Выступление «Молодежные инициативы как фактор формирования положительных социальных установок у подростков»
Публикация
на тему:
«Молодежные инициативы как фактор формирования положительных социальных установок у подростков»
Подготовила:
социальный педагог МАОУ «СОШ № 7» городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Яценко Марина Васильевна
Формирование у подростков положительных социальных установок, таких как: самостоятельность, ответственность, способность активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится актуальной и одной из важнейших задач педагогов и родителей.
Целенаправленное воспитательное воздействие дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с отрицательного на положительный мотив.
Подросток в силу своих возрастных особенностей не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста. Усилия традиционных институтов социализации подростков (институтов семьи и образования) оказываются недостаточно эффективными в адаптации подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.
Формирование инициативности особое значение имеет в подростковом возрасте. Социальное развитие в этом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Прорыв к взрослости приводит подростков к качественно новому характеру социально-интеллектуальных способностей и социально-поведенческих действий.
Инициативность помогает сформировать у подростков такие положительные социальные установки, как коллективизм и взаимную требовательность, взаимовыручку и милосердие, доброту и ответственность, доверие и активность. И в этом смысле - социально- значимая инициатива всегда будет связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. А кто как ни подростки являются той социальной группой, которая имеет желание и способна активно включаться в реализацию социальных инициатив. Это объясняется тем, что подростковый возраст характеризуется активностью, системой мотивов, отношений, направленностью интересов, потребностями в становлении социальных ценностей. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина.
Чаще развитие и поддержка инициатив подростка реализуется в рамках молодёжных организаций, но вместе с тем она не безынициативно в образовательных учреждениях разного типа при осуществлении воспитательного процесса.
Ведущая идея такого процесса состоит в том, что в центре нее находится личность подростка, готовая включиться и привнести свой индивидуальный вклад в развитие общества. При этом содержание такого процесса необходимо наполнить ценностями духовной культуры, нравственностью, обеспечивая интеллектуальное, этическое, гражданское воспитание, пропагандируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя у личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни путем вовлечения в социально- значимую деятельность.
Для развития молодежных инициатив необходимы условия для духовно-нравственного становления личности подростка, его самореализации. Такими условиями может быть наличие:
- атмосфера партнерских, дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
- «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
- активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально- инициативную деятельность;
Одним из ярких примеров по включению подростков в социально - значимую деятельность является вовлечение подростков в досуговую деятельность. Не секрет, что большая часть подростков, состоящих на учете, когда отвечают на вопросы: «как ты проводишь свободное время? Какие кружки посещаешь?» отвечают: ничем не занимаюсь, никуда не хожу, кружки не посещаю. Таким образом, основной задачей становится вовлечение подростков в досуговую деятельность, через которую происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Подросток, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социально-значимой деятельности, участвуя в концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в показательных мероприятиях активизирует стремление подростков участвовать в коллективно-творческих делах Сопутствующими стимулами при этом выступают: «ситуации успеха» подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально- значимого идеала в реальности.
В условиях развития инициативности, каждый подросток имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественной ценностной потребности в социально-значимой деятельности, у него формируются социально-значимые установки. Каждый подросток, состоящий на учете, является лидером, но только в асоциальной среде. И, развитие у него инициативности и стремления к социально-значимой деятельности, будет способствовать его переходу от асоциального лидера - к социальному. Это позволит в полной мере осуществить социализацию и адаптацию подростка в обществе.
Таким образом, организуя процесс воспитания в учреждении любого типа, не последнее место следует отводить поддержке и развитию инициативности подростков, учитывая их интересы и потребности. При этом необходимо создавать определенные условия для участия подростков в реализации социальных инициатив различной направленности, используя при этом как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы работы, и тогда вполне можно рассчитывать на повышение качества воспитания, социализации и творческого развития самой личности.
Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. Эта идея развивается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где цель образования определена как ориентация на формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности и инициативности детей и молодежи