Статья «Воспитание лидерских качеств подростков, как социально-педагогическая проблема»

0
0
Материал опубликован 4 June 2019

Воспитание лидерских качеств подростков как социально - педагогическая проблема.

Воспитание современного лидера вызывает интерес не только  специалистов, но и широких слоев населения. Действительность ставит перед  подрастающим поколением задачи,  требующие активного включения в социум, во взаимодействие с людьми и социальными институтами во всех сферах. 
Подростковый возраст - самый ответственный период развития личности, который характеризуется  возникновением  потребности самоутверждения, самореализации, обусловленных лидерской деятельностью.  В связи с этим  раннее выявление и воспитание  потенциальных лидеров активно исследуется в педагогике и в психологии. В современных условиях развития общества подготовка будущих лидеров является стратегической государственной задачей. Ее решение способствует прогрессу общества, обеспечивает национальную безопасность. 

Воспитание лидеров -  целенаправленный и планомерный процесс, протекающий совместно с процессом обучения и воспитания, в котором сам обучающийся является непосредственным активным участником.  Молодому человеку, в современных условиях  тотальной конкуренции, необходимы  сформированные навыки, с помощью которых он сможет не только противостоять реалиям, но и проявлять устойчивую жизненную позицию. Наличие сформированных лидерских качеств позволяет  подростку быть уверенным в себе, стремительно развиваться, позитивно влиять на жизнедеятельность коллектива, его эмоциональную атмосферу, согласованность действий.  

Склонности и способности человека, обусловленные задатками, чаще всего предопределены генетически. В отличие от  этого лидерство, в значительной мере, формируется окружающим социумом. Можно определить следующие направления воспитания детей, где формируется будущий гражданин общества - это семья, школа, учреждения дополнительного образования, СМИ и др. 
Как известно, развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя-предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др. Это влияет и на особенности самоутверждения личности в этом возрасте.

Особую роль в формировании личности подростка играют сверстники. Сверстник, в отличие от взрослого, образец особого рода, как мерка для оценки себя на уровне реальных возможностей:

- сверстник ближе, понятнее, доступнее;

- на него легче ориентироваться, т. к. качества проявляются в близких для него ситуациях;

- легче сравнивать себя со сверстником;

- легче осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи.

Сверстник - не только образец, но и помощник, участник деятельности. В развитии социально - моральной взрослости подростка большую роль играют отношения с близким товарищем, другом. Они являются предметом особых размышлений подростка. Он старается разобраться в себе и товарище. Сравнивает его отношение к себе и своё к нему, старается понять причины поступков. В результате размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища. Каждый из друзей, предъявляя другому систему определённых требований, воспитывает друг друга. Овладение нормами дружбы составляет важнейшее приобретение ребёнка в подростковом возрасте. Взаимодействие со сверстниками - важное условие и для формирования лидерских качеств подростка. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка[9]. Как указывает Л.И. Божович [7], потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей, подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Подростки, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.)[5].  Поэтому при формировании лидерских позиций у старших школьников очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм. В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:

-      личностное определение (позиционное и деятельностное);

-      проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);

-      построение программы личностного продвижения;

-      овладение элементами деятельности и личной рефлексии.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка. Школьный коллектив и детское общественное объединение имеют свою специфику развития и организации деятельности что, в конечном счете может определять применение особенных условий формирования и развития лидерских качеств[2].

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать урод­ливые формы, приводить к неблагоприятным реак­циям. В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные  и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами [6].  

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности. Поэтому чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации[8]. Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствии формирования в характера борца, верящего в свои силы»[3].

Лидерские качества закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера.
В этом возрасте у детей необходимо воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Важной задачей педагогов и родителей является создание особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка[10]. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется в детстве. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха[3].  Активный, ребенок - лидер - идеал народной педагогики, его формированию были подчинены все средства воспитания. Под целью воспитания всегда понимался образ совершенного человека, красивого духовно и физически. Личность представлялась как иерархически организованная структура, в которой концентрировались все направления воспитания: телесное (физическое воспитание), душевное (организация радостного сотрудничества) и духовное (стремление к идеалу совершенного человека). Педагогическое воздействие на детей в идеале должно было реализовываться в доброжелательной атмосфере семьи, при условии признания семьей прав ребенка на уважение к себе и любовь со стороны всех окружающих. Дети должны постоянно ощущать свою защищенность в семье, заботу взрослых, это призвано положительно влиять на их психическое состояние [4]. Подростковый возраст – это наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка, где оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами, родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания и самооценки. Развитие лидерских качеств – сложный процесс, связанный с личностными новообразованиями и проходящий в условиях общества (коллектива)[1]  Дети, лидеры от природы, самостоятельны и независимы, у них всегда есть чёткий план действий, и они могут продумать поведение и для окружающих его людей.  Лидер – это человек, способный повести за собой если не миллионы, то хотя бы нескольких других людей, воодушевить их на какие-то свершения, направить в то русло, которое сам лидер считает важным. История знает немало примеров выдающихся лидерских качеств и их воплощение в конкретных людях. Это, например, генерал де Голль, Уинстон Черчилль, Наполеон.

Таким образом, формирование лидерских качеств подростков - не стихийный процесс, а систематическая, организованная и целенаправленная деятельность, которую необходимо выполнять в процессе обучения и воспитания, где сам обучающийся должен быть активным участником, субъектом собственного становления.

В условиях становления современного Российского государства проблема воспитания лидерских качеств молодежи занимает одного из ведущих мест в системе социально – педагогических наук.  

Подростковый возраст – это период развития личности, когда возникает актуальная потребность в самоутверждении и самореализации, в том числе и в лидерской деятельности. Сформированность лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать в любой жизненной ситуации, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой различные по сложности цели и задачи. 

 

Источники:

1. knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a3bc78a5c...3a89421306d37_0.html

2. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabot...ikhologiya-podrostka

3. knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a3bc78a5c...3a89421306d37_0.html

4. knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3ad78a5d...3a89421216c36_0.html

5. knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2ad69a5d...3b88421206c27_0.html

6. knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3bc78a4c...3a88421316d36_0.html

7. knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3bc78a4c...3a88421316d36_0.html

8. www.lavill.ru/cronds-381-1.html

9. scienceforum.ru/2014/article/2014004829

10. cienceforum.ru/2014/761/1873

Комментарии
Комментариев пока нет.