Выступление «Социальная педагогика»
«СОЦИЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СИСТЕМА ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА»
Предмет и задачи социальной педагогики.
Социальную педагогику можно рассматривать как науку, раскрывающую влияние на педагогический процесс конкретных социокультурных условий, которые выполняют роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогического знания, тесно связанную с цивилизацией развития общества и становлением социально-общественных отношений.
Социальная педагогика направлена на преобразование социальной среды, предупреждение конфликтов, оптимизацию отношений личности и социума.
Поэтому задачами социальной педагогики является:
— поиски методов и средств предупреждения проблем,
— выявления и обоснования путей устранения причин, порождающих эти проблемы,
— разработка условия и обеспечение превентивной профилактики различных негативных явлений, отклонений в поведении людей и таким образом оздоровление социальной микросреды .
Конечно, тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, свидетельствует, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте.
И специфика этой новой области педагогических знаний обусловлена словом «социальная».
Понятие «социальная» вбирает в себя все то, что связано с человеком, взаимодействием людей, с различными формами их общения в микросоциуме. Отсюда можно сказать, что предметом внимания социальной педагогики является не только сам человек, а человек в среде, во взаимодействии с различными социальными институтами: семьей, дошкольным учреждением, школой, подростковым или молодежным объединением, учреждениями культуры и спорта и др.
Социально-педагогическая среда, с которой взаимодействует каждый индивид, — это и социально-психологический климат среды, и природные, социокультурные и экономические условия, обычаи и традиции, отдельные лица и группы людей, это все государство с ее институализованными структурами.
Поэтому можно утверждать, что социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Но при этом стоит акцентировать внимание на одной особенности, обязательно присущей социальной педагогике — гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям и молодежи, а значит — сотрудничество, содружество, сотворчество социального педагога и личности.
Социальная педагогика призвана рассматривать личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как начальный и конечный пункт многогранного процесса социализации. Это означает, что все педагогические механизмы и средства должны рассматриваться с учетом их функционирования в целостной системе социума, то есть во всех сферах общественной жизни. Последнее и предопределяет необходимость разработки новых социально-педагогических проектов и технологий.
Специфика социальной педагогики заключается в том, что она осмысливает закономерности и разрабатывает проекты и программы формирование не только и не столько профессионально-кадрового потенциала общества, сколько человека как личности, специалиста как личности. Это заставляет социальную педагогику рассматривать личность не как состояние, а как стадию, фазу, уровневую форму бытия единичного представителя человеческого рода.
Согласно с большинством известных нам точек зрения объектом социальной педагогики выступает личность.
Однако в некоторых исследованиях, например, у Л.В. Филипповой, объект уточняется и определяется как личность в ее становлении и развитии, т. е. в процессе социализации. Вместе с тем понятие личности, стабилизировалось на это время, достаточно широкое. В него включают разнообразные характеристики человека — от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов.Подобное расширенное толкование затрудняет понимание самого феномена личности и ее сути и приводит к разграничению задач полноценного развития, обучения и воспитания человека.
Наиболее обоснованным и логичным является понятие личности как особый способ существования человека, как члена общества, как представителя определенной социальной группы, то есть социокультурной реальности.
Такой подход широко представлен в психологии и хорошо согласуется с социально-философским и социологическим подходами. А это как раз позволяет рассматривать проблему становления и развития личности с междисциплинарной, а по сути социально-педагогической позиции.
Основной целью социальной педагогики как науки является интеграция знаний о социальной природе личности как педагогической цели.
Главной целью социальной педагогики как практической дисциплины следует считать построение технологий, обеспечивающих преодоление отчуждения личности от своей подлинной социальной природы.
Социально-педагогическая деятельность как условие социализации личности
Взяв за основу характерные потребности личности и соотнося их с новой профессией — социальный педагог, ее гуманистическим смыслом, можно назвать такие группы ценностей социально-педагогической деятельности: ценности, отражающие специфику профессиональной деятельности, альтруистического характера (помоги другому, который нуждается в твоей поддержке, слабозащещенному человеку); ценности этической ответственности перед профессией (социальный педагог или работник защищает достоинство и целостность профессии, придерживается и развивает этические принципы, нормы, знания и миссию социальной работы которая, как и другая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения и т. п); ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального педагога или социального работника и достижение профессионализма деятельности. Структурный и качественный анализ ценностей социально-педагогической работы как профессиональной деятельности обнаруживает их комплексный характер, гуманистическую природу и сущность. Как раз гуманистический идеал — самоценность личности — определяет смысл и назначение этой деятельности, а ее ценности в той или иной степени отражают признание гармонии общественных и личных интересов, приоритета общечеловеческих ценностей (истина, здоровье, мир, милосердие, добро, помощь другому человеку и т. п). В связи с этим основной задачей социально-педагогической работы является налаживание баланса между ответственностью общества перед личностью и личности перед обществом.
Главной особенностью социально-педагогической работы является умение специалиста определять проблемы и потребности на разных уровнях: индивидуальном, межличностном и общественном.
Цель социально-педагогической работы — содействие людям успешно решать их проблемы. Средства достижения этой цели — высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществления необходимых социальных изменений.
Среди научных толкований термина «социальная работа» в России первое определение дается по словарю: это разновидность деятельности, которая своей целью имеет оптимизацию субъективной роли человека во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и дальнейшего существования личности .
Существует еще ряд определений, в основе которых лежат слова: помощь, поддержка, защита. Однако наиболее восприимчивым может быть определение сути самого содержания социально-педагогической работы, которое сочетает в себе несколько аспектов, характеризующих ее:
это оказание помощи отдельному человеку или группе людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и других видов социальных и психолого-педагогических услуг;
это актуализация потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в затруднительной ситуации;
В то же время мы рассматриваем социальную работу и как своеобразную управленческую деятельность, направленную на изменение совокупности условий функционирования и развития социальных процессов с целью достижения оптимального соответствия интересам и потребностям общества, социальных групп и личности. Такое широкое толкование позволяет воспринимать социальную работу как феномен, целью которого является осуществление коррекции социальных отношений, социальных процессов развития и становления личности.
Специфической особенностью человеческой деятельности является социальная форма ее организации, которая способствует активной интериоризации каждым участником общественных норм и ценностей. Что же касается социальной работы как вида деятельности, то можно сказать, что она направлена на достаточно сложный объект: человек или группа людей, которые нуждаются в социальной помощи, поддержки, коррекции, реабилитации.
Социальная работа — это интегрированное, целостное образование, которое включает такие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения, коммуникацию.