Раздаточный материал по русскому языку (8 класс)

2
0
Материал опубликован 22 December 2016
Словосочетание
Карточка № 1
Замените словосочетание, построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Куриный бульон, скифские курганы, книжный переплѐт, иллюстрированный
журнал, каменный истукан, деревянный шкаф, садовые цветы, глиняный
кувшин, картонная папка, папин дом, арбузная корка, клюквенный кисель.
Карточка №2
Замените словосочетание, построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Фарфоровая чашка, телефонный звонок, каучуковое изделие, егерский костюм,
картофельное пюре, пионерский галстук, плавательный бассейн, краеведческий
музей, книжный стенд, стеклянный шкаф, аквариумная рыбка, черноморский
берег.
Карточка №3
Замените словосочетание, построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Кофейный напиток, хлебная крошка, земляничное варенье, сливовый джем,
стиральный порошок, квасное сусло, компьютерный диск, цветочная рассада,
мраморная лестница, солнечное затмение, мельничный жернов, героический
поступок
Карточка №1
Замените словосочетание, построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Куча земли, книжка для записей, щѐтка для одежды, бассейн для плавания,
крем для увлажнения, халат для дома, цветы из сада, листок бумаги, дом из
бревѐн, кувшин из глины, волшебство ночи, капли дождя, куст возле дороги,
зелень лугов, слѐзы радости.
Карточка №2
Замените словосочетание, построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Преданья старины, по тропинкам леса, время после обеда, туман перед
рассветом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом, дом из
камня, шапка отца, повадки лисы, книга из библиотеки, листья дуба, жители
села, улыбка ребѐнка.
Карточка №3
Замените словосочетание, построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Колье с бриллиантами, ошейник для собаки, тетрадь ученика, замок для двери,
следы зверя, писк комара, лапы гуся, день торжества, обязанности по
хозяйству, укус муравья, платье из шерсти, работы под землѐй, день с ветром,
изделия из кожи.
Карточка №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор
гласной в корне
Погл…щать кислород, заг…оать на пляже, насл…ждаться красотой,
предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прс…гать на верность, густая
р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о
случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь
зар…сли, зелѐная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене,
хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.
Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор
гласной в корне
Сост…влять план, усм…рѐнный поток, гл…жу в книгу, обв…нять в
недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять
недостатки, костѐр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки,
глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики,
прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лѐкий
г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из
пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.
Карточка №3
Вставьте пропущенные буквы
Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть
пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная
вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил
…десь бе…выездно.
Карточка №4
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните
главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Укажите
вид сказуемого.
1) Летний вечер тих и ясен. 2) Золотой метелью мчит…ся ж…лтый лист. 3)
Мес…ность равни(н,нн)а, и река (с,з)десь широка и дли(н,нн)а. 4) Мы
медле(н,нн)о стали пр…ближат…ся к вершине горы. 5) По Северному
морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов.
Карточка №5
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните
главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Укажите
вид сказуемого.
1) Ещѐ и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж… смотр…т небо
ясным взглядом. 2) Трое в солдатских бушлатах летел(и,о) укр…шать
Ангару. 3) В этом году осень тѐплая. 4) Девочка была огорче(н,нн)а
происшедшим. 5) Всѐ население посѐлка вышл(о,и) встречать рыбаков.
Карточка №6
Определите тип односоставных предложений
1) Брожу по набережной снова. 2) Изба лесничего. Медвежье царство. 3)
Последние шутки. Объятья. 4) Повеет полем, первой бороздой. 5) Загляну в
глаза волжанки. 6) Забыли о свете вечерних окон, задули тѐплый рыжий
очаг. 7) В Сибири не любят горячку и спешку. 8) Весны без грозы не бывает.
Карточка №7
Определите тип односоставных предложений
1) Всѐ грущу о шинели. 2) Десять суток нам дают на отдых! 3) Вхожу в родную
квартиру по лестнице ледяной. 4) Еѐ (черѐмуху) ломают ветками
огромными. 5) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелѐт. 6)
Тянет холодом зимних дней. 7) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. 8) И
вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днѐм.
Карточка №8
Определите тип односоставных предложений
1) Вижу высоко над головой сосны, облака. 2) Его везли из крепости, из Бреста.
3) Хлестало в окна дождиком косым. 4) Не зря меня сюда манило,
притягивало и влекло. 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. 6) От далѐких и
близких почты жду новогодней. 7) Багровые горизонты. Оборванные
провода. 8) У одержимых нет дороги вспять.
Карточка №9
1 вариант
Списать текст, расставив и графически объяснив недостающие знаки
препинания и буквы.
Берѐза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что берѐза это
поистине крестьянское дерево; в ней есть всѐ и бабий ситцевый платок и
побеле(н,нн)ая хата и русская печ… и холщ…вая рубаха и даже молоко которое
пьют на всей земле.
Всматр…ваясь в берѐзовый лес в излома(н,нн)ые его стволы вспоминаеш…
мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж…лую
работу…
А молодые берѐзки тоненькие пряменькие как бы на ц…почках
пр…поднявшиеся к весеннему куполу неба напоминая девичью красоту
стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и душу.
Карточка №10
2 вариант
Списать текст, расставив и графически объяснив недостающие знаки
препинания и буквы.
Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают
достойно сразу вступая в борьбу с разбуш…вавшейся стихией. Охмелев от
шквального ветра напитав им все свои иголки сосна плавно раскач…вается
некл…няясь всѐ ниже и ниже. Ср…жается до последнего. Весь бор ходит
ходуном а верхушки то устр…мляясь (в)низ то взл…тая (в)верх ведут
р…скова(н,нн)ую игру от которой захват…вает дух. И часто случает…ся что
сосна столь великолепная в отчая(н,нн)ой раскачке (не)устоит рухн…т
(на)чисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке
напоминает мне павшего в атаке солдата.
Карточка №11
1. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните
выбор.
6 июня наша страна отмечает день рождения Пушкина. Самый большой
праздник бывает на Псковщине в Пушкинских горах и Михайловском. Сюда
на берега голубой Сороти приезжают тысячи люде.
Центр праздника огромная поляна рядом с домом (музеем) поэта. Все
студенты и школьники писатели и художники приходят на поклон к
Пушкину.
2. Найдите в тексте предложение, соответствующее данной схеме:
Куда? Куда именно?
-.-.-.-.-. , -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-. , ========= _______ -.-.-.-.-.-.-.-
3. Используя содержание текста, составьте предложение,
соответствующее схеме:
Когда? Когда именно?
-.-.-.-.-. , -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- , ________ ========= -.-.-.-.-.-.-.-
 
Задание:
Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное»,
включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь,
впечатление, толь.
 
Задание:
Ответьте на вопросы, записав ответы словосочетаниями. Определите в
получившихся словосочетаниях главные и зависимые слова.
– Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина?
– Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои
решения?
– Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
– О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением
«очень похожи, одинаковые»?
– Сколько коробов можно наврать?
– Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не
догнать?
– Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
Способы передачи чужой речи
1. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Составьте схемы предложений.
1. Вот кабы этакой (то) рыбки да на Подьяческую подумал генерал и даже в
лице изменился.
2. Да отвечал другой генерал признаться и я до сих пор думал что булки в том
самом виде родятся как их утром к кофию подают.
3. Другой генерал взял у товарища газету прочел следующее Из Тулы пишут:
вчерашнего числа был в здешнем клубе фестиваль.
2. Придумайте предложения, соответствующие следующим схемам.
1. «П, - а, - п». 3. «П», - а.
2. «П? – а.- П». 4. А: «П?»
3. Вставьте в данные предложения слова автора, используя разные
глаголы.
1. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков (в
начале предложения).
2. Тише! Слышите, как заливается соловей? (в конце предложения).
3. Поезд подошел к станции вовремя. Начинайте погрузку! (в середине
предложения).
4. Составьте и запишите небольшой диалог на тему «В библиотеке».
5. Замените прямую речь косвенной.
1. «Узнаю, - говорил, волнуясь, капитан. – Все узнаю. Оказывается, ничего не
забыл».
2. «Кто это?» - спросил я мальчишек.
3. Летчик спросил «Маша Климова здесь работает?»
4. «Ох, и крутой же здесь подъем!» - со вздохом спросил старик.
6. Найдите ошибки в предложениях с прямой и косвенной речью.
1. «Как ты со мной разговариваешь?» - сказала мама.
2. Ребята высказывали, что якобы кот рыжий и ворует все подряд.
3. Учительница спросила у ученика, что ты любишь читать книги.
4. Мальчик спросил маму, что я очень прошу тебя отпустить погулять.
 
Игра-сказка
«Жили-были … дед да … баба. И решили они испечь … колобка. Получился
колобок … и …, дед с бабкой нарадоваться не могли. … стала их жизнь. Но
однажды … колобок захотел … путешествий: спрыгнул с … окошка и
покатился по … тропинке. Повстречались ему и … заяц, и … волк, и …
медведь. От всех удалось убежать … колобку. Только лисицу, … девицу, не
удалось обмануть, она его и съела».
 
На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания
«предлог + существительное».
1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала.
5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.
6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой.
7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
Исправьте.
Комментарии
Комментариев пока нет.