Информационно-творческий проект «Музей Победы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 436»
Информационно – творческий проект
«Музей Победы»
Разработал:
Старший воспитатель
Кандидатова Елена Анатольевна
Город Нижний Новгород
2024
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«Музей Победы» |
Разработчики проекта |
Старший воспитатель Кандидатова Елена Анатольевна
|
Вид проекта |
Информационно – творческий проект
|
Проект направлен |
Воспитание уважения к защитникам и героям Отечества. |
Цель проекта |
Приобщение дошкольников к подвигу российских военнослужащих через создание музея, посвященного героям в великой отечественной войне и специальной военной операции. |
Задачи проекта |
Создание музейного комплекса на базе МБДОУ «Детский сад № 436». Проведение просветительских мероприятий с дошкольниками на базе музея. Воспитание патриотизма и уважения у дошкольников к настоящим героям, землякам, которые внесли вклад в защиту и развитие Родины. Увековечивание памяти о событиях великой отечественной войне и СВО, участниках, через создание музейной экспозиции. |
Срок реализации проекта |
С 01.10.2024 – 30.11.2024 |
Ожидаемые результаты |
У детей будут сформированы представления: - о значении специальной военной операции для страны; - чувство единения и гордости за героев нашей Родины. 2. Повышение активности и заинтересованности родителей в вопросах гражданской позиции и гордости за страну.
|
Участники проекта |
Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
|
Продукты проекта
|
Музей «Победы» в дошкольном учреждении |
Актуальность
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности.
Федеральный закон «Об образовании» от 26 мая 1996 года № 54 –ФЗ ст.26 регламентирует создание музеев в учреждениях для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о национальном достоинстве.
В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими нами был использован метод музейной педагогики.
Цель проекта: приобщение дошкольников к подвигу российских военнослужащих через создание музея, посвященного героям ВОВ, СВО.
Задачи проекта:
1. Создание музейного комплекса на базе МБДОУ «Детский сад № 436».
2. Проведение просветительских мероприятий с дошкольниками на базе музея.
3. Воспитание патриотизма и уважения у дошкольников к настоящим героям, землякам, которые внесли вклад в защиту и развитие Родины.
4. Увековечивание памяти о событиях ВОВ, СВО хи участниках, через создание музейной экспозиции.
Основные направления деятельности
- Поисковая, научно-исследовательская работа: сбор материала о участниках специальной военной операции, военной технике, медалях и др.
- Экскурсионно - просветительская работа: проведение тематических бесед в музее «Победы», занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат и.т.д.
- Организационная работа: обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта
1 этап – информационно – накопительный :
Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.
Сбор экспонатов для музея «Победы»: военная посуда, военная экипировка, шевроны участников СВО, фотографии участников и ветеранов, военная техника, макеты и другое.
Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2 этап – аналитический
После того, как были определены тема и цель проекта, подобран наглядный материал, фото, экспонаты музея; разрабатывались конспекты тематических бесед по заданным темам.
Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.
№ |
Содержание |
2024 |
1. |
Работа с музейным фондом |
|
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами |
+ |
|
Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея |
+ |
|
2. |
Поисковая, научно-исследовательская работа |
|
Боевые трофеи |
+ |
|
Обмундирование |
+ |
|
Награды |
+ |
|
Переписка |
+ |
|
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ, СВО. |
+ |
|
Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п |
+ |
|
3. |
Экскурсионно- просветительская |
|
Организация экскурсий в музей воспитанников по графику |
+ |
|
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» |
+ |
|
4 |
Развитие сетевого взаимодействия |
|
Сотрудничество с МБОУ «Лицей № 180» на договорной основе «Музей боевой славы» |
+ |
Экспонаты музея:
- военная фляжка для воды;
- котелок;
- тактический подсумок (аптечка);
- балаклава;
- каска;
- коробка суточного пайка;
- компас и бинокль;
- форменный головной убор;
- флаг – триколор;
- сапёрная лопата;
- альбом военной техники;
- альбом с фотографиями героев ВОВ и СВО;
- альбом наград участников;
- макеты и другое.
План работы «Музея СВО»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Научно – исследовательская деятельность
|
||
1.1 |
Создание предварительных эскизов экспозиции «Музея Победы» |
В течении учебного года |
Творческая группа |
1.2 |
Сбор информации о погибшем герое – участнике ВОВ и СВО |
В течении учебного года |
Творческая группа, воспитатели |
1.3 |
Подготовка детей – экскурсоводов для проведения экскурсий для дошкольников по теме: «Поговорим ребята о войне» |
Октябрь - ноябрь |
Воспитатели старших, подготовительных групп |
Обеспечение доступа воспитанников дошкольного учреждения и родителей воспитанников к музейной экспозиции, участие в экспозиционной- выставочной деятельности |
|||
1.4 |
Размещение информации о проведении экскурсии в официальных пабликах. |
В течении учебного года |
Старший воспитатель |
1.5 |
Прием артефактов, экспонатов на временное хранение от родственников участников ВОВ, СВО и оформление документов |
В течении учебного года |
Старший воспитатель |
2 |
Экскурсионно – массовая работа
|
||
2.1 |
Разработка и организация занятий на базе музея. |
С ноября в течение учебного года |
Воспитатели групп |
2.2 |
Организация и проведение экскурсий по постоянной экспозиции музея |
С ноября в течение учебного года |
Воспитатели групп |
2.3 |
Подготовка и проведение праздников с экскурсией к экспозиции музея |
По графику гражданских праздников |
Воспитатели старших и подготовительных групп |
3 |
Поисково – собирательная работа
|
||
3.1 |
Участие воспитанников и сотрудников детского сада в сборе музейных материалов |
В течении учебного года |
Воспитатели всех возрастных групп |
3.2 |
Участие родителей (законных представителей) воспитанников в сборе музейных материалов |
В течении учебного года |
Родители воспитанников |
4 |
Взаимодействие с образовательными учреждениями города
|
||
4.1 |
Организация взаимодействия с МБОУ «Лицей № 180» в «Музей боевой славы» |
В течении учебного года |
Воспитатели и дети подготовительных групп |
Формы работы с дошкольниками в «Музеи СВО»
№ п/п |
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
1. |
Изучение экспонатов, принесенных детьми для музея. Беседа по содержанию. |
ноябрь |
Воспитатели групп |
2. |
Цикл занятий по познавательному блоку: Специальная военная операция - «Как началась специальная военная операция» - «Защитникам СВО память и слава», - «День освобождения Донбасса», - «Военная техника участвующая в специальной военной операции», - «Военные врачи и медсестры на передовой», - «Воинские звания военослужающих», - «Боевые награды», - «Женщины на войне», - «Моя помощь защитникам Родины – участникам СВО», - «Мой папа - герой», - «Героями не рождаются, героями становятся», - «Сапёры в зоне СВО», - «Связист на передовой», - «На страже неба - авиация России», - «Беспилотник на СВО», - «Кто такие разведчики», - «Танкисты – отважные люди», - «Вместе – мы сила!» Великая Отечественная война - «Почему война называется великой отечественной?», - «Музыка войны», - «Дети – герои», - «Блокада Ленинграда», - «Битва на Курской дуге», - «Мой дед ветеран», - «Парад Победы», - «Что я знаю о Войне», - «Партизаны», - «Помощь тыла», - «Взятие Берлина», - «Награды героев ВОВ», - «Российская армия», - «Улицы родного района, названные в честь героев ВОВ» |
С ноября в течение учебного года |
Воспитатели групп |
3. |
Выставки детского творчества в «Музее Победы»: - «Боец СВО глазами детей»; - «Мой папа – ГЕРОЙ!»; - «Мы за мир!», - «Рисунок солдату», - «9 мая» |
в течение учебного года |
Творческая группа Воспитатели групп |
4 |
Обзорная экскурсия в «Музей Победы» |
в течение учебного года |
Воспитатели групп |
5 |
Акция «Письмо солдату» |
февраль |
Воспитатели групп
|
План мероприятий с родителями
в рамках проекта: «Музей Победы»
№ п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственные |
1 |
Участие родителей (законных представителей) воспитанников в сборе музейных материалов |
в течение учебного года |
Воспитатели, родители воспитанников |
2 |
Создание альбома фотографий «Наши герои» |
в течение учебного года |
Воспитатели, родители воспитанников |
3 |
Встреча с участниками специальной военной операции, ветеранами |
в течение учебного года |
Воспитатели, родители воспитанников |
4 |
Акция «Помоги солдату» - сбор гуманитарной помощи
|
в течение учебного года |
Воспитатели, родители воспитанников |
5 |
Буклеты по теме: - «Отправляемся в музей»; - «Как объяснить ребенку, что такое врйна»; - «Мой папа на войне»;
|
в течение учебного года |
Воспитатели, педагог - психолог |
Продуктом проекта стал «Музей Победы» - в холле дошкольного учреждения.