"Индивидуальный план" в работе преподавателя по классу фортепиано
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Обуховская детская школа искусств»
Методическая разработка на тему:
"Индивидуальный план"
в работе преподавателя по классу фортепиано
Разработчик: Преподаватель высшей
квалификационной категории
Коробицына Анна Ивановна
с. Обуховское,
2024г.
План:
1. Значение «Индивидуального плана» в работе преподавателя по классу фортепиано………………………………………………………… | 3 |
2. Раздел «Основные задачи» ……………………………………..…….. | 3 |
3. Раздел «Репертуар» …..………………………………………………... | 6 |
4. Раздел «Характеристика обучающегося на конец учебного года»….. | 7 |
Заключение………………………………………………………………….. | 8 |
Литература………………………………………………………………….. | 8 |
1. Значение «Индивидуального плана»
в работе преподавателя по классу фортепиано.
Индивидуальное обучение в музыкальных школах и школах искусств –позволяет преподавателям не просто научить ребенка играть на инструменте, а научить наиболее тонко понимать музыку, наслаждаться ею; развить художественное мышление, воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков обучающегося, - и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Индивидуальный план – это систематическое руководство всем процессом обучения со стороны преподавателя. Само название – индивидуальный план – очень точно передаёт суть документа. Он должен отвечать задаче воспитания и развития конкретного ученика, исходя из результатов предшествующего периода работы, намечать перспективы дальнейшего развития. Продуманное заполнение индивидуального плана имеет стратегическое значение в формировании и развитии музыканта, исходит из представлений преподавателя об индивидуальных особенностях ученика, а также постоянного анализа его музыкального развития.
Индивидуальный план, включает сведения об ученике, итоги приёмных испытаний, основные задачи на ближайший период, репертуар, который должен быть пройден в процессе обучения, отметку о выполнении плана репертуара, программы и оценки за выступления на академических концертах, контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах, информацию о выступлениях в открытых концертах и конкурсах, характеристику обучающегося.
Планы намечаются к началу каждого полугодия, а продумывается на несколько лет вперед. Определяя для себя, что может сыграть обучающийся через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к решению тех или иных технических и музыкальных задач.
2. Раздел «Основные задачи».
Очень ответственно преподаватель должен отнестись к постановке задач для работы с обучающимся. Поставленная задача должна подкрепляться правильно подобранным музыкальным материалом, который должен способствовать решению поставленных задач. Обозначив проблему, которую необходимо решить, преподаватель должен обозначить пути её устранения. Для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.
1 класс
пробуждение интереса и любви к музыке;
вовлечение в область художественного творчества;
развитие музыкально- образного мышления;
выявление и комплексное развитие музыкальных способностей в их совокупности и непосредственной взаимосвязи;
воспитание направленного внимания;
изучение нотной грамоты и её практическое применение;
организации игрового аппарата;
формирование первоначальных игровых навыков;
овладение основными приемами звукоизвлечения: non legato, legato, staccato.
осознание связи слуховых и двигательных ощущений;
закрепление полученных навыков;
техническое развитие;
приобщение учащихся к ансамблевому музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в 4 руки).
развитие зачатков самостоятельной работы;
2 класс
развитие интереса и любви к музыке;
развитие музыкально- образного мышления;
комплексное развитие музыкальных способностей в их совокупности и непосредственной взаимосвязи;
воспитание направленного внимания;
знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;
осознание связи слуховых и двигательных ощущений;
развитие пианистических навыков, свободных и пластичных игровых движений;
техническое развитие, работа над пальцевой техникой путём выполнения упражнений (в том числе типа морденто, группетто);
освоение закономерностей артикуляции;
овладение различными приемами педализации;
игра в 4 руки ансамблевых пьес разных жанров;
транспонирование песенных мелодий из C - dur в ближайшие тональности;
чтение с листа мелодий песенного жанра с несложным сопровождением.
развитие индивидуальности, самостоятельности;
воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
3 класс
развитие интереса и любви к музыке;
развитие музыкально- образного мышления;
комплексное развитие музыкальных способностей в их совокупности и непосредственной взаимосвязи;
воспитание направленного внимания;
развитие пианистических навыков, свободных и пластичных игровых движений;
техническое развитие, работа над пальцевой техникой путём выполнения упражнений (в том числе типа морденто, группетто);
упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций интервалами (с перемещением через октаву или секвенционно);
освоение закономерностей артикуляции;
овладение различными приемами педализации;
чтение с листа пьес различного характера и уровня трудности;
углубленное знакомство с жанровыми и стилистическими особенностями исполнения;
воспитание навыков самостоятельности;
воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
4, 5 классы
привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
активизация образно-эмоциональной среды;
развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
техническое развитие, работа над развитием беглости пальцев, на материале разнообразных упражнений, гамм и этюдов, выбираемых педагогом с учётом потребностей и возможностей ученика;
постепенный переход к работе над упражнениями для развития кистевой техники (упражнение секстами).
освоение закономерностей артикуляции;
овладение различными приемами педализации;
исполнение музыкальных произведений различных жанров;
развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;
чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности на 2 класса ниже изучаемых произведений);
воспитание навыков самостоятельности;
воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
6, 7 классы:
привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
активизация образно-эмоциональной среды;
развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков;
освоение закономерностей артикуляции;
овладение различными приемами педализации;
исполнение музыкальных произведений различных жанров;
увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;
чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности на 2 класса ниже изучаемых произведений);
развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования;
воспитание навыков самостоятельности;
воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
8 класс
формирование художественно-эстетического вкуса;
максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков;
воспитание художественной техники;
увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
воспитание самостоятельности;
3. Раздел «Репертуар».
Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у обучающегося является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов-классиков. Важно, чтобы музыкальные стили, формы и жанры были представлены в индивидуальных планах, обучающихся достаточно широко и полно. Так, при выборе произведений крупной формы следует чередовать разные ее виды: вариационные циклы, рондо, сонатные аллегро, концерты. В области полифонии - прелюдии, отдельные части из сюит, инвенции, фугетты, фуги, переложения произведений для органа и т. д. При изучении пьес следует включать в план разнохарактерные сочинения классического, романтического и современного стилей.
Репертуарный план необходимо составлять таким образом, чтобы развитие сильных качеств ученика оптимально сочеталось с работой по заполнению пробелов и подтягиванию его слабых сторон. Следует внимательно продумать выбор сочинений, изучаемых в порядке ознакомления. Если в программе ученика есть произведения из авторского сборника, то полезно эскизное ознакомление с двумя-тремя пьесами из этого же опуса. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.
Репертуарные списки обучающихся полезно дополнять современными песнями разных стилей и жанров - это позволит ученикам сразу включиться в музыкально-просветительскую жизнь общеобразовательной школы, разных детских коллективов. Все это будет способствовать повышению общественной ценности обучения в музыкальной школе и вместе с тем активизировать учебный процесс в фортепианном классе. Такой широкий охват произведений, разнообразных по стилистике, художественным образам и фактурному воплощению, предполагает систематическую, глубоко продуманную работу педагога с индивидуальными планами обучающихся.
4. Раздел «Характеристика обучающегося на конец учебного года».
Характеристика в конце учебного года должна отражать результаты, которых достиг обучающийся в течение учебного года. Характеристика должна быть структурирована: успехи и недостатки, формулировки должны быть ясными и понятными не только преподавателю, который пишет характеристику, но и всем, кому придется её читать. Нельзя смешивать положительное и отрицательное.
Читая характеристику, должно возникнуть ясное представление о развитии обучающегося: что было правильно, что еще не получается, на что следует обратить особое внимание.
В 1 классе, первая характеристика обучающегося должна включать в себя такие понятия, как ритм, память, слух, эмоциональность соответствие исполнительского аппарата ученика данному инструменту, эмоциональность, собранность. Это все данные, с которыми обучающиеся поступают в музыкальную школу и которые могут развиться на дальнейших занятиях. Над такими качествами, как, «работоспособность», «умение заниматься самостоятельно», степень грамотности, отношение к музыке и музыкальным занятиям должны работать преподаватели.
По ежегодным характеристикам можно проследить развитие ученика, его рост (или его отсутствие), правильность поставленных преподавателем задач. Характеристика ученика, представляемая в конце каждого года обучения, должна освещать следующие стороны его индивидуальности и особенности продвижения:
1. Динамика развития музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти), пианистических возможностей исполнительского аппарата, овладение различными видами фортепианной техники.
2. Общее музыкальное развитие (интеллект, эмоциональность, восприимчивость, художественное воображение, музыкальная культура и так далее).
3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
4. Работоспособность, дисциплинированность.
5. Степень самостоятельности, грамотности (в разборе и выучивании на память текста), темп освоения музыкальных произведений.
6. Успехи к концу года.
7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
Заключение.
Составление индивидуального плана очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, и наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать нежелательные последствия. Поэтому составлять планы нужно очень продуманно, задолго до срока его представления. Создание плана — подлинно творческий процесс.
Литература:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1971.
2. Амонашвили Ш А. Школа жизни. – М., 1996.
3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1969.
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. –Л., 1973.
5. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –Л., 1974.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
7. Корнилова Т.Н. Диагностика мотивации и готовности к риску. - М.: «Институт психологии РАН», 1997. - 232с.
8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. - 288с.
9. Милич Б. Воспитание ученика- пианиста. - М.: КИФАРА, 2002.
10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1958.
11. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. –М.: Академия, 2001. - 368с.
12. Психология и педагогика. Учеб. Пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. –М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. –585 с.
13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998. - 288с.
14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. 1984.
15. Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Музыка 1975.
16. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. –М.: Просвещение,1984- 176с.
17. Черная М.Р. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т., 2002. -76с.
18. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.
19. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. - М., 1986.
20. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. –М.: Советская Россия, 1960.
21. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз или я – детский педагог.
– СПб.: Союз художников, 2002.