"Имя прилагательное. Закрепление"
Конспект урока по русскому языку на тему: «Имя прилагательное. Закрепление»
3 класс. УМК «Школа России»
Цель: создание условий для закрепления и обобщения знаний об имени прилагательном.
Задачи: Обучающие: закрепить знания учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках, о согласовании с именем существительным, о роли имен прилагательных.
Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому материалу, зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, формировать коммуникативные навыки, воспитывать настойчивость при выполнении учебных задач.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданием для самостоятельной работы, сигнальные карточки Светофор, карточки для составления алгоритма.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство. А кто знает, кто такой «детектив»? (ответы детей). Заглянем в словарь Ожегова: «Детектив – это …(слайд 2- 3)
-Какое близкое по значению слово можно подобрать к слову «детектив»? (сыщик) Слово «детектив» пришло к нам из английского языка.
- Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. А еще мы будем оценивать свою работу. За каждый этап работы вы будете ставить себе отметку. Если вы считаете, что активно участвовали в задании, будете ставить себе 5 баллов, если вы были слушателем, поставите себе 4 балла, и в конце урока мы узнаем, какую отметку вы заработали.
-А чтобы работать в детективном агентстве, мы с вами должны быть какими? (активными, внимательными и т.д.) Если мы будем такими, тогда наш урок пройдет удачно.
2.Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите число, а ниже классная работа.
-Слово «детектив». Какой звук слышится в начале слова? Дайте ему характеристику.
-Какой звук еще обозначает эта буква? На письме эти 2 звука обозначаются буквой Д
(Прописывание большой и маленькой букв)
3.Определение темы и цели урока
-Чтобы узнать, по какой теме мы будем работать, я предлагаю вам такое задание.
(слайд 4) Перед вами таблица с буквами и таблица со стрелкой, которая указывает путь. Проследите глазами за стрелкой, пожалуйста, и вы узнаете тему нашего урока (Тема: Имя прилагательное. Закрепление)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (закрепим наши знания об имени прилагательном, проверим умение определять род, число, падеж имен прилагательных.)
-В наше детективное агентство поступила оперативная сводка.
(Учитель вывешивает карточку со словом «оперативная сводка»)
-Ребята, предположите, что такое «оперативная сводка»? (какие-то новости, сведения, …..) Если мы хотим точно узнать толкование слова, то мы должны обратиться куда, к кому? Всегда, если вы в чем-то сомневаетесь, нужно искать мнение специалиста или посмотреть в словаре. Так поступают современные люди. Оперативная сводка – это получение и сбор данных о каком-то происшествии или событии. Так вот, поступила оперативная сводка, что пропала часть речи, которая не имеет постоянных признаков и постоянно идет за каким-то главным словом. Что это такое пропало из русского языка? Ваши предположения. (Это имя прилагательное)
-Докажите, что это имя прилагательное. (Для имени прилагательного имя существительное - это главное слово, имя прилагательное согласуется во всем с именем существительным)
4.Актуализация знаний. Работа в парах
-Вы были очень внимательны, поэтому вам доверяют более серьезную работу. У вас на столах лежат листочки. Мы разобрались, что такое оперативная сводка, и мы будем работать как? (Оперативно)
(Учитель показывает карточку со словом «оперативно») Это какое слово по отношению к слову «оперативная»? (однокоренное) Какая часть речи? (наречие) Докажите, что это наречие. (отвечает на вопрос «как?», имеет суффикс «О»)
-Подберите синоним к слову «оперативно» (быстро, в темпе, плодотворно)
-Так вот, вы сейчас оперативно поработаете в паре, как настоящие сыщики. Но сначала нужно вспомнить Правила работы в парах: (слайд 5)
1. Один говорит, другой слушает.
2. Если не понял, переспроси.
3.Свое несогласие высказывай вежливо.
4. Работать должны оба.
-Ребята, детектив составляет фоторобот. А вы будете составлять словесный портрет имени прилагательного. Вам нужно выйти, озвучить этот «портрет» так, чтобы мы сразу узнали, да, это имя прилагательное.
(Вызываются и заслушиваются несколько пар.)
-Есть ли изменения или дополнения? Как вы считаете, как ответила первая, вторая, третья пара?
-Теперь вы никогда не спутаете имя прилагательное ни с какой другой частью речи. Оцените свою работу на данном этапе нашего расследования.
5. Работа у доски
-Теперь вы пойдете по следам имени прилагательного.
Задание: -На доске записаны словосочетания во множественном или в единственном числе. Вам нужно определить в каком числе употреблено прилагательное и записать словосочетание с прилагательным в другом числе. Объяснить пропущенные орфограммы. Выделить окончания имен прилагательных.
-Но сначала давайте вспомним алгоритм определения числа имени прилагательного. (Учителем вывешивается табличка со словом Алгоритм)
1.Найти имя существительное , с которым связано имя прилагательное.
2. Определить число имени существительного.
3. Определить число имени прилагательного.
П . левая р.машка - ………р.машки, з . лёный .гурец - ……… гурцы,
а..уратные т.тради - …….т.традь, , ж . лтая яг.да - ………яг.ды.
Вывод: От чего зависит число имени прилагательного? (от числа имени существительного)
-Молодцы, оцените свою работу. Если вы работали активно, поставьте себе на полях тетради «5», если вы были слушателем, поставьте «4».
-Вы проделали большую работу, давайте отдохнем.
6.Физминутка
-Давайте поиграем в игру. Называется она «Школа разведки»
Я буду называть прилагательные. Если я назову прилагательное мужского рода, хлопают мальчики, если назову прилагательное женского рода, то хлопают девочки, если среднего рода, все поднимают руки вверх.
Прекрасная, сильный, светлое, розовый, теплое, желтая, цветочная, веселое, красный, белый, зеленые, черная, дальний, весенняя, кислое, шустрые, громадный, маленькая, заросшее, смуглая, солнечные, старинный, утренняя, темный, мягкая, зимнее.
-Как вы сейчас определяли род имени прилагательного? (по вопросам)
-Назовите вопросы, на которые отвечают прилагательные мужского, женского и среднего рода.
-А как еще можно определить род имени прилагательного? (по окончаниям, по роду имени существительного, с которым прилагательное связано по смыслу)
(Учителем дополняется алгоритм на доске)
7. Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону
-Уважаемые детективы, сейчас вы покажете, как вы умеете работать самостоятельно. (слайд 6)
У вас на карточке даны пословицы. Вам нужно их прочитать, выбрать словосочетания прил+сущ, определить род прилагательного и записать это словосочетание в соответствующий столбик. Выделить окончания. Работать у нас будут 3 группы детективов. 1 ряд будет заполнять первый столбик -м.р., второй ряд – ж.р., а третий ряд – с.р.
Если вы быстро справитесь со своим заданием, можете выполнить и задание других детективов. (Слабым учащимся дается это же задание на карточке, но с уже выделенными словосочетаниями)
1. Доброе слово лечит, а злое калечит. 2.Корень учения горький, да плод его сладкий. 3. Хорошая книга – лучший друг. 4. Ранняя весна – много воды. 5. Добрые дела красят человека.
-Итак, уважаемые детективы, давайте проверим.
-На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода? ж.р ? с.р?
-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ой, -ый, -ий)
-Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? (-ая, -яя.)
-Какие окончания имеют прилагательные с.р.? (-ое, -ее)
-А почему никто не выбрал из последней пословицы словосочетание «добрые дела»? (потому что во множественном числе нельзя определить род имени прилагательного)
-Молодцы, оцените свою работу.
8. Фронтальная форма работы.
- Неизвестное лицо прислало нам материал для работы. (слайд 7) Этот неизвестный не сказал, кто он, но мы сможем догадаться. О нём известно, что с ним не любят встречаться прохожие на улицах. Думаю, к концу задания нам удастся узнать кто это.
-Вспомним, от чего зависит падеж имени прилагательного? (От падежа имени существительного, с которым прилагательное связано по смыслу)
(Учителем дополняется алгоритм на доске) Работа по учебнику. Стр 85 упр 149.
Вывод: -Какой можно сделать вывод? (Падеж имени прилагательного зависит от падежа имени существительного)
-Молодцы, ребята. А как вы думаете, кто тот неизвестный гость, который принес нам это задание? Напомню, с ним не любят встречаться люди на улице, потому что встреча с ним считается плохой приметой. Кто это? (слайд 8) (Черный кот) Говорят, что встреча с черным котом сулит неудачный день. Но я вам скажу, что все это выдумки. И обижать черных котов совершенно не за что.
-Смотрите, в нашей отгадке тоже есть имя прилагательное. Назовите его. Определите род и число этого имени прилагательного.
-Молодцы. Оцените свою работу над этим заданием.
9. Проверь себя «Согласен – не согласен». (слайд 9) (С использованием сигнальных карточек Светофор. Если ребята согласны с высказыванием , то они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то красного)
1 Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
2 Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?
3 Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам, числам и падежам.
4 Род имен прилагательных зависит от глагола.
5 Имена прилагательные по падежам не изменяются.
6 С помощью имен прилагательных письменные тексты и устная речь делается более выразительной, точной, красочной и яркой.
7 В предложении имя прилагательное является определением и подчеркивается волнистой линией.
Вывод: -Ребята, что мы с вами сейчас делали? Оцените свою работу, как вы считаете, какую отметку вы бы себе поставили?
10.Подведение итогов. Подсчитывание результата.
-Ребята, а какова была цель нашего урока? (Закрепить знания об имени прилагательном, вспомнить все, что мы знаем об имени прилагательном) Как вы считаете, достигли ли мы нашей цели?
-Вы целый урок оценивали свою работу. Теперь, чтобы узнать, какова итоговая отметка вашей работы, вам нужно сделать следующее. Сложите все числа и полученный результат разделите на 5. Деление с остатком мы проходили. Число, которое вы получите в частном, и будет вашей отметкой за урок.
11.Оценивание учителем.
12.Рефлексия. -Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Вы настоящие сыщики. На партах у вас лежат смайлики. Поднимите такой смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас. За что бы вы могли похвалить себя? (ответы детей)
13.Д/з Подобрать 3 загадки, где в описании предметов используются имена прилагательные. Записать эти загадки в тетрадь, выделить окончания, определить род.
-Молодцы, детективы, спасибо всем за отличный урок!