12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43407
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
7

Лингвистический анализ текста для фронтальной и индивидуальной работы в 7 классе по теме «Повторение изученного 5-6 классах»

Лингвистический анализ текста

для фронтальной и индивидуальной работы в 7 классе по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Прочитайте текст (отрывок из романа Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров») и выполните послетекстовые задания.

Излучение башен предназначалось не для выродков. Оно действовало на нервную систему каждого человеческого существа этой планеты. Физиологический механизм воздействия известен не был, но суть этого воздействия сводилась к тому, что мозг облучаемого терял способность к критическому анализу действительности. Человек мыслящий превращался в человека верующего, причем верующего исступленно, фанатически, вопреки бьющей в глаза реальности. Человеку, находящемуся в поле излучения, можно было самыми элементарными средствами внушать все, что угодно, и он принимал внушаемое как светлую и единственную истину и готов был жить для нее, страдать за нее, умирать во имя ее.

А поле было всегда. Незаметное, вездесущее, всепроникающее. Его непрерывно излучала гигантская сеть башен, опутывающая страну. Гигантским пылесосом оно вытягивало из десятков миллионов душ всякое сомнение в словах и делах Огненосных Творцов. Огненосные Творцы направляли волю и энергию миллионных масс, куда им заблагорассудится. Они внушали массам отвратительные идеи насилия и агрессии; они могли бросить миллионы под пушки и пулеметы; они могли бы заставить эти миллионы убивать друг друга во имя чего угодно; они могли вызвать массовую эпидемию самоубийств… Они могли все.

А дважды в сутки, в десять утра и в десять вечера, гигантский пылесос запускали на полную мощность, и на полчаса люди переставали вообще быть людьми. Все подспудные напряжения, накопившиеся в подсознании из-за несоответствия между внушенным и реальным, высвобождались в восторженном экстазе раболепия. Такие лучевые удары полностью подавляли рефлексы и инстинкты и замещали их чудовищным комплексом преклонения и долга перед Огненосными Творцами. В этом состоянии облучаемый полностью терял способность рассуждать и действовал, как робот, получивший приказ.

Опасность для Творцов могли представлять только люди, которые в силу каких-то физиологических особенностей были невосприимчивы к внушению. Их называли выродками. Постоянное поле на них не действовало вовсе, а лучевые удары вызывали у них только невыносимые боли. Выродков было сравнительно мало, что-то около одного процента, но они были единственными бодрствующими людьми в этом царстве сомнамбул. Только они сохраняли способность трезво оценивать обстановку, воспринимать мир, как он есть, воздействовать на мир, изменять его, управлять им. И самое гнусное заключалось в том, что именно они поставляли обществу правящую элиту, называемую Огненосными Творцами. Все Огненосные Творцы были выродками, но далеко не все выродки были Огненосными Творцами. И те, кто не сумел войти в элиту, или не захотел войти в элиту, или не знал, что существует элита, были объявлены врагами воинствующего государства и с ними поступали соответственно.

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Это слово, заимствованное из старославянского языка, было образовано от глагола исступити – «выйти откуда-либо», восходящему к существительному ступа, имевшему значение шаг.  Сейчас этим словом называют   крайнюю степень возбуждения, страсти с потерей самообладания. Найдите это слово в первом абзаце.

2. Какому слову из первого абзаца соответствуют синонимы ДАРОВИТОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ?

3. Какое слово в четвертом абзаце имеет значение «человек, страдающий болезненным расстройством, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии сна».

4. Во французских войсках до 19 века так называли храбрейших воинов. В России в это время этим словом называли лучшее общество. Сейчас это общество в СМИ чаще называют истеблишмент. О каком существительном женского рода из четвертого абзаца идет речь?

5. Уточните по словарям и запишите лексическое значение слова ПОДСПУДНЫЙ из второго абзаца.

6. Из первых трех предложений текста выпишите все слова, в которых происходит оглушение согласного звука.

7. Из последнего предложения выпишите все слова, в которых количество звуков больше, чем букв.

8. Из третьего абзаца выпишите все слова, образованные путем субстантивации (перехода в существительные из других частей речи).

9. Укажите способ словообразования слов ОПАСНОСТЬ, ВНУШЕНИЕ из первого предложения четвертого абзаца. Запишите словообразовательные пары.

10. Запишите поморфемно слова ДВАЖДЫ, ГИГАНТСКИЙ, ПЕРЕСТАВАЛИ из первого предложения третьего абзаца.

11. Какие существительные из второго абзаца не имеют формы множественного числа?

12. Какое слово из второго абзаца не имеет формы единственного числа.

13. Выпишите из второго абзаца глаголы совершенного вида, укажите их постоянные морфологические признаки.

14. Из первых трех предложений текста выпишите все местоимения, укажите их разряд по значению.

15. Из третьего абзаца выпишите все числительные, укажите их разряд по значению.

16. Из первого абзаца выпишите все слова, в которых содержится орфограмма «Буквы З и С на конце приставок». Устно объясните условия выбора орфограммы.

17. Из третьего абзаца выпишите все слова, в которых содержится орфограмма «Буквы Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ». Устно объясните условия выбора орфограммы.

18. Из первого абзаца выпишите слово, корень которого содержит чередующуюся гласную. Приведите пример однокоренного слова, в корне которого пишется другая гласная.

Ответы

1. Исступленно.

2. Способность.

3. Сомнамбула.

4. Элита.

5. Скрытый, неявный, не проявляющийся открыто.

6. Выродков, мозг.

7. Существует, воинствующего.

8. Внушенное, реальное, облучаемый.

9. Опасность опасный +ость (суффиксальный);

внушение внушать + ени (суффиксальный)

10.Два-жды, гигант-ск-ий, пере-ст-а-ва-л-и.

11. Воля, энергия, агрессия, насилие.

12. Сутки.

13. Заблагорассудится - совершенный вид, 2 спряжение, переходный, возвратный, бросить -совершенный вид, 2 спряжение, переходный, невозвратный , заставить- совершенный вид, 2 спряжение, переходный, невозвратный, вызвать -совершенный вид, 1 спряжение, переходный, невозвратный.

14. Оно-личное, этой-указательное, каждой-определительное, этого-указательное, (к) тому- указательное.

15. Десять-количественное.

16. Излучение, воздействие. исступленно.

17. Преклонение.

18. Умирать-умереть.

Использованная литература

1. Клевцева Л.Ю., Шубукина Л.В. работаем с текстом на уроке и дома: рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. –М.: ВАКО, 2017,-96 с.

2. Стругацкий Аркадий. Обитаемый остров.

https://royallib.com/book/strugatskiy_arkadiy/obitaemiy_ostrov.html

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.