12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
фролова оксана сергеевна923
Россия, Липецкая обл., Елец




«Использование ИКТ на уроках астрономии»


Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании стало повсеместным явлением. Образование должно идти в ногу со временем, с развитием учащихся в информационной сфере.

Астрономию особенно интересно преподавать, используя информационные технологии, которые очень разнообразны: от простых презентаций PowerPoint до использования 3D-технологий.

На уроках можно использовать ИКТ при объяснении нового материала, контроле знаний, проведений лабораторных работ, если отсутствует оборудование.

Несомненно, наиболее распространённая информационная технология – презентация PowerPoint. Однако зачастую презентации не обладают интерактивностью, их использование носит ограниченный характер. Их использование целесообразно в качестве дополнительного инструмента при обучении на уроках.

Астрономия является наукой с практической направленностью. Ее невозможно представить без наблюдений за небесными телами.

Поэтому существуют программные и иные информационные средства, помогающие реализовать опыты, эксперименты и наблюдения.

Немногие учителя астрономии знают о таком интерактивном проекте как LearningApps. Данный ресурс в Интернете предназначен для всеобъемлющей подготовки по учебному предмету. С помощью интерактивных модулей можно создавать средства, как для теоретической подготовки учащегося, так и для практического закрепления материала или для контроля знаний. Так как средство LearningApps не входит ни в одну программу по учебным предметам, то учитель может выбрать сам, на какую тему и в какой форме представить учебный материал.

Несмотря на большое количество программ для контроля знаний, существует качественная и профессиональная система Moodle. С помощью данной системы можно проводить контроль знаний по различным предметным областям, к тому же она обладает широкими возможностями по созданию не только тестовых заданий, но также теоретических выкладок. Мало какие системы используют возможность создания открытых и закрытых тестов. Moodle же предоставляет возможность создания таких тестов, причём даже их комбинаций.

Несмотря на то, что в астрономии можно применять все те программные средства, что и в физике, всё таки существуют программы и технологии, которые присущи только астрономии.

Огромное место в преподавании астрономии занимает визуальное представление информации. Помимо различных видеороликов и фильмов, существуют специализированные программы.

Самая простая программа для визуализации неба в любой момент времени служит Stellarium. Данное программное обеспечение переносит учащегося в любую точку планеты Земля, просто нужно знать географическую широту и долготу. Знание определений широт и долгот связывает эту программу с географией. Далее учащемуся нужно просто выставить время наблюдений и просмотреть, какие созвездия и небесные тела находятся в небе на данный момент. Эта программа удобна при вечерних внеклассных наблюдениях, когда учащиеся ещё толком не знают, где и что находится на небе.

Чуть более сложная программа – Celestia. Данная программа позволяет учащемуся углубиться в Солнечную систему и путешествовать по ней в как в режиме реального времени, так и в режиме времени ускоренного. Также есть возможность моментального перемещения по Солнечной системе к различным небесным телам. Это очень удобно при прохождении тем о планетах, спутниках, малых небесных телах.

Особое место при обучении астрономии занимает интерактивный мультимедийный комплекс Redshift 7.0. Это целый планетарий, который может быть установлен не только на компьютер или ноутбук, а также на планшеты, что делает его по-настоящему мобильной и удобной программой. Этот комплекс содержит в себе информацию о 100 млн. звёзд, более 125 тысяч астероидов и 1800 комет, не считая планет и их спутников. Также с помощью специального модуля можно следить за искусственными спутниками Земли и различными аппаратами. Прогнозировать появление небесных тел на земном небосводе. Внутри комплекса содержатся также мультимедийные курсы по различным темам астрономии, короткие ролики и видеофильмы. Это полноценная мультимедийная энциклопедия.

Зачастую учащиеся не могут себе представить истинных размеров и форм тех или иных небесных тел или их частей, например кратеров, ущелий, скал. Для того чтобы справиться с этой бедой можно пользоваться анаглифическими (стерео) очками со стёклами двух разных цветов. Таких 3D-изображений множество в Интернете. Учащиеся с удовольствием работают с 3D-технологией, рассматривая те или иные неровности поверхности космических тел.

На уроках астрономии также можно использовать популярную программу для общения – Skype. Наладив связи с астрономами, с помощью данной программы и некоторого аппаратного обеспечения (веб-камеры) можно выйти на связь с людьми, посвятившими свою жизнь наблюдениям за небесными телами. Учащиеся с радостью и энтузиазмом задают вопросы астрономам-практикам, те в свою очередь подробно отвечают на поставленные вопросы. Происходит живое общение, что немаловажно.

Ну и конечно в Интернете огромное количество различных сайтов на космическую тематику.

Важно отметить, что ни одна информационно-коммуникационная технология не может в полной мере заменить самого учителя. ИКТ призвано облегчить труд преподавателя, внести разнообразие в процесс обучения. Ни одна машина не сможет заменить живого взаимодействия между учителем и учеником. Но прогресс неумолимо идёт вперёд, всё глубже внедряясь в процесс образования. И мы, учителя, обязаны идти в ногу со временем.






Преподаватель естественных наук Фролова Оксана Сергеевна

4



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.