Выступление «Индивидуальная помощь в социальном воспитании подростка»
Сообщение социального педагога на методическом объединении классных руководителей по теме:
«Индивидуальная помощь в социальном воспитании подростка».
Трудности в понимании причин и механизмов поведения окружающих часто выступают в качестве социальной дезадаптации школьников. Особенно это отмечается в подростковом возрасте. Подростковый возраст занимает особое положение – с ним связан переход от одной эпохи жизни к другой, от детства к взрослости, именно это обстоятельство делает его наиболее сложным, ответственным и во многом противоречивым.
Подростничество - период становления личности, который характеризуется следующими новообразованиями:
ростом критичности к себе,
потребностью в активном общении,
появлением чувства взрослости, которое формируется в результате изменения социальной позиции ребёнка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии, а так же резким развитием индивидуального уровня самосознания; стремлением к равноправию со взрослыми,
потребностью в самоутверждении,
стремлением к самовоспитанию,
социальным сознанием.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и соотношения, формируется своё Я- концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека. Я- концепция определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Наличие позитивной Я- концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации личности подростка.
Подросток, находясь в процессе адаптации к меняющимся условиям, испытывает различного рода трудности. С одной стороны, он получает свободу действия, с другой стороны - не имеет достаточного опыта и необходимого объёма социальных знаний, умений и навыков. Всё это происходит на фоне кризиса подросткового возраста, для которого характерен максимализм восприятия, повышенная конфликтность, не критичность оценок, снижение родительского авторитета и т.д. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности. В связи с этим особое внимание уделяется учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальная компетентность личности рассматривается как комплекс психологической и технологической готовности человека к социальному взаимодействию и обеспечению успешной социализации.
Учёные социальную компетентность подростка понимают, как интегративное личностное образование, объединяющее группы компетенций: ключевые (знания и представления подростка о себе; знания ролевых требований и ожиданий; знания общечеловеческих норм; умения и навыки эффективного социального взаимодействия; восприятие себя как социального субъекта; способность анализировать социальную ситуацию; готовность к моделированию социально полезной деятельности); базовые
(осуществление самоанализа, самодиагностики; осуществление планирования собственной деятельности; осуществления самоорганизации, самоконтроля и само регуляции по параметрам; специальные (изучить права и обязанности; владеть навыками межличностного взаимодействия, конструктивного общения; формировать умения и навыки, связанные с самоорганизацией и самоуправлением; проявлять социальную активность; уметь дифференцировать общественные требования и переводить их в персональные); оценочные (уровень социализированности; уровень коммуникативности; уровень социальной компетентности; правомерность поступков). Каждая из групп компетенций зависит от предыдущей и обуславливает последующие.
В подростковом возрасте в качестве ведущей выступает общественно-полезная деятельность в разнообразных формах и личное общение со сверстниками, взрослыми. Огромную роль в формировании гармонично развитой личности играет окружающая среда. Подросток получил свободу действия в среде, но он встречается с трудностями на каждом шагу: переживает возрастной кризис; отмечаются семейные неурядицы, бытовые ссоры; он сталкивается с непониманием и попадает в сложные жизненные ситуации. Справиться самостоятельно с такими трудностями большинство подростков не в состоянии.
Для того, чтобы личность могла само реализовываться, ей необходимо специальное социально-педагогическое сопровождение, направленное на формирование социальной компетентности, которое осуществляется в условиях общеобразовательного учреждения.
Социальная компетентность в подростковом возрасте предполагает наличие базовых знаний об устройстве общества, функционировании социальных институтов, своих прав и обязанностей; умений взаимодействовать с людьми, владение навыками общения и взаимопонимания, самопроявления, как в семье, так и в группе сверстников.
К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку подростка, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:
понимание сути оказываемой поддержки;
профессиональная готовность;
формирующее начало;
личностные качества.
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, непосредственно осуществляет классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребёнке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы, регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности получения информации.
Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где подросток находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:
образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
социально-психологическую (организация работы с привлечением специалистов-психологов);
посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и образовательным учреждением)
Практическая часть работы с такими детьми начинается с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей-предметников, опекунов, учащихся.
Причины обращения:
ребёнок остался без попечения родителей;
трудное материальное обеспечение в семье;
родители не должным образом занимаются воспитанием детей;
родители испытывают трудность в воспитании детей.
На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи.
Если ребёнок объективно находится в трудной жизненной ситуации:
ребёнок систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;
у ребёнка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;
ребёнок систематически опаздывает на учебные занятия;
ребёнок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.
Социальный педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребёнка или делает запрос по этому вопросу в органы опеки и попечительства, ОДН по месту жительства.
Осуществляется социально-педагогическая деятельность с семьёй - как важным фактором социализации.
В педагогическом процессе родители имеют статус субъекта семейного воспитания. Условиями недостаточного усвоения детьми общественных норм является низкий образовательный и культурный уровень родителей или просто не умение правильно и своевременно воздействовать на своего ребёнка.
С целью повышения уровня педагогических знаний родителей в ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово» проводятся на родительских собраниях беседы, занятия, которые включают обучение родителей методам и приёмам воспитания детей в определённых ситуациях. Деятельность осуществляется по следующим направлениям: установление гармонических отношений в семье; наблюдение за поведением ребёнка; выработка желательного поведения; рекомендации родителям.
Активная включенность семьи в педагогический процесс способствует осознанию подростком себя частью общества. Он начинает осваивать новые общественно значимые позиции, делает попытки в самоопределении.
При взаимодействии с подростком родителям следует не столько декларировать нормативные требования, сколько помогать анализировать возможные варианты поведения человека в ситуации социального взаимодействия. Трудно ожидать, что у подростков сформируются нравственная устойчивость, ценность здорового образа жизни, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные истины, на деле поступает вопреки им. Учитывая, что на поступках детей отрицательно сказываются противоречия между словом и делом родителей, взрослым рекомендуется быть более ответственными в своём поведении.
В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. Психолог должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникновение подозрения по поводу их нарушений, чтобы социальный педагог своевременно принял действенные меры по защите прав ребёнка. Наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:
Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, беседы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребёнка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболее эффективными приёмами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребёнка, проекция результата, обсуждение на равных.
Социальный педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребёнку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: социальный педагог тесно связан с органами социальной защиты населения, если ребёнку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание материальной помощи), с органами опеки и попечительства и ПДН (ходатайство вернуть в школу ученика, принять меры к родителям, не исполняющим свои обязанности по обучению, воспитанию и содержанию своих детей).
Социальный педагог оказывает социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также по вопросам деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Социальный педагог оказывает социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным вопросам, трудовым, гражданским вопросам.
Социальный педагог оказывает социально-экономическую помощь, направленную на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат на материальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальный педагог оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление конфликтных ситуаций во взаимоотношении детей с родителями, сверстниками, учителями: один раз в месяц в школе проводятся заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
К социальному педагогу за помощью обращаются не только педагоги и родители, но и дети. И задача социального педагога – не только внимательно выслушать ответ ребёнка, но и принять его за основу будущего диалога, дать ему почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает.
В работе социального педагога используются разные эффективные приёмы и способы педагогической поддержки с учётом индивидуальных особенностей каждого обратившегося за помощью ребёнка. Дети группы «риска» находятся под постоянным контролем завуча по воспитательной работе, социального педагога, классного руководителя. Ведётся большая работа по привлечению данных учащихся во внеурочный вид деятельности (кружки и секции) во время проведения ярмарок дополнительного образования и индивидуальных бесед.
Социальный педагог не только оказывает педагогическую поддержку, но и проводит работу по профилактике социальной незащищённости ребёнка.
20.09.2010 г. прошёл российско-американский «круглый стол» на тему «Опыт социализации подростков и молодёжи: политика бизнеса, государства и гражданского общества».
Образование становится сегодня важнейшим институтом социального развития общества. Задача образования как самой крупной социальной сети - партнёрство с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, сферы науки, культуры и бизнеса. Мир стремительно меняется. По прогнозам американских экспертов, нынешние старшеклассники за время своей трудовой жизни сменят от 10 до 14 мест работы.
Усиление модернизационных процессов и резкое ускорение темпов социализации привели к появлению особого типа социализации – информационной. Так, например, на завоевание 50 - миллионной аудитории радио потребовалось 38 лет, телевидению - 13 лет, Интернету – 4 года, айфону – 3 года, а международной социальной сети Facebook всего 2 года. Надо понимать, что школьники и студенты, получающие образование сейчас, будут иметь профессии, которых ещё нет, будут использовать технологии, которые ещё не родились, и решать задачи, о которых мы не знаем. И если образовательное сообщество будет «болеть» эгоцентризмом и обособится от других институтов социализации, от институтов экономики, бизнеса и культуры, мы проиграем. Наши дети сформируют такие личностные характеристики, которые позволят им успешно реализовать себя в таком непростом мире. Ещё один важнейший институт социализации, который требует развития - школьное самоуправление. Площадка самоуправления, где представлены бизнес, учащиеся, учителя и родители, является эффективной школой социализации. В ходе состоявшихся на «круглом столе» дискуссий неоднократно подчёркивалось, что успешная социализация подрастающего поколения в гражданском обществе требует реализации комплекса мер. В том числе поддержка образовательных, воспитательных и реабилитационных проектов, обеспечивающих формирование гражданской активности и социализацию всех слоёв молодёжи и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографические ссылки
Липский И.И. Политика в области воспитания: новые идеи // Вопитание школьников. - 2005.- № 5. с. 10.
Гиенко Л.Н. Формирование социальных компетенций подростков в условиях общеобразовательного учреждения / Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога воспитателя, социального педагога, педагога-психолога: материалы III-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. П.А. Шептенко. /Барнаул: АлтГПА, 2009. - с. 207-212.
Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы «риска». Диссертация. – Кострома: КГУ. 2006. http:// www/iqlib.ru/book/preview/D420619EDED941B9933885E119CA7106
Ванье Ж. Каждый человек - священная история. – М., 2008.
Загладина Х.Т. Социализация подростков и молодёжи: роль бизнеса, гражданского общества и государства / Воспитание школьников. -2011.-№ 2. с. 29-32.