Индивидуальные карточки по теме «Орфографический анализ текста» (7 класс)

24
16
Материал опубликован 23 January 2021 в группе

Индивидуальные карточки по теме

«Орфографический анализ текста» (7 класс)


Орфографический анализ подразумевает знание правил орфографии, а также умение их применять, умение правильно определять части речи и части слова (то есть умение производить морфологический и морфемный анализ слова)


Орфографический анализ текста № 1 (7 класс)

Прочитайте отрывок из рассказа Анатолия Алексина «Подумаешь, птицы!..»

В кухне на окне стояла пустая клетка... Это была не обыкновенная клетка, какую можно купить в зоомагазине, [ …], а очень просторная, так что птица чувствовала себя в ней свободно и не должна была натыкаться на деревянные перекладины. Эту клетку Колька построил очень давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки.

Внутри клетки в горшочке с землёй рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.

Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен...


Выполните задания

1. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н»

2. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется –НН-»

3. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется тем, что это слово является исключением из правила

4. Выпишите слово, правописание которого объясняется следующим правилом: «Неопределённые местоимения с приставкой НЕ- всегда пишутся слитно»

5. Из отрывка выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С»

6. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия»

7. Из первого абзаца выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Перед суффиксом -Л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме глагола»

8. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В отрицательных местоимениях под ударением пишется НЕ, а без ударения — НИ»

9. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания»

10. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е»



Орфографический анализ текста № 2 (7 класс)

Прочитайте отрывок из рассказа Анатолия Алексина «Подумаешь, птицы!..»

Мама выбегала во двор в узких спортивных брюках и тенниске. Болельщики встречали ее нетерпеливым гулом радости, но она прежде всего разыскивала Кольку и усаживала его в первый ряд зрителей - на садовую скамейку, на забор или прямо на траву... И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?" Или, наоборот, виновато подмигивала ему: "Прости... Сейчас постараюсь исправиться!" А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.


Выполните задания

1. Из отрывка выпишите слово (слова), в котором (в которых) правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З»

2. Из отрывка выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С»

3. Из отрывка выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом»

4. Из отрывка выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН»

5. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «После русских приставок, оканчивающихся на согласную букву, в корнях пишется не И, а Ы»

6. Выпишите слова, правописание суффиксов в которых определяется правилом: «Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, -ываю»

7. Из текста выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «НЕ с наречиями на -о, -е пишется слитно, если наречие не употребляется без НЕ»

8. Выпишите существительное, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Суффикс … пишется в словах, основа которых заканчивается не на согласные «д», «т», «з», «с», «ж»»


Ключ:

Орфографический анализ текста № 1


1. Маминой

2. Обыкновенная

3. Деревянные

4. Несколько

5. Вспомнить

6. Присесть

7. Построил

8. Никто

9. Ширококрылого

10. Жёлтых


Орфографический анализ текста № 2


1. Изредка, взглядами

2. Исправиться

3. Нетерпеливым (быстрым)

4. Врученным

5. Разыскивала

6. Обменивался, спрашивала, подмигивала, усаживала, разыскивала

7. Непременно

8. Болельщики


Использованные ресурсы:​​​​​​​

https://www.litmir.me/br/?b=50548&p=3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за помощь коллегам, Юлия Васильевна!!!

23 January 2021

Спасибо большое за Ваше внимание, Наталья Владимировна!

23 January 2021

Отличная работа, Юлия Васильевна! Спасибо!

23 January 2021

Ирина Викторовна, спасибо большое за позитивный комментарий!

23 January 2021

Благодарю за полезный ресурс! В работу!!!!

23 January 2021

Спасибо большое за Ваше внимание, Марина Юрьевна!

23 January 2021

Спасибо за качественную разработку, Юлия Васильевна,!

23 January 2021

Очень приятно от Вас получать положительные комментарии, Елена Владимировна!

23 January 2021

Юлия Васильевна, спасибо за интересный и очень полезный материал!))

23 January 2021

Надежда Павловна, большое спасибо за Вашу оценку!

23 January 2021

СПАСИБО, НУЖНЫЙ МАТЕРИАЛ!

23 January 2021

Ирина Владимировна, большое спасибо за внимание к публикации!

23 January 2021

Теплый ,замечательный посыл от вашей работы!...

7 February 2021

Спасибо за Ваши добрые слова, Александр Васильевич!

8 February 2021

Большое спасибо, Юлия Васильевна! Нужный материал!

1 May

Галина Геннадьевна, благодарю за добрые слова!

2 May