Индивидуальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звука [ш]» (3 класс)
Индивидуальное логопедическое занятие по теме
"Автоматизация звука [ш]"
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
закреплять слуховой и моторный образы звука [ш];
автоматизировать звук [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
дифференцировать звук [ш] от других звуков.
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную и мелкую моторику.
развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).
развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
совершенствовать лексико-грамматические категории.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения.
формировать функции контроля и самоконтроля.
воспитывать стремление к результату деятельности;
воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
чередовать статические и динамические задания;
создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.
Универсальные учебные действия.
Личностные: Формирование интереса к занятию.
Регулятивные:
1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.
Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом.
Познавательные: Уметь применять полученные знания на практике.
Оборудование: ноутбук; презентация Power Point; интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол; набор карточек для развития органов артикуляции «МЕРСИБО»; интерактивная игра «Лого Ассорти», «МЕРСИБО»; набор карточек для обследования и развития фонематического восприятия «Найди слово!», «МЕРСИБО»; игра «Автоматизация звуков [с] и [ш]. Коррекция грамматического строя речи. Стимуляция речевой активности. «Звукарики», «МЕРСИБО»; Логозаврия: сайт детских компьютерных игр: «Уроки мудрой Совы»; мозаика логопедическая (Дары Фрёбеля); зеркало; салфетки; листы бумаги; фломастеры, жетоны.
Продолжительность индивидуального занятия от 20 до 45 мин. (3 класс)
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Здравствуй!
Посмотри, все ли у тебя готово к занятию. Садись.
Сегодня на занятии мы познакомимся поближе с одной очень «зелёной особой».
Угадай, кто это:
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Правильно, это - лягушка.
Слайд 1
Давай посмотрим на неё внимательно и подберём слова-признаки, т.е. те слова, которые, ответят нам на вопрос какая? и помогут описать лягушку.
(Лягушка земноводная, зеленая, маленькая, шершавая, пугливая).
2. Артикуляционная гимнастика.
(Набор карточек для развития органов артикуляции «МЕРСИБО»)
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звука
Сегодня наша гостья поможет нам сделать артикуляционную гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный
и произносил все звуки красиво и правильно
«Слон».
«Улыбка».
«Заборчик»
«Блинчик».
«Чашечка».
«Качели».
3. Упражнения для выработки воздушной струи. (Мошка на полоске бумаги)
Цель: выработка направленной воздушной длительной струи, необходимой для правильного произношения звука
Посмотри, наша лягушка поймала мошку, давай поможем насекомому улететь. Подуй на мошку.
4. А теперь послушай историю лягушат. Цель: формирование доброжелательных отношений друг к другу и окружающим; развитие положительного психологического настроя основывающегося на позитивном мышлении.
Слайд 2
«История лягушат».
Неподалеку от лесной опушки, в небольшой речушке жили-были лягушата... И вот однажды решили они устроить соревнования и забраться на вершину высокого каштана. Собралось много зрителей. Соревнования начались... Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину каштана. Слышны были реплики: "Это слишком сложно! Нет шансов!» Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!" Ещё больше лягушата устали и упали. Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Приложив все усилия, лягушонок забрался на вершину.
Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Оказывается, победитель с детства был лишен возможности слышать.
Как ты думаешь, почему лишь один лягушонок добрался до цели?
(Лягушонок добрался до вершины потому, что не слышал злых слов в адрес лягушат) пессимизм и негативное настроение зрителей).
Не забывай о силе слов. Всегда будь настроен положительно!
Я надеюсь на твой положительный настрой во время сегодняшнего занятия.
5. Задание «Послушай и ответь»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Послушай слова и словосочетания из рассказа и скажи, какой звук чаще всего встречается в них. (Лесная опушка, в небольшой речушке, лягушата, решили, вершина, каштан, слишком сложно, нет шансов, выше и выше.)
С каким звуком мы будем сегодня работать, как ты думаешь?
6. Анализ артикуляции
Цель: анализ артикуляции; закрепление характеристики звука.
Слайд 3
Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук.
Губы округлены и сдвинуты вперед.
Зубы сомкнуты или сближены.
Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол).
Теплая струя воздуха выдыхается по середине языка.
Звук глухой, поэтому произносится без голоса.
8. Задание «Эхо»
Цель: развитие речеслухового внимания, памяти.
Повтори рифмовки:
Шка – шка - шка - прыгала лягушка;
Шах - шах-шах – она затаилась в камышах;
Шку-шку-шку – поймала она мошку.
9. Задание «Найди предметы, в названии которых есть звук [ш]»
Цель: автоматизация звука.
Как ты, наверное, уже догадался, лягушка живет в небольшом болоте.
Слайд 4.
Посмотри на картинку найди и назови те предметы, в названии которых есть звук [ш].
(Рыбёшка, камыши, черепашка, камешки. А что кушает лягушка? (мошек))
7.Задание «Выложи по образцу»
Цель: концентрация внимания, развитие мышления.
(Дары Фрёбеля. Мозаика логопедическая)
Слайд 5.
А теперь по образцу попробуй выложить из мозаики болото и лягушку.
8. Игра «Попугай»
Цель: правильное и четкое повторение слов со звуком [ш].
(Интерактивная игра «Лого Ассорти», «МЕРСИБО»)
У лягушки есть друг попугай Дормидон.
Он научит правильно и чётко выговаривать слова со звуком [ш]. Выбираем звук, который будем произносить. Затем нажимаем курсором на кнопку, чтобы прозвучало слово. Повторяем это слово.
9. А теперь лягушка решила поиграть с тобой, и приготовил несколько интересных заданий. (За каждое правильно выполненное задание ты будешь получать небольшие жетончики-шоколадки от лягушки)
И первое задание «Найди слово!».
Цель: развитее навыка звуко-буквенного анализа, фонетического восприятия.
(Набор карточек для обследования и развития фонематического восприятия «Найди слово», «МЕРСИБО»)
Составь слова по первым звукам слов-картинок.
Получив картинку, ребёнок должен назвать слова на картинках, выделить первые звуки и составить из них слово.
10 Игра «Кто больше?»
Цель: развитее навыка звуко-буквенного анализа, фонетического восприятия.
(Игра «Автоматизация звуков [с] и [ш]. Коррекция грамматического строя речи. Стимуляция речевой активности. «Звукарики», «МЕРСИБО»)
Каждому игроку раздаётся по одной карте рубашкой вверх. Остальные кладутся стопкой в центр стола лицевой стороной вверх.
По условному сигналу игроки переворачивают свои карты лицевой стороной и стараются как можно быстрее найти и назвать одинаковые изображение на центральной карте и карте игрока. Первый, кто найдёт и чётко назовёт слово со звуком [ш], берёт карту и кладёт поверх своей. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карты. Выигрывает тот, у кого в конце игры больше карточек.
11. Упражнение «Место звука [ш]»
(Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. «Уроки мудрой Совы»)
Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.
Ученик выбирает картинку, называет слово. Определяет место звука [ш]. Подбирает соответствующую схему.
Назвать картинки и подобрать схемы к словам. Определяем место звука [ш] (в начале, в конце или середине слова)
12. Игра «Рисунок на спине»
Игра побуждает ребенка через чувственное восприятие к активной мыслительной деятельности.
Ребенку на спину прикрепляется скотчем бумага. Логопед рисует на листе, который прикреплён на спине, лягушку. Ученик должен понять, что на спине у него рисуют, и нарисовать на листке бумаги то же самое.
14. Игра «Путаница».
Цель: автоматизация звука [ш] во фразе.
Исправь предложения. Логопед называет шуточные оговорки в предложении, а ребенок угадывает, как их исправить.
Мошка ловит лягушку.
Нашу кошку поймала мышка.
Камыши сидят в лягушке.
Паша надел голову на шапку.
В картошку положили мешок.
Рефлексия.
Цель: фиксация внимание на достигнутых результатах занятия.
Игра «Посчитай-ка»
Цель: закрепление навыка согласования существительных с числительными.
А теперь посчитай, сколько жетончиков-шоколадок ты получил. (1-шоколадка, 2,3,4 – шоколадки, 5 –шоколадок)
Какое задание тебе больше всего запомнилось?
Какое задание было сложным для тебя? Какой звук мы учились произносить?
Артеменко Елена Николаевна
Журавлёва Ирина Владимировна
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Журавлёва Ирина Владимировна