ИКТ-компетентность педагога
ИКТ - компетентность учителя
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для меня, как учителя, новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают мою работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Благодаря использованию ИКТ- технологий становится возможным выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц, кроссвордов), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе. Интернет дает возможность учащимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах.
Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни.
Использование Интернет позволяет организовать дистанционное обучение, дает возможность организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение.
Таким образом, применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Ресурсы сети Интернет я использую для самообразования и дистанционного повышения своей квалификации. Систематически участвую в образовательных вебинарах, на которых выступают авторы издательства, широко известные и авторитетные специалисты.
С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах.
Ресурс | Обоснование выбора ресурса | Системность использования ресурса | Методическая и практическая результативность применения ресурса |
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/ | Рабочие программы, нормативные документы, федеральные уроки для школьников, конструктор рабочих программ, функциональная грамотность, методические пособия и видеоуроки, всероссийские просветительские мероприятия и конференции, неурочная деятельность. | Разработка РПУП по новым ФГОС, подготовка к занятиям «Разговоры о важном» | Самообразование, получение актуальной информации, разработка РПУП. |
Российская электронная школа | Полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. | На отдельных уроках. Для предупреждения отставания часто болеющих детей. В период дистанционного обучения. | Свободный доступ для освоения материала в удобное время. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru | Сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с ФГОС: наборы цифровых ресурсов к учебникам; поурочные планирования; методические рекомендации; инновационные учебные материалы; инструменты учебной деятельности; электронные издания; коллекции. | При подготовке к уроку, внеклассному мероприятию, родительскому собранию | Интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи. |
Информационно-справочные системы «Гарант», «Консультант Плюс» | Обновление информационного материала преподавателя документами, получение консультативной помощи | Регулярно используются при подготовке родительских собраний и решении проблемных ситуаций | Использование нормативно-правовых документов в содержании родительских собраний. Применение информации при разрешении спорных и конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Самообразование. |
Комплексная программная информационная система «Сетевой город. Образование» (Электронный журнал) | Возможность фиксации и получения информации об организации, текущей успеваемости ученика. Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах и др. | Ежедневная работа с ресурсом. Заполнение журнала, выставление оценок, внесение дополнений и изменений. Возможность ограниченного доступа для обучающихся и родителей. | Открытость содержания предмета, возможность регулярного контроля за выполнением календарно-тематических планов дисциплин. Обеспечение высокой мотивации родителей и обучающихся в процессе обучения. |
Общероссийский проект «Школа цифрового века» | Вовлечение преподавателя и в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных ИКТ. Знакомство с содержанием предметно-методических изданий, использование дистанционных образовательных ресурсов. | Ежемесячное бесплатное получение электронных предметно-методических журналов. Возможность дистанционного обучения. | Получение актуальной информации по предметам через электронные пособия и журналы. Знакомство с содержанием дистанционных курсов. |
Личные кабинеты на сайтах | Размещение и хранение профессиональной информации, возможность публикации авторских материалов, участие в конкурсах и вебинарах, пользование ресурсов коллег. | При подготовке к урокам, занятиям, мероприятиям. Самообразование | Обновление материалов, регулярное использование материалов. |
Личный сайт | Мой сайт – это моя копилка, хранилище архивных материалов, документов, методических разработок, дидактического материала | Обновление информации сайта проводится по мере необходимости | Предоставление актуальной информации, хранение информации о собственной методической работе. |
Образовательные платформы: «Учи.ру» https://uchi.ru , «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru | Возможность выполнять интерактивные задания по всем разделам школьной программы, участвовать в онлайн - олимпиадах, вебинарах. Интерактивные курсы на платформах полностью соответствуют ФГОС и ПООП. Вкладка «Виртуальный класс» на «Учи.ру» | При необходимости дифференцированного подхода к учащимся при освоении отдельных предметов и тем, в рамках работы с одарёнными детьми, работы по развитию познавательного потенциала каждого ребёнка. Онлайн-уроки в период дистанционного обечения. | Система подстраивается как под одаренного ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний и навыков. Сайт является инструментом инклюзивного образования. Учитель имеет возможность отслеживать индивидуальные успехи каждого ребёнка, динамику развития. |
Инфоурок https://infourok.ru/main | Бесплатные видеоуроки, классные часы, олимпиады для учащихся. | В период дистанционного обучения. При подготовке к классным часам. | Сводная информация по участию в олимпиадах каждого учащегося. |
Экокласс. РФ. https://xn--80ataenva3g.xn--p1ai/ | Специальные онлайн - уроки с видеоматериалами, игровыми интерактивными заданиями и состязаниями. Помимо увлекательной информации, уроки содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы. Комплект для занятия разработан таким образом, что требует от ведущего минимум усилий и времени для его подготовки и проведения. | На уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности. | Реализация задачи экологического просвещения младших школьников, формирования активной жизненной позиции. |
Киноуроки | Кинокартины формирующих нравственный, культурный и интеллектуальный потенциал учащихся. Качественный сопровождающий методический материал к урокам. | Во внеурочной деятельности. | Реализация задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников. |
Сайт «Начальная школа» | Сайт, посвящённый учебникам и учебно-методическим пособиям для начальной школы издательства «Просвещение». Предоставляется возможность получить информацию об учебно-методических комплексах «Школа России», материал необходимы для эффективной педагогической деятельности. | При подготовке к занятиям – регулярно. При необходимости – вебинары для родителей. Согласно графику контроля - подготовка к Всероссийской проверочной работе | Возможность дистанционного обучения в Педагогической заочной школе. Участие в дистанционных конференциях, конкурсах фестивалях. Постоянное получение информации о новинках издательства «Просвещение». Знакомство с новыми методиками и технологиями обучения, с практикой по УМК «Школа России». |
| Популярность ресурса. Большой объём почтового ящика Большой объём, лёгкость загрузки и доступа к «Облаку» | По мере необходимости для связи. В период дистанционного обучения. | Резервная почта для связи с ОО, родителями, получение объявлений о предстоящих мероприятиях для педагогов и учащихся от образовательных сообществ на электронный адрес. Загрузка опорных конспектов уроков в период дистанционного обучения. https://cloud.mail.ru/public/35Q6/29fPHjzLn |
| Единая система электронного обучения РК. Организации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. | Систематическое самообразование | Повышение квалификации в ходе прохождения курсов |
В соответствии с материально-техническим обеспечением реализации ФГОС НОО учебный кабинет оборудован интерактивным программно-аппаратным комплексом Smart, ноутбуком, МФУ Kyocera ECOSYS M2540dn, документ-камерой IQBoard IQView E3511.
Являюсь уверенным пользователем ПК. Знание программы Word, PowerPoint, Publisher, Paint, WordPad, ProshowProducer, Excel и других активно использую для подготовки уроков, занятий во внеучебное время, создания контрольно-измерительных материалов, тестов, занимательных, дифференцированных, индивидуальных заданий и т.д.
Возможности ИТК помогают мне создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделю основные:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
использование готовых программных продуктов (активно использую электронные приложения к учебникам М.И. Моро, А.А. Плешакова, В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого);
поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание тестовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде;
участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах;
фиксация образовательных продуктов в электронном виде (РПУП «Школа России, презентации и выступления на разных уровнях);
оптимизация работы с родителями (создаю презентации к родительским собраниям, памятки, буклеты).
В своей работе активно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте, математики. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации.
ИКТ использую как средство организации контроля усвоения учебного материала, оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке. На уроках использую задания-игры, которые позволяют объективно и быстро провести мониторинг качества знаний учащихся. Такие задания широко представлены в программно-методическом комплексе «Академия младшего школьника» http://www.logozavr.ru/9/. Он предназначен для использования в начальной школе и включает в себя обширный набор интерактивных дидактических игр для закрепления знаний и навыков по основных учебным предметам с 1 по 4 классы: русский язык, математика, окружающий мир.
По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования
объективность в оценке
тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию
автоматическая обработка результатов тестирования
разнообразные формы тестовых заданий
индивидуализация процедуры тестирования
упрощение и ускорение организации проведения тестирования,
сохранение результатов тестирования с целью проведения их анализа; информационный коммуникационный компьютерный тестовый
позволяет узнать ученику свой результат сразу, а не по прошествии некоторого времени
Работаем по программе «Отличник» http://www.otlichnyk.ru, которая способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1- 4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются - это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников.
Для организации контроля усвоения учебного материала использую не только готовые формы, но и создаю свои продукты (https://learningapps.org/user/ТатьянаВяч)
Учащиеся свободно ориентируются в информационном пространстве: создают индивидуальные и школьные проекты с использованием ИКТ, выполняют учебные и творческие задания в электронной форме с использованием ИКТ, используют для представления своих работ самостоятельно выполненные компьютерные презентации. Являются участниками и призёрами конкурсов по ИКТ на различных уровнях, принимают участие в онлайн - олимпиадах.
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
принцип доверительности,
принцип обратной связи.
ИКТ технологии использую в дистанционном обучении: технологии представления образовательной информации; технологии передачи образовательной информации; технологии хранения и обработки образовательной информации.
В 2021-2022 учебном году в период дистанционного обучения активно проводила онлан-уроки в «Виртуальном классе» на «Учи.ру».
Таким образом, применение мною ИКТ в учебном процессе (создание и использование электронных образовательных ресурсов, собственного сайта, осуществление контрольно-оценочной деятельности средствами ИКТ, и др.) и во внеурочной деятельности позволяет:
совершенствовать организацию преподавания, повысить индивидуализацию обучения (максимум работы с каждым учащимся);
повышает продуктивность самоподготовки после уроков; является средством индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
даёт возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения.
Использование ИКТ на уроках позволяет мне сделать урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) наиболее наглядным более интересным, наглядным, вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, а, следовательно, способствует повышению качества образования.