Доклад «О совершенствовании профессиональной компетентности педагогов»
Слайд «Эпиграф»
Коллектив государственной школы г.Лузы – это 50 педагогов, из которых 39 – учителя, 3 – администрация школы, 8 - воспитатели интерната, групп продленного дня, социальный педагог, логопед, педагог-психолог, старшая вожатая. Педагогический коллектив реализует программы коррекционно-развивающего, профильного обучения и предпрофильной подготовки, выявления и развития одарённых и высоко мотивированных детей.
Слайд «Модель методической работы»
Основные акценты делаются на процесс перехода на ФГОС второго поколения, информатизацию школьного образования, выявление и распространение опыта учителей по данной проблеме, внедрение электронных средств обучения в практику работы учителей, организацию дистанционного обучения, переход на электронный документооборот. И как следствие огромной проделанной работы за последние несколько лет – повышение категорийности педагогов.
Слайд «Доля аттестованных педагогов»
Все, у кого есть три последних результативных года – уже аттестованы на первую или высшую квалификационные категории. Нет категорий только у молодых педагогов со стажем работы менее 3-х лет и у тех, кто работает в нашей школе первый год. Мы работает по каждому критерию с каждым педагогом.
Слайд «Аттестация»
Аттестация является одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности. Сегодня это не только диагностическая, оценивающая процедура, но и развивающая, прогностическая, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке, заставляет работать на результат. Здесь большую роль играет отслеживание результативности, привлечение педагогов к подготовке и проведению различных мероприятий, проведение ежегодных практикумов по подготовке аттестационных дел. Очень облегчает работу и педагога, и администрации при этом электронная база данных, где каждый может взять все необходимые сведения за последние пять лет. Она находится в сетевой папке, доступной каждому. Не нужно искать журналы, протоколы и т.д. По этой базе можно за 10-15 минут просчитать баллы и, либо готовить аттестационное дело, либо сделать вывод, на какие критерии в работе нужно обратить внимание.
Далее я скажу о тех направлениях методической работы, которые отражены в таблицах критериев по аттестации и о том, каких качественных и количественных результатов добились наши педагоги, и как это работает на аттестацию.
Слайд «Курсовая подготовка, %»
Одна из наших главных задач – обеспечить профессиональный рост и развитие учителей. Я имею ввиду курсы повышения квалификации. В последние годы идут поиски новых форм обучения: дистанционные курсы повышения квалификации; очно-заочные курсы; курсы на базе района; выездные курсы (хотя пару лет назад нам были доступны даже федеральные стажировочные площадки, педагоги повышали квалификация в Екатеринбурге, Казани, Вологде, С.Петербурге). Перспективный план курсовой подготовки постоянно корректируется, пересматривается. Задача – 100% обучение на курсах по ФГОС близка к выполнению.
Слайд «Участие в профессиональных конкурсах, результаты за 2015-2016»
Год от года педагоги всё активнее принимают участие в различных профессиональных конкурсах. На слайде вы видите результаты только за последний год. В основном это конкурсы по разработке современного урока с использованием ИКТ и урока в соответствии с ФГОС.
Слайд «Результаты ЕГЭ, ОГЭ за 5 лет»
Деятельность педагогов направлена на достижение качественных результатов: за 3 последних года уровень обученности повысился с 98% до 98,9%, качество знаний составляет не менее 47%. На педагогических советах по итогам учебного триместра, года обязательно отслеживается уровень освоения государственных стандартов, доля обучающихся на «4» и «5», соответствие средних баллов по предметам областным показателям именно в сравнении с критериями таблицам по аттестации. Педагоги видят на слайдах наглядно, как они поработали на свою аттестацию в конкретном учебном периоде.
Выпускники школы показывают прочные знания на итоговой аттестации. Ежегодно средний балл на ЕГЭ превышает областные показатели по 3-6 предметам. Какой ценой это дается – это, конечно, отдельный разговор.
Слайд «Результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах»
Большое внимание коллектив школы уделяет работе с одаренными детьми. И как результат учащиеся школы являются победителями и призёрами различных конкурсов, чемпионатов, конференций муниципального, регионального и федерального уровней. Каждый год появляются всё новые и новые конкурсы. Мы пробуем, отказываемся от одних, ищем новое. За последние два года только студия школьного телевидения «Спектр» принесла в копилку школы более 20 дипломов различных очных и заочных фестивалей и конкурсов областного и всероссийского уровней. И, если раньше при подготовке аттестационных дел мы брали даже дипломы школьного уровня, то сейчас у большинства педагогов есть в «копилке» призовые места учеников областного и выше уровней.
Слайд «Проект «Школа цифрового века»
Особо хочется сказать об ИКТ – компетентности педагогов. Четвертый год мы не ведем бумажный журнал, только электронный. Почти все зарегистрированы в различных сетевых сообществах. В основном на сайтах НУМИ.ру, ПРОШКОЛУ.ру, МЕТОДИСТЫ.ру и других. Все, кто проходит аттестацию, имеют публикации в электронных периодических изданиях. На школьном сайте уже размещено более 30 электронных портфолио, создаются сайты педагогов, классов. Активно работает школьный сайт, который был создан как инструмент сетевого взаимодействия самого учреждения, так и всех участников образовательного процесса. Все педагоги со своего компьютера имеют выход в интернет, используют цифровые образовательные ресурсы (для удобства на школьном сайте создан их большой каталог.) С прошлого года – все активно используют сетевые папки. Поэтому критерии по применению ЦОР, осуществлению контрольно-оценочной деятельности с применением ИКТ, наличию публикации, электронного портфолио имеют максимальное значение в баллах у всех, кто проходил аттестацию за последние 2-3 года. Конечно приходится помогать методически и технически. На это уходит много времени, но при подготовке аттестационных дел остается просто собрать всё воедино.
Слайд «Инновационная деятельность на уровне школы и области»
Два года на базе школы работала региональная инновационная площадка «Школьный образовательный округ: моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений», школа приняла участие в работе областных экспериментальных площадок «Внедрение электронных средств обучения в практику работы современного педагога», «Имидж образовательного учреждения». Конечно, здесь участвовали далеко не все педагоги. Но ежегодно в сентябре издается приказ об инновационной деятельности на уровне школы, где в реализации проектов участвуют все. Поэтому, критерий «Осуществление инновационной деятельности» даёт педагогам от 1 до 3 баллов.
Слайд «Волонтеры»
Большое внимание уделяется участию в общественной деятельности. Ни одно районное спортивное соревнование среди взрослых не обходится без команды «Госшкола». Также педагоги по графику работают в проекте «Волонтеры информационного общества». Помогают в агитации на такие дела обещанные баллы к аттестации.
Слайд «Награждения педагогов»
Одним из фактов признания заслуг, успехов и достижений работников в развитии, воспитании и становлении личности, профессионализма и авторитета среди коллег является их награждение на уровне школы, района, области и, конечно же, награждение отраслевыми наградами. Награждение – это не просто официальная процедура, а долгая, кропотливая и ответственная работа, конечным итогом которой должен стать выбор достойнейших. Отслеживание результативности сопровождается мониторингом награждений на всех уровнях. Ведется специальная электронная таблица, где по годам занесены все награды. В настоящий момент в школе 7 педагогов награждены Грамотами Министерства образования и науки РФ, 5 – имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования». До 5 человек ежегодно мы представляем к наградам регионального уровня. И ни одной характеристики нам не развернули.
Слайд «Вывод»
Для целенаправленной работы по управлению педагогическим коллективом, повышению его профессиональной компетентности требуется грамотная организация методической работы. Работа с педагогическими кадрами – это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на развитие творческого потенциала учителя и, как следствие, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся.