Урок «Мы выбираем», 11 класс
Мы выбираем...
Цель: в ходе игры вспомнить известные учащимся понятия изученной темы, статьи Конституции РФ, положения избирательного права, способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны.
Оборудование: мультимедиапроектор, флаг РФ, музыкальное сопровождение, весы, на доске таблички с высказываниями: “Способность выбирать есть драгоценнейшее из свойств разума. (Т.Уайлдер). “Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать (Э. Севрус ). “Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус). “Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).
Подготовка к игре: учащиеся получили задание: принять участие в конкурсе творческих работ, посвященных выборам и знанию избирательного законодательства (рисунки, стихи, плакаты, буклеты и т. д.).
Вступительное слово учителя: вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны. Давайте посмотрим, что говорят о выборах и их необходимости жители Райчихинска.
ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА
У вас на столах лежат карточки на которых написано “Выборы нужны ...” поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания (“.”; “?”; “...,но...”).
Выбранные знаки записываются на карточках в каждого участника. Результаты выполненного задания (количество выбранных знаков) вывешиваются на доске по каждой группе отдельно.
“.” - уверен(а) в необходимости выборов;
“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.
Итак, начинаем нашу игру. Обращение к болельщикам и игрокам назвать известные им способы голосования.
Историческая справка
Родина демократии – Древняя Греция. В истории известно немало способов выразить свою волю:
в Древней Греции в V в. до н.э. народное собрание выбирало стратега простым понятием рук, а по вопросам войны или мира голосовали белыми и черными камнями, бросая их в урну при выходе с Агоры. Белый камень означал «да», черный – «нет».
В Риме в 508г. до н.э. в Сенате после вынесения вопроса на голосование сенаторы расходились по обе стороны зала – вправо сторонники предлагаемого решения, влево – противники его.
Детский способ голосования в Спарте, взамен умершего старейшины спартанцы выбирали нового. Перед Народным собранием проходили все претенденты. Народ каждого встречал криком одобрения. Чтобы определить, кто же из них избран в соседнем доме запирали несколько человек, которым доверяли. Им было слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче других.
Выборы консулов начинались с того, что каждый гражданин получал табличку, на которой он писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал таблички в особую корзину. После проводился подсчет голосов.
В гладиаторских боях зрители использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить побежденного гладиатора. Большой палец вверх означал жизнь, палец вниз означал смерть.
В Средневековой Германии за нового члена соседской общины голосовали хлебными мякишами, бросая их в кувшин. Если кто был против новичка, то сдавливал свой мякиш.
В.И. Ленин популяризировал такой метод голосования как голосование «ногами», т.е. отказ избирателей приходить на избирательные участки.
Современные способы голосования практически одинаковы для всех стран: граждане делают отметки в бюллетенях и опускают их в специальные урны, затем избирательные комиссии подсчитывают голоса, хотя уже сейчас применяют и сканеры для обработки бюллетеней.
Выборы – это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.
Представление команд
Итак, в сегодняшней игре принимают участие команды -11 Б класса и 10 А класса.
Команды обмениваются приветствиями.
Представление жюри: Салкин Олег Юрьевич – председатель территориальной избирательной комиссии; Барашихина Наталья Владимировна – зам. директора по воспитательной работе; Караваева Олеся – ученица 11 А класса, победитель олимпиады по избирательному праву.
Викторина
Начнем состязания с викторины, каждой команде поочередно задается вопрос, если команда не отвечает на вопрос, он передается соперникам. За каждый правильный ответ – 1 боб на чашу весов.
По-французски «говорильня», в Израиле – Кнессет, в Иране – Меджлис, в Украине – Рада, а в России? Федеральное собрание |
В переводе с латинского – одетый в белое, назначенный к назначению; в переводе с французского – претендент; а по-русски? КАНДИДАТ |
В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? Да (гл. 10 ст 72 п. 2 ФЗ) |
Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный бюллетень? Нет (гл. 4 ст 30 п. 7 ФЗ) |
Право избирать называется… Активное избирательное право |
Право быть избранными в органы власти называется… Пассивное избирательное право |
Закон Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» принят… 26 июня 2009г. |
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» был принят… 12 июня 2002г. |
В Сегодня я проживаю в микрорайоне Новом, но на момент голосования мое место жительство изменится, так как я планирую временно пожить у своей мамы, которая проживает в Зельвино. Подскажите мне, где я должна голосовать? по месту регистрации
|
Женщина инвалид 1 группы на избирательный участок прийти не в состоянии, но ею была оформлена доверенность на свою дочь. Избирательная комиссия сочла, что избирательный бюллетень может быть выдан дочери и дочь имеет право проголосовать за нее. Правомерны ли действия комиссии? Нет, таким гражданам предоставлено право голосовать вне помещения |
Мажоритарная избирательная система предусматривает…. Голосование по одномандатным округам, а подсчет голосов определяется абсолютным большинством |
Пропорциональная избирательная система предполагает… Голосование по партийным спискам |
II тур игры - ителлектуально - творческий
По 2 участника от каждой команды проходят за компьютеры, им предстоит пройти интерактивное тестирование по вопросам избирательного права.
По 2 участника от каждой команды участвуют в составлении синквейна
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается отношение к теме.
Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение.
Рассмотреть предложенные политические карикатуры. (см. приложение). Дать характеристику явлениям.
III тур игры «Ситуация»
Участники каждой команды решают ситуативные задачи необходимо назвать нарушения:
Подготовлены 4 карточки, каждая команда вытягивает себе карточку и отвечает на вопрос (карточки разного цвета)
Ситуация № 1.
Председатель участковой избирательной комиссии:
- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
Ситуация № 2.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии.
Ситуация № 3.
Из беседы с наблюдателем.
- Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Ситуация № 4.
Из разговора с избирателем.
- Пришел на выборы рано, еще и наблюдателей не было. А члены комиссии что-то пишут и пачками бюллетени в урну бросают. А одна из девушек меня в кабинку завела, да и посоветовала мне за кого проголосовать. Ну а я не против – наверное, он - хороший человек.
Конкурс капитанов
Капитаны каждой команды работают с вопросом «Зачем идти на выборы?» по алгоритму Цицерона
Участники игры должны выстроить логическую цепочку на тему: «Зачем идти на выборы?», четко придерживаясь определенного общего для всех алгоритма. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что именно произошло) - причина - повод - сопутствующее событие - аналогии и сравнения - последствия. То есть, о чем бы ни шла речь, рассказчик обязательно должен фиксировать в своем сообщении все отмеченные моменты и именно в этой последовательности. Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным еще Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда.
Зачем идти на выборы? |
||||||
КТО? |
ЧТО? |
ГДЕ? |
ЧЕМ? |
ЗАЧЕМ? |
КАК? |
КОГДА? |
IV тур Агиткампания «Ты сам отвечаешь за все» Домашнее задание
Участникам игры было предложено домашнее задание подготовить выступление, агитирующее избирателей прийти на выборы.
Учитель: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать, убедите потенциальных избирателей в необходимости прийти на выборы.
Выступления команд
Подведение итогов. Награждение игроков.
Учитель: выбор – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что “воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”.
Вы обратили внимание на высказывания мудрых, которые размещены на доске (зачитать), эти же высказывания лежат у вас на столах, вам предлагается домашнее задание написать эссе, взяв за основу одно из высказываний.
Домашнее задание написать эссе на тему: «Мы выбираем…»
Рефлексия
Закончим наш урок мы одним из способов голосования, которым пользовались древние греки. Если вам понравился урок, положите белые камни в вазу при выходе, если вам было не интересно – положите в вазу черные камни. Камни двух цветов лежат у вас на столах
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ:
Ситуация № 1.
непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.
массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.
Ситуация № 2.
голосование за родственников.
устранение наблюдателей при подсчете голосов.
Ситуация № 3.
халатность при учете количества бюллетеней взятых выездной группой.
непредъявление наблюдателям бюллетеня при подсчете в развернутом виде.
отказ предоставить наблюдателю протокол для голосования.
Ситуация № 4.
отсутствие наблюдателей.
вброс фальсифицированных бюллетеней.
агитация в день выборов.
ТЕМЫ ЭССЭ:
“Способность выбирать есть драгоценнейшее из свойств разума (Т.Уайлдер).
“Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать (Э. Севрус ).
“Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус).
“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).
“Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство”. (Джон Адаме.)
“Управление государством зависит от подбора мудрых людей”. (Конфуций.)
“Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован”. (Барух.)
“Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех”. (Джон Кеннеди.)
Никогда так не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (О. Бисмарк)
«Плохие руководители выбираются хорошими гражданами, … не участвующими в голосовании» (А. Линкольн)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА
ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Основной закон государства (Конституция РФ).
Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК) ).
Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
Выборы депутатов парламента проходят каждые… (4года).
Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится (18 лет).
Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).
Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается участвовать в выборах: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После меня хоть потоп. После меня хоть трава не расти. Мне все по барабану. Я маленький человек - от меня ничего не зависит.
Каким словом называют человека, равнодушного к проблемам своей страны, других людей, живущих только своими проблемами? (ОБЫВАТЕЛЬ, НЕБОКОПТИТЕЛЬ).
1) В одном американском фильме авантюрист, мелкий воришка по фамилии Джонсон становится членом Сената благодаря известной фамилии. Избиратели голосовали не за идею, не за человека, а за известную фамилию. “За кого голосуем?” – спрашивает муж жену. “Как всегда за Джонсона. Мы всегда голосуем за Джонсонов”.
Охарактеризуйте политическую культуру этой семейной пары.
2) Один избиратель рассказал: “Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже”.
Второй в ответ поведал: “А я тоже не знал, за кого голосовать и ни за кого не стал опускать бюллетень”.
Поведение кого из этих избирателей кажется вам политически более грамотным, зрелым?
Использованная литература.
В подготовке урока использована справочно-правовая система Консультант Плюс:
1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА
УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЗ
от 12.06.2002 N 67-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.05.2002)
3. "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЗ от
10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) (с изм. и
доп., вступающими в силу с 07.09.2007)
4. "О ШТАНДАРТЕ (ФЛАГЕ) ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
УКАЗ Президента РФ от 15.02.1994 N 319 (ред. от 06.05.2000)
5. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, “Юрист”, 2005 год.
6. Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2007 год, стр. 71 – 75.
7. Никитин А.Ф. Основы права. Учебник для общеобразовательных учреждений 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 414с.