Информация о результатах проведения ЕМД в МАОУ «СОШ № 2»
В период с 11 по 15 октября 2020г. в МАОУ «СОШ № 2», согласно плану работы на 2021-2022 учебный год, была проведена единая методическая неделя по теме: «Формирование функциональной грамотности в учебном процессе». В работе ЕМД приняли участие администрация школы, педагоги, работающие в классах, в которых были запланированы открытые уроки. Все уроки начались и закончились в соответствии со временем, указанным в программе.
Всего в рамках ЕМД было представлено 10 уроков: 9 на муниципальном и 1 на школьном уровне.
-11.10.21 - Урок английского языка в 6Г классе по теме «Мои окрестности» (Демченко Э.В). Форма организации деятельности на уроке – групповая. Педагог использовал элементы технологии критического мышления. Задания предлагались от простого к сложному: повторяли слова, составляли предложения, затем рассказ. На уроке имел место быть дифференцированный подход: учащимся предлагались задания разной сложности в зависимости от уровня языковой подготовки. Ученики самостоятельно оценивали свою работу в листах учета знаний.
-12.10.2021 - Урок изобразительного искусства в 6А классе по теме «Изображение предметного мира – Натюрморт» (Швецов В.В.). На уроке учитель использовал приёмы, направленные на формирование функциональной грамотности: работа с различными видами текстов (письменный, работа по инструкции, работа с картинами). При актуализации знаний, учитель использовал информационно - коммуникационные технологии. Грамотное использование элементов проектной технологии, позволило ученикам, работая в группах, создать свой натюрморт.
-13.10.2021 - Урок литературного чтения в 4А классе по теме « Выразительное чтение стихотворения с опорой на настроение. И.Бунин «Листопад» (Алимжанова Е.А.). Урок проведен с использованием групповой формы организации деятельности. Урок логически выстроен, все этапы урока имели завершённый характер. Используемые приёмы позволили ученикам сформулировать тему и цель урока. Учащимся предлагались различные формы работы с текстом. Работа в группах носила продуктивный характер, что позволила учителю достичь запланированных целей.
-14.10.2021- Урок географии в 5В классе по теме «Внутреннее строение Земли» (Федотова О.Ю.). Содержание учебного материал было грамотно отобрано с учетом темы и целей урока. В течение всего урока учащиеся самостоятельно осуществляли учебные действия по намеченному рабочему листу (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играло учебное сотрудничество). Формирование естественно-научной и читательской грамотности было организовано через выполнение заданий: заполнить таблицу (на основе просмотренного видео и текста учебника); сотрудничество в парах (учащимся необходимо было найти ответы на вопросы, фиксируя их в рабочих листах). Завершился урок диагностикой знаний по изученной теме в форме игры «Верно-неверно».
Урок родного русского языка в 5Б классе по теме «Живое слово русского фольклора» (Верченко Л.А.). Урок проведен на высоком методическом уровне. Учащиеся участвовали в целеполагании, формулируя личностный смысл урока, на основе определения границ знания и незнания. После проведения каждого этапа урока была организована рефлексия деятельности. В ходе урока учащиеся работали с различными видами текстов: художественными, научно-популярными. На всех этапах урока была использована технология критического мышления. Наибольший интерес у учащихся вызвал прием «Кубик Блума». Благодаря приему учащиеся самостоятельно формулировали вопрос по теме урока.
Урок географии в 6А классе по теме «Виды изображения поверхности Земли» (Ярова О.В.). Педагогом отобран интересный познавательный видеоматериал, составлены маршрутные листы и листы самооценивания, спланированы творческие домашние задания по выбору на два уровня: базовый и повышенный. Но у педагога есть проблемы с налаживанием дисциплины на уроке, поэтому рабочего настроя у детей не было, поставленные цели до конца реализовать не удалось.
-15.10.2021- Урок геометрии в 8Б классе по теме «Осевая и центральная симметрия» (Рахманкулова И.А.). Материал урока отобран в соответствии с целями и задачами урока. Продумано интересное начало урока, мотивирующее учащихся на изучение новой темы, запланировано проблемное задание по теме урока, использовалась яркая наглядность. Основная часть урока должна была пройти в форме самостоятельной практической деятельности учащихся по освоению понятий «осевая» и «центральная симметрия», но работа свелась к выполнению заданий по предложенному алгоритму и образцу.
Урок обществознания в 6А классе по теме «Виды деятельности человека» (Мунарев Е.В.). Цели урока были сформулированы в совместной деятельности учителя и учащихся. На уроке реализованы следующие принципы: принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков); принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретенного знания); принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия). Учитель грамотно использовал эффективные методы работы с информацией: на уроке была успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуальная-познавательная деятельность учащихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Урок литературного чтения в 4Д классе по теме «П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» (Ефремова И.П.). На протяжении всего урока была организована работа по формированию функциональной грамотности: учащиеся осуществлялся поиск необходимой информации в учебнике; наблюдали за словом в художественном тексте; учились ориентироваться в учебной и справочной литературе; сопоставляли иллюстрации, музыкальные фрагменты с текстом произведения; учились сравнивать главных героев на основе сравнительных характеристик. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Урок истории в 5А классе по теме ««Письменность и знания древних египтян» (Демина А.Ю). Урок проведен с использованием кейс-технологии, ИКТ, проблемно-диалогического обучения. При организации урока были использованы индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками информации по выполнению проблемных заданий. Школьники работали с научно-популярной литературой, анализировали документы, пробовали свои силы в написании послания с помощью египетских иероглифов, составляли примеры по-египетски.
Проведению открытых уроков предшествовала организация семинара-практикума по теме «Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире». В ходе семинара педагоги познакомились с компонентами функциональной грамотности, узнали о методах и приемах, об эффективных педагогических технологиях, формирующих функциональную грамотность. Материалы методического семинара были использованы педагогами при подготовке и проведении открытых уроков.
Работа по формированию функциональной грамотности на уроках просматривалась через эффективные педагогические практики: сотрудничество в парах и малых группах; учебные исследования и мини-проекты; задания на самооценку и взаимооценку; создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность.
Формирование функциональной грамотности – это очень сложный, многосторонний и длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии. При проведении открытых уроков педагогами были использованы следующие технологии: технология проектной деятельности, уровневая дифференциация обучения, технология оценивания учебных достижений обучающихся, информационные и коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения.
При подведении итогов ЕМД педагогическими работниками школы были сделаны следующие выводы:
-Программа методической недели реализована в полном объеме, поставленные цели и задачи методической недели достигнуты.
-Все проведенные уроки соответствовали теме единой методической недели.
-После каждого проведенного урока был запланирован анализ и самоанализ уроков.
-Педагоги проявили профессиональную компетентность в вопросах формирования функциональной грамотности учащихся.
Вместе с тем педагоги отметили, что не у всех педагогов получилось провести урок в соответствии с современными требованиями, даже с учетом того, что содержание материала было отобрано грамотно. Имели место быть на уроках задания репродуктивного характера, не заставляющие учащихся мыслить, а лишь выполнять задания по образцу или предложенному алгоритму. Все эти и другие проблемы предстоит решать при организации и проведении последующих методических мероприятий.
Рекомендовано:
- Педагогам-предметникам продолжить работу по формированию функциональной грамотности учащихся.
- Педагогам, представившим уроки в рамках ЕМД, подготовить конспекты для публикации в интернет-сообществах, для участия в муниципальном конкурсе ИКТ в образовательном процессе.
- Педагогам школы при проведении ЕМД запланировать уроки вне классного кабинета, школы; активнее использовать возможности АйтиЛаб.
- Касаткиной Т.Ф., наставнику молодого специалиста Демченко Э.В, спланировать работу по посещению уроков у педагогов-стажистов уровня начального и основного общего образования с целью повышения профессиональной компетентности педагога.
Методист С.В.Сорокина
16.10.2021
Источники: