Статья «Использование современных образовательных технологий и методов в образовательном процессе»

0
0
Материал опубликован 12 February 2018

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

об использовании современных образовательных технологий и методов в образовательном процессе

дана преподавателю экономических дисциплин Фокинского филиала ГАПОУ «БТЭиР» Алхимовой Татьяне Ивановне для предоставления в аттестационную комиссию Департамента образования и науки Брянской области по параметрам соответствия высшей квалификационной категории.

Преподавание экономических дисциплин Алхимовой Т.И. ведется на высоком профессиональном уровне с применением современных педагогических технологий и компьютерной техники.

В своей работе Алхимова Т.И использует методы активного обучения: деловые игры, ролевые игры, метод конкретных ситуаций и др. Обучающимся предлагаются практические задания, где расчет показателей происходит при непосредственной работе с отчетностью, как это принято на конкретных предприятиях. Занятия проходят в компьютерном классе.

Проведение практических занятий в форме деловых игр, тренингов, анализа и решений реальных практических ситуаций, осуществление исследовательской деятельности обучающимися способствуют приобретению ими всех тех профессиональных качеств, которые будут востребованы в будущем.

Алхимова Т.И. является руководителем курсовых и дипломных работ, выполнение которых проводится с использованием компьютерной техники. Курсовые работы связаны с курсовыми проектами по специальным дисциплинам и темами дипломных работ.

Директор ГАПОУ БТЭиР С.М.Кравченко

им. М.А.Афанасьева «____» _______2018г.

ДОКЛАД

Использование современных образовательных технологий и методов в образовательном процессе

преподавателя экономических дисциплин Алхимовой Т.И.

При обучении экономическим дисциплинам наиболее эффективными являются информационно-коммуникативные технологии и методы активного обучения: имитационные (деловые игры, ролевые игры, метод конкретных ситуаций, имитации-упражнения) и неимитационные (проблемные лекции, практические занятия, семинары и дискуссии, курсовое проектирование).

Имитационные формы обучения, позволяют обеспечить более эффективное закрепление теоретического материала, полученного на лекциях и могут стать недостающим звеном в цепочке подготовки специалиста между теоретической частью и практической деятельностью. Среди имитационных технологий обучения ведущая роль отводится деловым играм.

Подготовка специалистов включает не только приобретение ими знаний по основным дисциплинам специального цикла, но и привитие необходимых организаторских качеств, умений самостоятельно организовывать свой труд.

Проведение практических занятий в форме деловых игр, тренингов, анализа и решений реальных практических ситуаций, осуществление исследовательской деятельности обучающихся способствуют приобретению ими всех тех профессиональных качеств, которые будут востребованы в будущем.

Проводятся деловые игры в рамках изучаемых дисциплин по темам: «Принятие управленческих решений»; «Проведение производственного совещания»; «Построение организации»; «Разрешение конфликтной ситуации».

Будущие специалисты должны уметь проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение. Разбор конкретной задачи проходит в игровом режиме и имитирует работу руководителей среднего звена.

Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи обучающемуся по мере продвижения через процесс занятий.

Обучающимся предлагаются практические задания, где большинство задач построено таким образом: расчет показателей происходит при непосредственной работе с отчетностью, как это принято на конкретных предприятиях.

Занятия проходят в компьютерном классе, где обучающиеся работают в реально существующих программах, использующихся на предприятиях. Это способствует быстрой адаптации обучающихся к условиям работы на производственной практике, и, в последующем, на рабочем месте по окончанию учебы.

Практика показала, что в настоящее время наиболее эффективной для преподавания экономических дисциплин является такая активная форма обучения как «методика малых групп».

Процесс обучения в данном случае состоит из следующих этапов:

1. Преподавателем предлагается проблема для обсуждения.

2. Формируются группы от 4 до 7 человек.

3. В каждой группе выбираются необходимые роли.

4. Предоставляется время на обсуждение.

5. Дается возможность выступления представителю от каждой группы для презентации итогов работы (варианты решения проблемы, ответы на поставленные вопросы и т.д.).

6. Преподаватель обобщает прозвучавшие выводы всех групп по заданной проблеме.

7. Совместно разбираются итоги и делаются общие выводы (чему научились в ходе занятия, как можно использовать это в дальнейшем).

В начале занятия студенты получают от преподавателя четко сформулированную проблему, которая может быть выражена в форме экономической задачи.

В процессе обсуждения этой проблемы они прибегают к мозговому штурму – одному из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями.

Все высказанные идеи записываются на доске. Для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается несколько наиболее важных и перспективных направлений, которые должны обсудить студенты, разбившись на группы.

В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он может направить дискуссию в нужное русло, задавая правильные вопросы. От него требуется умение найти побуждающие к участию в дискуссии стимулы для каждого обучающегося.

Для презентации идеи от каждой группы выступает один человек. Некоторые готовят раздаточные материалы (записи на доске). После каждого выступления члены других групп задают вопросы для более детальной проработки темы.

В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп решения.

Применение в практике преподавания «методики малых групп» дает обучающимся возможность совершенствовать навыки разрешения трудных ситуаций, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, а также навыки публичных выступлений.

На старших курсах обучающиеся выполняют курсовую работу. Необходимость выполнения курсовой работы повышает их заинтересованность в изучении учебной дисциплины, формирует интерес к учебным занятиям.

Для организации занятий по выполнению курсовой работы были разработаны темы и методика выполнения курсовой работы: спец.38.02.01 МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности гр.Б-3-1, спец.15.02.01 МДК 03.01 Организация работы структурного подразделения гр.М-4-1. Каждый студент имеет индивидуальную тему курсовой работы. Курсовую работу студенты выполняют с использованием компьютерной техники.

Для группы Б-3-1 предоставляются исходные данные для выполнения курсовой работы, обучающиеся гр. М-4-1 имеют исходные данные, которые получают у преподавателя специальных дисциплин при выполнении курсового проекта.

Курсовые работы связаны с курсовыми проектами по специальным дисциплинам и темами дипломных работ, следовательно, выполнение курсовой работы является подготовкой к выполнению дипломного проекта.

Выполнение курсовой работы с использованием компьютерной техники:

- повышает заинтересованность в работе;

- ускоряет процесс ее выполнения, в особенности оформления;

- развивает навыки работы на компьютере.

Методы активного обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.

Преподаватель экономических

дисциплин ГАПОУ БТЭиР Т.И.Алхимова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации