Доклад на тему «ИКТ-компетентность педагога в проектировании урока»
Коучинг №2 | Дата: 28 марта 2022 года | Время проведения: 11-00 | ||||
Название занятия | ИКТ-компетеннтность педагога в проектировании урока. | |||||
Общие цели | - Изучить применения ИКТ в классе в качестве педагогического инструмента, помогающего в процессе обучения, а не заменяющего учителя. - Сформировать современные представления о возможностях, методах и путях использования ИКТ на уроке. - Выяснить условия, способствующие повышению результативности урока при использовании ИКТ. (Учитывая, что в казахстанских школах уже заложена основа для применения ИКТ, целью занятия является изучение текущей практики, обобщение передового опыта и определение аспектов для дальнейшего совершенствования) | |||||
Ожидаемые результаты | - Эффективное внедрение средств ИКТ в классе. - Использование ИКТ как действенного инструмента обучения, но не средства замены учителя. - Использование ИКТ для применения на практике метода обучения, предполагаю- щего вовлечение всех учащихся, и для развития социального аспекта обучения. - Использование ИКТ в целях оказания поддержки учителю, а не его замены. - Использование ИКТ для содействия в обучении учащихся с разными способностями. - Использование ИКТ для способствования групповой работе в классе. | |||||
Ключевые идеи | ИКТ- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее: 1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 2. управляемость:в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 3. интерактивность и диалоговый характер обучения. ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. 4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 5. поддержка у ученика состояния психологического комфорта при общении с ИКТ; 6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики. - Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. | |||||
Занятие 5 мин. 1 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. 12 мин. 4 мин. 4 мин. 6 мин. 10 мин. 10 мин. (2 мин.) (6 мин.) (2 мин.) 6 мин. 10 мин. 3 мин. | 1. Разминка: - "Поменяйтесь местами те, кто...". Проведение игры с учителями для создания атмосферы доверия и непринужденности. Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, никогда не выражался нецензурной бранью, пишет стихи, умеет играть на гитаре или домбре, серьезно занимается спортом, у кого день рождение весной, кто хотел бы продолжить учебу по своей профессии, кому хронически не хватает времени для занятия любимым делом?)". - Знакомство «Фраза» (5 мин). Передавая друг другу указку, необходимо обратиться к участнику по имени и закончить фразу: «Я хочу сказать Вам, что сегодня вы…». - Волшебная палочка. Ведущий предлагает передавать «волшебную палочку» (ручку, карандаш, линейку и т.д.) в произвольном порядке из рук в руки сопровождая добавлением слова по заданной теме. - Деление на 4 группы по 4 человека с использованием метода случайного совпадения частей открытки. 2. Задание: Ожидания «Цветущее поле» (5 мин). Тренер раздает каждому участнику стикер в виде цветочка и предлагает: «На своем цветке каждый должен записать свои ожидания от сегодняшнего занятия (3 мин). Затем участники по очереди зачитывают свои ожидания и крепят их на плакат с изображением поля. Такое цветущее поле украсит нашу аудиторию. Цель: определить ожидания, касающиеся проблематики тренинга. Участники пишут на стикерах свои ожидания от тренинга, озвучивают их и крепят на ватмане с нарисованным полем. 3. Фильм –притча «О ручейке» (На бойтесь изменений и никогда не останавливай-тесь на достигнутом) Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование от того, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об Улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днем запоздалой весны. На насмешливые замечания, что на дереве нет вишен, Улитка ответила: «Будут, когда я туда доберусь» 4. Информационное сообщение: - Доклад: «ИКТ на уроках» -Просмотр презентации «ИКТ-компетентность при подготовке к уроку»- слайд 1-12 (мини-лекция о ИКТ-компетентности). 5. Вопросы для участников: Какие существуют препятствия эффективному использованию ИКТ в практической деятельности. Когда, по вашему мнению, на Ваших уроках, применение ИКТ в условиях класса было максимально эффективным? 6. Задание: - Находясь в группах по 4-е человека, разбиться на пары, обсудить вопрос «Преимущества использования ИКТ на уроке или при подготовке к уроку» и «Недостатки использования ИКТ на уроке». (Посмотрите направо и тот, кого вы увидите, станет вашим коллегой в обсуждении, сами определите, кто-что будет готовить); - Группа, из 4-х человек , объединившись собирают воедино предложения по обсуждаемому вопросу и оформляют постер. - По окончанию работы, представляют ее на обсуждение всем.
- Дальнейший просмотр презентации «ИКТ-компетентность при подготовке к уроку»- слайд 13-28. 7. Задание. (раздать - критерии к презентациям, критерии оценивания работы в группе над проектом, тексты «Требования при выполнении заданий с использованием Интернета», «Виды работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет», «Факты, свидетельствующие о эффективности использования ИКТ-технологий на уроке»). - Попробуйте объяснить о прочитанном своему коллеге; - Используя текст задания, подготовьте презентацию из 2-х слайдов (с учетом требований, предъявляемых к презентации). - Представить свою часть презентации для обсуждения с последующими взаимооценками и комментариями групп. Ответы, которые рекомендуется получить в результате группового опроса/дискуссии: - Работа только с текстом является неэффективной и трудной для восприятия некоторыми учащимися, что сравнимо с применением дидактического подхода. - Диаграмма более доступна для понимания, но, по-прежнему сложна в связи с недостаточностью логики изложения. - Анимация разделяет динамический процесс на составляющие этапы, сокращая усилия умственной деятельности учащихся (презентация – это статичное изображение объектов, однако при использовании аннимаций можно придать объектам движение, звучание, различные эффекты с задержкой всего слайда или его частей). Для показа динамики процесса или явления используют возможности видеофильмов (Обратите внимание на то, что пока анимация и видеоклипы являются полезными инструментами в классе, они все же могут развивать пассивную форму обучения. Далее предложите группам определить способы, с помощью которых они могли бы использовать анимации более динамичным интерактивным способом (учащиеся могли бы написать свой сценарий к анимации и т. д.) и составьте диаграмму связей/обсудите эти идеи.) Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает в каждой группе. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания. Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания? 9. Задание. Группа из двух человек: Открыть программное обеспечение Pinnacle Studio. Загрузить файлы из папок «ИКТ на уроке». Создать видеоряд из фото-, видео- и аудифайлов с использованием возможностей программы. Показать его. ИКТ – педагогически действенный инструмент для оказания помощи учителю в обучении, а не средство замены учителя или развлечения учащихся на протяжении урока. Даже лучшие информационно-коммуникативные технологии могут быть пассивными, если их не используют эффективно. Рефлексия: Таблица Чиксентмихайна+ калифорнийский сэндвич (можно заменить анкетой оценки тренинга №1) | |||||
Материалы и оборудование | Интерактивная доска, указка, 4-е открытки, разрезанные на 4-е части, презентация «ИКТ-компетентность при подготовке к уроку», бумага А4 – 8 листов, раздаточный материал с анкетами, маркеры, стикеры в виде цветка, постеры – 4 листа, цветная бумага, магниты, раздаточный материал с критериями оценивания презентации, тексты «Глобальное потепление и парниковый эффект», фильм –притча «О ручейке, файловые папки с ауди-, фото- и видеоматериалами, ПО. | |||||
ИТОГО: | 1 час 24 мин. |