразить характер сказочного героя как понял и прочувствовал его ребенок.
Такая работа сплачивается коллектив, у каждого ребенка есть возможность свой вклад в «общее дело». Используя данные методы работы в итоге, дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.
Используя сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе. Используя сказки у детей мы воспитываем:
Волю — сложное и многогранное качество личности. (Снегурочка);
Веру в себя — умение противостоять неудачам. (Гадкий утенок);
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. (Гуси-лебеди);
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. (Три поросенка);
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели. (Заюшкина избушка);
Обязательность — умение держать слово (Снеговик-почтовик);
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем. (Каша из топора);
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения. (Репка);
Наряду с традиционными методами работы со сказками, Л.Б. Фесюкова, [8] разработала нетрадиционную, универсальную схему, направленную на воспитание детей посредством сказки.
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один .
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка развивает руки
Предложенная схема является образцом, благодаря которому отрабатывается механизм творческой работы со сказкой.
Знакомые герои в новых обстоятельствах
Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек живут на планете Марс
Коллаж из сказок
Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Красную шапочку, вместе они отправились в гости к персонажам сказки «Теремок».
«А что потом?»
Изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребенка; Давайте поразмышляем: Например, Баба Яга не воровала Ваню со сказки «Гуси лебеди», а приглядывала за ним пока родители уехали за покупками. Вариантов много, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.
Изменение ситуации в знакомых сказках
Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. Теремок медведь не сломал, предложил сразу построить большой теремок. В сказке «Три медведя» Маша не убежала, а успокоила мишутку и предложила поиграть.
Перевирание сказки
Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться.
«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему дед с бабой»
Сказки, но по-новому
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Старая сказка «Три поросенка»
Сказка по – новому: поросята становятся капризными, убежали в лес и заблудились, а добрый волк помогает поросятам вернуться домой. .
Сказки от превращений
Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.
Я превращаюсь в бабочку
Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….
«Салат из сказок»
Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок.
1.Детям предлагается выбрать иллюстрацию героя сказки.
2. Детям предлагается выбрать иллюстрацию второго героя сказки.
3 Детям предлагается выбрать иллюстрацию– место действия в данной сказке.
Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.
Психогимнастика
Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова)
Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:
-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
-сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе
Совместная словесная импровизация
Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главными героями становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии. Используя данные методы работы, по мнению А.В. Запорожца, "сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого".[2]
26. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание. М., 1977 с 23
Использование сказки в работе с родителями
Важно отметить про особую роль родителей в работе со сказкой.
Сказки не должны представляться как временные явления в развитии ребенка. Родителям необходимо объяснение о важности сказки в развитии жизни ребенка, о влияние сказки на чувства, эмоциональную сферу, творчество ребенка.
Используются следующие виды работы с родителями:
Тематические родительские собрания «Мудрость сказок» Собрания практикумы «Уроки сказок»
Консультации: «Как читать сказку» «Воспитываем сказкой» «Сказка на ночь»
Выставки работ детей и родителей на темы: «Наши любимые сказки», «Добрые русские сказки»
Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера.
Заключение
Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Используя сказки можно преподносить основы нравственности, знакомить детей с моральными нормами. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете
Литература
В.П. Аникин. К мудрости ступенька. М., 1988. С. 14
Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. С. 68
3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979. С. 233
4. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. С. 133. 3 Там же. С. 136 7 7 7
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу. М.: АПО, 1994. С. 28.
6.Григорович, Л.А. Педагогика и психология. — М.: Гардарики, 2004. – 176с.
7.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1980. — С. 120.
8.Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.
9. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. С. 39.
10.Ершова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Игры со сказками для детей 4-6 лет [Текст]/О.А. Ершова.-СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.- 240
11.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание. М., 1977 с 23
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Академия, 2000. С. 67.
13. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. С. 59
14. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. М.: Педагогика, 1985. 104 с
15.Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 2004. — 144 с.
16. Хрипкова А.Г. Педагогика. Мир детства: Дошкольник. М.: Педагогика, 2007. С. 188.
17. Ушинский К.Д. Собр. соч. В 11 т. Т. 2. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1990. — С. 429-430
Приложение
Таблица сравнения народных сказок
Сказка |
Мудрость сказки |
Нравственный урок |
Предполагаемые вопросы к сказке |
«Колобок» |
«Чем хвалимся, на том и провалимся» |
Сказка учит: не стоит себя хвалить, можно и перехвалить, а потом окажется что не так уж ты и хорош |
- почему убежал колобок от бабушки и дедушки? - чем поплатился колобок за свою доверчивость? - какой характеру колобка? - какой вывод можно сделать из сказки? |
«Теремок» |
«В тесноте, да не в обиде» |
Умение жить в коллективе, вместе преодолевать сложности, сопоставлять свои возможности и желания |
- что объединяло всех жителей теремка? - почему звери не стали ругать косолапого, а принялись строить новый теремок? - какой герой сказки положительный, почему? |
«Волк и семеро козлят» |
«Доверяй, да проверяй» |
Лучше проявить излишнюю осторожность, и слушаться старших, чем попасть беду |
- какой была мама у козлят? - всегда ли слушались козлята свою маму? - какой в сказке волк? - кто оказался хитрее: коза или волк? - какой вывод мы можем сделать?
|
«Колосок» |
«Кто не работает, тот не ест»
|
Сказка показывает, что человек, не приложивший усилий для достижения цели, не заслуживает вознаграждения |
- что можно сказать о мышатах? - что можно сказать о петушке? - почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? - как петушок проучил мышат? - почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола? - на какого героя вы бы хотели быть похожими? |
«Петушок и бобовое зернышко» |
«Друг познается в беде»
|
Настоящий друг никогда не в беде, а постарается помочь даже в безвыходной ситуации
|
- какое качество петушка привело к опасной ситуации? - можно ли считать курочку верной подругой? - каким должен быть настоящий друг? - чему учит сказка? |
«Крошечка Хаврошечка» |
«Добро и труд все перетрут»
|
Сказка указывает, что доброта терпение вознаграждаются, Надо не отчаиваться и не сдаваться |
- что вам особенно запомнилось? - какими были мачеха и ее дочки? - какой вы представляете себе Хаврошечку? - какие герои сказки вам понравились и почему? |
«Гуси-лебеди» |
«Там, где самую малость дружат, - живут, не тужат»
|
Сказка учит слушаться старших. На добро отвечают добром
|
- почему мальчика смогли похитить слуги Яги? - как можно охарактеризовать Аленушку? - почему яблоня, печка и речка помогали Аленушке? - какой характер Бабы-Яги? -какова главная мысль сказки? |
«Лиса и журавль» |
«Каков привет, таков и ответ». |
Заботясь о себе, нужно не забывать и о других. хочешь, что бы твои интересы учитывались - учитывай интересы других
|
- как должны себя вести настоящие друзья? - должен ли друг отвечать отмщением на обиду? - чему учит сказка? |
«Заюшкина избушка» |
«И на силу найдётся сила».
|
Сказка показывает, что даже на сильного соперника найдется сила. Не обязательно силовая, главное храбрость и желание восстановить справедливость |
- почему зайчик остался на улице? - как можно охарактеризовать лису? - почему петушок не испугался лисы? - что победило в сказке: добро или зло? - чему учит сказка? - какие герои вам понравились и почему? |
«Зимовье зверей» |
«Согласного стада волк не берет»
|
Сказка учит дружбе и сплоченности, вместе можно справиться с любой бедой.
|
- кто из зверей в сказке самый мудрый? - почему хищники не смогли победить зверей? - в чем заключалась главная сила зверей? - какие качества проявили звери при встрече хищников. - какова главная мысль сказки?
|