Статья «Использование ИКТ на уроках истории»

1
0
Материал опубликован 5 May 2019

Шамсувалиева Р.Р.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

МБОУ «Лицей №177», г. Казань

Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий. Компьютерные технологии разрешают существенным образом оптимизировать процесс. Он становится более интересным, эмоционально насыщенным, динамическим и наглядным. Кроме этого, компьютерные технологии дают возможность на качественно новом уровне изучать разные курсы истории. Они предоставляют информацию в удобной для учеников форме - в виде графиков, таблиц, анимаций и видео. В сочетании с традиционными и разнообразными инновационными методами обучения глобальные компьютерные сети оказывают содействие реализации принципов развивающего обучения: широкое общение и сближение участников телекоммуникационных проектов, контакты с другими культурами, использование исследовательских методов, индивидуальных, парных, групповых, самостоятельных видов деятельности. Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Но, компьютеры не должны быть преградой во взаимоотношениях учителя и учеников. Компьютерная технология обучения обязательно должна содержать и традиционные формы взаимодействия учителя и школьника.

Существует несколько групп уроков с использованием ИКТ, которые я применяю в своей практике. Это уроки с использованием презентаций. При этом тема урока представляется на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность сконцентрировать на них внимание учащимся. Объяснение материала сопровождается видеорядом, который может быть представлен рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала. 

Также учащиеся на уроках могут представлять свои проекты в форме презентаций. При ее подготовке ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию мышления, так необходимого современному человеку. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика.

Презентации можно предложить выполнять и группам, поэтому учащиеся учатся еще работать и вместе, постигают азы культуры общения в совместной работе. Использование ИКТ на уроках истории способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.

Активно в практике мною применяются уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, как мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов» ; энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов и другие. Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы.

Но, никакой, даже самый красноречивый рассказ учителя, не заменит фильм. Очень нравится ученикам 9-11 классов д/ф из серии «История России XX век». При изучении темы «ВОВ» использую д/ф «Неизвестная война. 1941-1942гг». В 7 классах фильмы ТВЦ из серии «История государства Российского по Н.М.Карамзину» (500 серий).

Я на своих уроках использую также образовательные ресурсы Интернета для поиска и демонстрации исторических источников, газетных и журнальных статей. Таким образом отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран.

Уроки компьютерного тестирования позволяют быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме.

Одной из основных задач в старших классах является качественная подготовка обучающихся к ЕГЭ. Для достижения этой цели мною используются задания с сайта ФИПИ, Решу ЕГЭ и т.д.

Во внеклассной работе я также использую различные формы применения ИКТ (разработаны игры в формате «Своя игра», «Брейн-ринг»). На экран выводятся задания и иллюстрированные ответы.

Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Учащимися сняты фильмы по улицам Казани, названным в честь участников войны. Они могут быть использованы как на уроках, так и классных часах. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. Просматривая фильмы о Великой Отечественной войне, ребята с большим интересом воспринимают информацию и отвечают на поставленные вопросы учителя.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.

В заключении хотелось бы отметить, что целесообразность использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе не вызывает сомнения. Внедрение этих технологий в учебный процесс позволило мне изменить форму традиционных уроков, что способствовало развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и, в итоге, повышению качества знаний.

Список литературы:

1. Берельковский И.В. История. Методика преподавания. – М., 2001.

2. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - С. 169.

3. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Чернов А.В. / Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.- С. 40-46

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.