Статья на тему «ИКТ в образовательном процессе»
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)— это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
Критерии эффективности использования ИКТ:
-экономичность;
-компактность;
-наглядность;
-возможность проведения мониторинга;
-возможность творческого развития личности.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
1. Создание презентаций.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Исследователи считают, что применение информационно-коммуникационных технологий— это одно из приоритетных направлений образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического процесса способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Презентации позволяют включать различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или Windows Live,Windows Movie Maker, создаются самостоятельно педагогом.
Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и способствует обогащению дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятии, снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
В работе с детьми используются как традиционные презентации о тех или иных событиях, героях и т.д., так и современные формы - «Виртуальный музей», «Виртуальная экскурсия», которые позволяют дать воспитанникам более широкое представление о важных моментах в истории нашей страны. «Виртуальные музеи» широко используются педагогами ДОУ, и активно пропагандируются аудитории родителей воспитанников.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Применение электронных технологий в работе, позволяет развиваться педагогу, привлекать родителей к образовательному процессу, в котором они становятся непосредственными участниками.
Создаются группы в Вайбере, Телераме. В данной форме охват родителей составляет 100%. Этот вид общения позволяет своевременно реагировать педагогам на запрос родителя и сокращать время получения родителями необходимой информации, независимо от места нахождения родителя или педагога. Google Формы и Генератор QR-кода можно использовать для анкетирования родителей.
Использование возможностей мультимедийной презентации в процессе проведения родительских собраний позволяет в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по воспитанию дошкольников. Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Регулярно родители фото и видеоматериалы, созданные в ходе различных видов и форм деятельности детей, это занятия, игры, экскурсии, праздники. Это позволяет сделать наглядным содержание образования дошкольников.
ИКТ является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.